Автор: Шишлова Маргарита Николаевна
Занятие по музыкальному воспитанию (4-5 лет)
Тема: «Осень»
Цель: Формировать навыки культуры слушания музыки ( не отвлекаться и не отвлекать других). Закрепление знаний детей средней группы о сезонных изменениях в природе осенью.
Задачи:
1.Образовательные:
— обогащать впечатления детей, формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память;
— способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.
2. Развивающие:
— развивать чувство ритма;
Ход занятия
Педагог: Каждое время года по-своему прекрасно. Осень радует нас красотой деревьев, полей, удивительными сочетаниями цветов: зелёный, жёлтый, оранжевый, красный, серый, бордовый… Богатство красок, их оттенков восхищает и удивляет нас.
Осень в золотой косынке, приглашает вас гулять.
Топать, бегать, веселиться и листочки собирать.
Я предлагаю вам послушать песню «Падают листья» (М.Красева). Послушайте пожалуйста и скажите, про какую осень в песне поётся, какая музыка по характеру? (Исполнении песни). (Предложить детям выбрать иллюстрацию к этой песне)
А теперь дети, я предлагаю вам послушать другое произведение про осень.
А.С.Пушкин любил осень. Он писал:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя, прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье,
в багрец и золото одетые леса.
Осенью, природа словно притихает. Если весной всё приходит в движение- распускаются листья, бегут ручьи, слышится гомон птиц, то осенью природа, как будто готовится к зимнему сну, кажется усталой, утомлённой. Деревья скидывают с себя листву. Птицы покидают нас и улетают в тёплые страны.
Когда смотришь на осеннюю природу, то тебя охватывают разные чувства: нежность, удивление от любования красоты золотой осени, а также грусть.
Грустно смотреть на опавшие листья и оголившие деревья.
Мы сейчас прослушаем произведение великого русского композитора
П.И. Чайковского — осень. Какое настроение передано в этой музыке?
(слушание произведения)
Дети: (ответ детей)
Педагог: Да, музыка звучит тихо, жалобно, застыло, неторопливо. Природа словно замерла перед сном.
Педагог: А осенью, очень часто льют дожди. Как дожди звучит?
Дети: (ответ детей)
Педагог: А осенью, очень часто льют дожди.
Дождик, лей, дождик лей, для меня и для друзей,
Не боимся сырости, только лучше вырастим.
Педагог: Как капельки стучат-звучат?
Дети: (ответ детей)
Педагог: Я вам песню спою, называется «Дождик», а слова кап-кап-кап, вы мне подпевайте. У меня музыкальные инструменты, я их вам раздам, а вы , на них сможете импровизировать звучания дождя (дети берут музыкальные инструменты, педагог исполняет ( на фортепиано) песню «Дождик», дети импровизируют на слова (кап-кап-кап)). (Затем звучит фонограмма песни «Дождик» и дети ещё раз импровизируют на музыкальных инструментах).