Важность применения нейропсихологического подхода в подготовке к школьному обучению детей с задержкой психического развития.

Автор: Годовенко Инга Александровна

Важность применения нейропсихологического подхода в  подготовке к школьному обучению детей с задержкой психического развития.

За последнее время вместе со значительным увеличением роста количества детей с ОВЗ усложняется качество проявлений, как медицинских, так и психолого-педагогических диагнозов. В нашем учреждении группы комбинирующей направленности ЗПР посещают воспитанники с различной нозологией, у многих из них имеются не только трудности и проблемы,  сопутствующие (соответствующие) диагнозу, но и, связанные с органическим поражением ЦНС. В основе коррекционо–развивающей работы с воспитанниками лежит программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» (С.Г. Шевченко, Р.Д. Тригер, Г.М. Капустина, И.Н. Волкова). «Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный… Интеллектуальная зрелость, по мнению нейропсихологов, существенно отражает функциональное созревание структур головного мозга. Недостаточная готовность к школе проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности». У воспитанников наблюдаются трудности и проблемы в разной степени во всех сферах психического развития.

При подготовке к школе детей с ЗПР ставятся общие задачи:

— создание ребенку с ЗПР возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;

— обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка;

— коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;

— стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);

— профилактика (предупреждение) вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.

В связи с часто встречающейся сложной картиной структуры дефекта и пониманием того, что в коррекционной работе необходимы дополнительные инструменты для оказания эффективной помощи воспитанникам и законным представителям (и их родителям), специалисты, стали применять нейропсихологический подход. Полноценную нейропсихологическую коррекцию может провести только нейропсихолог. Однако у специалистов ДОУ есть возможность применять элементы нейропсихологической коррекции, при условии прохождения обучения по данному направлению и  повышение профессиональной компетенции. Применение нейропсихологического подхода дает положительную динамику в коррекционно –развивающей работе.

У воспитанников по данным из анамнеза, результатам проведения диагностического обследования, наблюдений, беседы и консультаций с родителями (законными представителями), в ходе работы выявляются трудности и проблемы не только в когнитивной, аффективно – эмоциональной сферах, но и, главным образом, в регуляторной, в развитии произвольной регуляции, при чем с самого первого уровня – сенсомоторного развития. Значительные нарушения в развитии крупной, тонкой и артикуляционной моторики, имеются либо гипо-, либо гиперчувствительность, низкий или повышенный мышечный тонус, низкий уровень осознания границ собственного тела.

Изучая данный подход, приходишь к пониманию: насколько сложно устроен мозг, как важна взаимосвязанная работа на уровне мельчайших частиц и связей. Доказано, что именно зрелость определенных структур головного мозга влияет на развитие ребенка, не умоляя важности и учета факторов наследственности, влияния социальной среды, прежде всего, семьи, как главного социального института.

ФГОС ДО утверждает основные принципы, одними из которых являются:

— амплификация детского развития;       

— формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включенность в различные виды деятельности.

В свою очередь, задача специалиста — проведение диагностической, психокоррекционной реабилитационной, консультативной работы, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и современных информационных технологий. Вышесказанное дает возможность (аргумент в пользу) поиска новых дополнительных эффективных подходов, их применение в работе по профилактике и преодолению трудностей в социальном и психическом здоровье воспитанников, а также, в целом, в их развитии.

В настоящее время сама наука нейропсихология «набирает обороты» в своем развитии, и имеются уже микронаправления. Актуальность, эффективность ее бесспорна, однако необходимо соблюдать важный принцип: «не навреди!».

Нейропсихология – научное междисциплинарное направление с глубокими знаниями структур, функций мозга, взаимосвязи его развития с развитием ребенка. Это относительно молодая наука. Самый значительный вклад в ее развитие внес А.Р. Лурия, ученый, врач, нейрофизиолог. Данный подход является новым важным звеном в коррекционно – развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Отдельные приемы нейрокоррекции несомненно давно применяются педагогами в различных областях, однако, как правило, отсутствует системность, не хватает профессиональных знаний и понимания о важности применения и, вместе с тем, осторожного отношения, учитывая все составляющие развития ребенка.

В рамках нейропсихологического подхода существуют два основных направления нейропсихологической коррекции:

Первое    направление    —     когнитивная     нейропсихологическая

коррекция, направлено на развитие и коррекцию познавательных функций и входящих в них компонентов. В этом направлении акцент ставится на развитие слабого звена при опоре на сильные звенья в ходе специально организованного взаимодействия ребенка и взрослого, где взрослый сначала берет на себя функции слабого звена ребенка,  затем постепенно передает их ребенку, выстраивая задания от простых к сложным, от совместного к самостоятельному действию. Адекватные по сложности задачи, предъявляемые в определенной последовательности, оптимальная помощь со стороны педагога при постоянном ее сокращении является необходимыми условиями эффективности коррекционно- развивающего обучения.

Второе направление нейропсихологической коррекции связано с движением, в частности, применяется метод “замещающего онтогенеза”. Данное направление нацелено на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций. В нем используются методы моторной коррекции или телесно-ориентированные методы, направленные на восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, развитие невербальных компонентов общения, а также собственно когнитивные методы, направленные на преодоление трудностей в усвоении образовательной программы и формирование ВПФ. Воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций. Так как сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития ВПФ, в начале коррекционного процесса отдается предпочтение именно двигательным методам, которые активизируют мозговой метаболизм и являются триггерным механизмом восстановления взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Развитие базальных функций праксиса, гнозиса, памяти, а также процессов саморегуляции создает базовые предпосылки для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями и волевой регуляции психической деятельности.

Наукой и практикой доказана важность и значимость психомоторного развития. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

×
×