Автор: Маткина Валентина Валерьевна
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:8.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:107%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,sans-serif;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;}
Информационно-коммуникационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Маткина Валентина Валерьевна
воспитатель
На современном этапе развития общества образованию лиц с ограниченными возможностями уделяется большое внимание. В Конституции РФ и Законе «Об образовании в Российской Федерации» указано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья выступает одним из важнейших условий их успешной социальной адаптации в обществе. Приоритетным направлением российского образования является создание такой образовательной среды, которая обеспечит доступность качественного образования для детей, имеющих различные нарушения в развитии. Также важнейшими ориентирами образования выступают индивидуализация и дифференциация образования, повышение профессиональной компетентности педагогов. В соответствии с этим изменяется подход к выбору технологий обучения.
Дети с ограниченными возможностями здоровья представляют собой сложную категорию, многие трудности в обучении у которых обусловлены проблемами со здоровьем и препятствуют полноценному усвоению знаний без создания специальных условий обучения.
Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют для обучения принципиально новые возможности. Они могут быть использованы на любом этапе обучения: при изучении нового материала, контроле знаний, закреплении, обобщении.
По мнению О.И. Кукушкиной информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) позволяют при традиционной организации учебного процесса решать задачи, связанные с индивидуализацией и дифференциацией процесса обучения, формированием у учащихся навыков самоконтроля, визуализацией информации, моделированием процессов и явлений, с развитием мышления, повышением учебной мотивации. Для этого используется комплекс средств: аппаратных (компьютер, принтер, сканер, копир, проектор, фото- и видеотехника, звукозаписывающие устройства, мультимедиа и т.п.) и программных (виртуальные конструкторы, тренажеры, комплексные обучающие пакеты, поисковые системы, интернет) [2].
О.С. Сергеева считает, что благодаря использованию информационно- коммуникативных технологий у детей с ОВЗ формируются специальные навыки, материал на уроке становится более наглядным и способствует формированию ключевых компетенций учащихся. Наглядное изображение особенно важно при обучении детей с ОВЗ, у многих из которых отмечаются трудности в развитии мышления. Благодаря использованию информационных технологий у детей с ОВЗ зрительное восприятие и слуховое внимание
обостряются, что ведет к положительному результату обучения и развития данной категории детей [5].
С помощью Икт дети с ограниченными возможностями здоровья учатся ориентироваться в информационных потоках, расширяются их представления об окружающем мире, формированию навыки работы с информацией, ее поиском, анализом, обработкой.
И.А. Никольская указывает, что внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникативных технологий требует учета ряда принципов:
1. Принцип активизации самостоятельной деятельности учащихся. Данный принцип реализуется посредством применения инновационных методов обучения, более гибких и подходящих по возможностям детям с ограниченными возможностями здоровья.
2. Принцип интерактивности компьютерного обучения. Благодаря работе с информацией у учащихся развиваются навыки самоконтроля, обогащается опыт социального взаимодействия, что положительно влияет на социальную адаптацию детей с ОВЗ.
3. Принцип мультимедийности компьютерных систем обучения. Использование информационно-коммуникативных технологий помогает активизировать компенсаторные механизмы обучающихся посредством реализации полисенсорного подхода к преодолению нарушений в развитии [3]. Наряду с вышеперечисленными принципами, сохраняют свою значимость такие принципы как принцип системности и последовательности, доступности, индивидуального подхода, объективной оценки результатов,
воспитывающего обучения, развивающего обучения.
По мнению Н.Н. Глазковой, информационно-коммуникативные технологии обладают целым рядом преимуществ в образовании детей с ОВЗ. Прежде всего, в значительной степени ИКТ помогают визуализировать представляемый материал, тем самым улучшая его понимание, запоминание. Использование компьютерной визуализации позволяет сократить время на уроке на объяснение материала и уделить больше внимания продуктивной, проблемно-поисковой деятельности [1].
Также информационно-коммуникативные технологии способствуют развитию психических познавательных процессов учащихся: мышления, внимания, памяти, восприятия и т.д.
Возможности индивидуализации обучения при использовании ИКТ расширяются: на уроке обеспечивается тем усвоения знания, подходящий для каждого ребенка, высвобождается время ля оказания помощи.
В плане социализации учащихся с ОВЗ информационно- коммуникативные технологии оказывают положительное влияние на развитие информационной культуры учащихся, повышение учебной мотивации, формирование навыков работы с информацией, активизируют творческое начало.
Повышение эффективности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством применения новых информационных технологий в коррекционном процессе во многом зависит от
инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения. Важным фактором является подбор материала, составление заданий, конструирование педагогических и коррекционных задач с учетом индивидуальных психолого- возрастных особенностей детей.
Широкие возможности в организации образовательного процесса открываются при использовании ИКТ. Учитель может представлять учебный материал в виде презентаций, использовать электронный учебник и рабочую тетрадь, толковый словарь, справочную литературу, практические пособия. При этом учитель весь материал адаптирует под возможности учащихся и в плане объема, и в плане содержания.
Компетентность учителя также при этом должна постоянно повышаться. Учителю, работающему с детьми с ОВЗ, необходимо не только знать психолого-педагогические особенности таких детей, но и методику обучения, иметь высокий уровень пользователя компьютера, для того чтобы активно внедрять информационно-коммуникативные технологии. Интерес в организации работы представляет и использование специального программного обеспечения: электронных пособий, тренажеров, практикумов.
Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение различных методик коррекции, а, следовательно, и использование разнообразных компьютерных технологий. Это способствует повышению результативности коррекционно- образовательного процесса.
Информационно- коммуникативные технологии могут быть использованы не только в урочной, но и внеурочной работе. В частности, могут включаться элементы дистанционного образования, школьники могут участвовать в сетевых проектах, олимпиадах, квестах, конкурсах.
Для современных детей, растущих в мире, наполненном компьютерами и другими техническими устройствами, использование информационно- коммуникативных технологий является одной из составляющих социальной адаптации.
Обобщая вышесказанное, можно отметить, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса, максимально реализовать потенциальные возможности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, оптимально использовать ресурсы урока.
Литература
1. Глазкова Н.Н. Проблема формирования информационной грамотности учащихся с недоразвитием интеллекта / Н. Н. Глазкова // Известия Российского государственного пед. университета им. А. И. Герцена. –2007.
–№ 7. – С. 69–72.
2. Кукушкина О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы
развития. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». – 2003. – № 3. – С. 67-76.
3. Кукушкина О. И. Текстовый редактор MSWord и развитие письменной речи детей. Помощь в трудных случаях. М., 2004. – 103 с.
4. Никольская И. А. Применение информационных технологий в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / И. А. Никольская, Е. В. Подвальная // Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации : материалы Всероссийской научнопрактической конференции; 20–21 мая 2010 г. : В 2 ч. / ред. кол. : Н.Е.Разенкова (отв. редакт.), Л. Д. Балакай. – Новокузнецк: РИО КузГПА, 2010. –С. 66−74.