Технологическая карта к уроку русского языка во 2 классе по теме: «Слова с безударными гласными в корне слова» (по системе Занкова Л.В.)

Автор: Кулиш Виктория Михайловна

 

Технологическая карта  к уроку

русского языка во 2 классе по теме:

 

 «Слова с безударными гласными

в корне слова»

(по системе Занкова Л.В.)

Тип урока: открытие нового знания

Разработала: Кулиш В.М.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар лицей № 4 имени 57-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона противовоздушной обороны

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по системе Л.В.Занкова

 

Тема урока

Слова с безударными гласными в корне слова

Тип урока

Открытие новых знаний (ОНЗ)

      Цель

Научить школьников проверять написание слов с безударными гласными

Планируемый

    результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

·        сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне слова;

·        подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;

·        расширить словарный запас учащихся

Личностные:

·        осознание алгоритма учебного действия;

·        способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные:

ü освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

ü планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

ü формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

ü вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные:

ü освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной;

 

ü формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

 

Коммуникативные:

ü формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

ü принимать на себя ответственность за результат своих действий;

ü наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Основные понятия

Орфограмма, корневая орфограмма, безударные гласные, предложение, текст.

 

Межпредметные связи

Русский язык – развитие речи – литературное чтение

Ресурсы:

— основные

-дополнительные

 

Полякова А.В. Русский язык. Учебник для 2 класса. Часть 2

Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Слова с безударными гласными».

Карточки с творческим заданием.

Карточки «Рефлексия урока»

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.

 

 

 

 

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

                Формируемые

универсальные учебные действия

Мотивация к учебной деятельности

Включение в деловой ритм

Устное сообщение учителя

Готовятся к работе

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

(Слайд 1 )

 — Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия.

Актуализация знаний  и выявление индивидуальных затруднений

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание

1)    Минутка чистописания

v Запишите букву, которая следует в алфавите за буквой М. (н)

v Вторая буква состоит из длинной наклонной линии и короткой с закруглением вверху и внизу. (р)

v Буква, которая обозначает гласный звук [э] после мягких согласных. (е)

v Буква, которая звука не обозначает, но указывает на мягкость предыдущего согласного. (ь)

v Буква, которая обозначает глухой согласный звук, парный звонкому звуку [г]. (к)

v Буква, которая обозначает звук [о] после твердого согласного. (о)

— Какие буквы записали? (н, р, е, ь, к, о)

(Слайд 2)

— На какие группы можно разделить эти буквы? (1 группа — гласные, 2 группа– согласные, 3 группа – буквы, не обозначающие звука, 4 группа – буквы, элементы которых выходят за границу строки, 5 группа – буквы,  в написании которых есть овал)

 

 

Постановка учебной задачи

 

 

Анализирует знания учащихся.

Создает проблемную ситуацию.

 

 

Ставят цели, выявляют место и причины затруднения.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение,  формулирование цели;

логические –  формулирование проблемы.

 

2) Работа в парах

—  Составьте слова, используя только эти буквы. (Конь, корь, корень)

— Запишите слова. В написании какого слова возникло затруднение. Поставьте ударение, «опасные» места обозначьте точкой.

— В каком слове не совпадает произношение с написанием слова? (В словах конь, корь  все звуки слышим отчетливо , а в слове  корень при написании гласной во 2 слоге можно ошибиться)

— Почему возникло затруднение? (Во втором слоге – слабая позиция)

— В какой части слова гласная в слабой позиции? (В корне)

— Что такое корень? (1 уч. -корень – часть растения, 2 уч. – общая часть родственных слов, 3 уч. – главная часть в слове)

 

 

 

 

 

Построение проекта выхода из затруднения

 

 

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

 

 

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование;

логические – решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

 

 

 

 

 

— Какую цель ставим? (Узнать какая орфограмма в этом слове, как ее проверить)

-Какое наше действие следующее? (1. Назвать орфограмму.

                                                             2. Составить алгоритм проверки данной орфограммы.

                                                             3. Сравнить наш алгоритм проверки с правилом в учебнике.

                                                             4. Поупражняться в написании таких слов.)

 

 

 

Реