ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА «ПЕДАГОГ-ПЕДАГОГ»

Автор: Иванова Анжела Вячеславовна

1. Назначение программы наставничества педагогических работников в образовательной организации

 

Создание программы наставничества продиктовано временем. На сегодняшний день не только национальный проект «Образование» ставит такую задачу, как внедрение целевой модели наставничества во всех образовательных организациях, но и сама жизнь подсказывает нам необходимость взаимодействия между людьми для достижения общих целей.

Поддержка молодых специалистов, а также вновь прибывших специалистов в конкретное образовательное учреждение – одна из ключевых задач образовательной политики.

Современному образовательному учреждению нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.

Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Профессиональная помощь необходима не только молодым, начинающим педагогам, но и вновь прибывшим в конкретное образовательное учреждение. Нужно помочь им адаптироваться в новых условиях, ознакомить их с учительской документацией, которую им необходимо разрабатывать и вести в данном учреждении, а также оказывать методическую помощь в работе.

Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога и вновь прибывшему учителю, сформировать у них мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.

Нормативно-правовой основой наставничества в ГБПОУ СХТК является:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»;

приказ Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 14 сентября 2022 года №2273 «О наставничестве педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования республики Башкортостан»;

приказ директора ГБПОУ СХТК №01-495 от 18.11.2022 г.

Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба образовательному процессу образовательной организации. Решение об освобождении наставника и наставляемого от выполнения должностных обязанностей для участия в мероприятиях плана реализации персонализированной программы наставничества принимает руководитель образовательной организации в исключительных случаях при условии обеспечения непрерывности образовательного процесса в образовательной организации и замены их отсутствия


 

2. Цель и задачи программы наставничества

 

Цель: создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста в условиях современного образовательного процесса и организация помощи по воспитательной работе с обучающимися.

Задачи:

1. Адаптировать вновь прибывших специалистов для вхождения в полноценный рабочий режим колледжа через освоение норм, требований и традиций колледжа и с целью закрепления их в образовательной организации.

2. Выявить склонности, потребности, возможности и трудности в работе наставляемых педагогов через беседы и наблюдения.

3. Спланировать систему мероприятий для передачи навыков, знаний, формирования ценностей у педагогов с целью повышения личностного и профессионального уровня наставляемых, а также качества обучения младших школьников.

4. Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого наставляемого педагога.

5. Оценить результаты программы и ее эффективность.

Основными принципами системы наставничества педагогических работников являются:

1. Принцип научности предполагает применение научно-обоснованных методик и технологий в сфере наставничества педагогических работников;

2. Принцип системности и стратегической целостности предполагает разработку и реализацию практик наставничества с максимальным охватом всех необходимых компонентов системы образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации;

3. Принцип легитимности подразумевает соответствие деятельности по реализации программы наставничества законодательству Российской Федерации, региональной нормативно-правовой базе; принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает приоритет интересов личности и личностного развития педагога в процессе его профессионального и социального развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и наставника;

4. Принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в определении и совместной деятельности наставника и наставляемого;

5. Принцип аксиологичности подразумевает формирование у наставляемого и наставника ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям;

6. Принцип личной ответственности предполагает ответственное поведение всех субъектов наставнической деятельности куратора, наставника, наставляемого и пр. к внедрению практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных стратегий и механизмов наставничества;

7. Принцип индивидуализации и персонализации наставничества направлен на сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого индивидуальной траектории развития;

 


 

3. Ожидаемые результаты реализации программы наставничества

 

Результатом правильной организации работы наставников станет высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов. Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в образовательной организации. Педагоги — наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации и профессии.

 

Ожидаемые результаты:

·     успешная адаптации молодого педагога в образовательном учреждении;

·     активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;

·     повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах педагогики и психологии;

·     обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;

·     совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;

·     использование в работе начинающих педагогов современных педагогических технологий;

·     умение проектировать воспитательную систему, работать с группой на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу

 

Оцениваемые результаты:

·        повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;

·        рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в данном коллективе / образовательной организации;

·        качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных наставляемым группах;

·        сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами;

·        рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик молодого специалиста.

 

Применяемые в программе элементы технологий: традиционная модель наставничества, ситуационное наставничество, партнёрское, саморегулируемое наставничество, медиация, проектная.

 


 

4. Сроки реализации программы наставничества

 

Персонализированная программа наставничества — это краткосрочная персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон.

На основании приказа Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 14 сентября 2022 года № 2273 «О наставничестве педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Республике Башкортостан», также в целях реализации Программы наставничества педагогических работников колледжа утверждены и введены в действие с «18» ноября 2022 г. по «30» июня 2023 г. документы:

         Положение о системе наставничества педагогических работников в ГБПОУ Стерлитамакский химико-технологический колледж (Приложение 1);

         Дорожную карту (план мероприятий) по реализации положения о системе наставничества педагогических работников в ГБПОУ Стерлитамакский химико­технологический колледж (Приложение 2).

         Назначиы ответственным за координацию и контроль по внедрению Программы наставничества педагогических работников ГБПОУ СХТК заместитель по УР Рыскулову М. Т.

         Назначен преподаватель Байгину Р. Ш. куратором — ответственным лицом за внедрение и реализацию Программы наставничества педагогических работников в ГБПОУ СХТК.

 

         Сформированы следующие наставнические пары:

 

ФИО наставника, должность

ФИО наставляемого, должность

1

Иванова Анжела Борисовна, преподаватель

Пупшева Лидия Николаевна, преподаватель

2

Иванова Анжела Вячеславовна, преподаватель

Лебедь Данила Михайлович, мастер производственного обучения

3

Аб деева Наиля Гадиевна, преподаватель

Атауллина Неля Нажибовна, преподаватель

4

Абдуллина Эльмира Амировна, преподаватель

Пиулькина Елена Владимировна, преподаватель

 

 

 

5. План реализации программы наставничества педагогических работников в образовательной организации

 

Содержание мероприятий

Контроль

Работа по предмету

Воспитательная работа

Работа с нормативной документацией

Сентябрь

Изучение ФГОС СПО, рабочих программ по предметам, календарно-тематического планирования.

Изучение плана

воспитательной работы колледжа

1.Изучение нормативно – правовой базы колледжа

2. Практическое занятие «Ведение документации»

Контроль качества составления поурочных планов.

Октябрь

Совместная разработка планов-конспектов уроков

Занятие: «Методика проведения урока

Практическое занятие: «Типы и формы уроков»

Посещение уроков

Ноябрь

Оказание помощи в подготовке и проведении уроков в соответствии с требованиями ФГОС.

Практикум: «Совместная разработка внеклассного мероприятия»

Изучение положения о текущем и итоговом контроле знаний обучающихся

Посещение внеурочных занятий

Декабрь

Беседа: «Дифференцированный подход в организации учебной деятельности»

Тренинг: «Учусь строить отношения. Анализ педагогических ситуаций».

Изучение документов по ФГОС СПО

Контроль ведения документации.

Январь

Занятие: «Инновационные технологии в обучении»

Анализ различных стилей педагогического общения

Самообразование педагога: курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, семинары

Контроль качества технологических карт урока

Февраль

Занятие: «Методы активизации познавательной деятельности учащихся»

Дискуссия «Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё»

Изучение документов по ФГОС.

Посещение уроков

Март

Организация индивидуальной работы с учащимися на уроках

Дискуссия: «Анализ стилей педагогического общения».

Изучение нормативных документов по ведению профессионального портфолио.

Контроль ведения портфолио

Апрель

Составление и разработка технологических карт к урокам.

Занятие «Формы и методы работы педагога с родителями».

Составление итоговых тестов для проверки.

Посещение уроков.

Май

Подведение итогов работы за год.

Оказание помощи в составлении отчета о работе

Отчет о результатах наставнической работы

Собеседование по итогам года

         

 

×
×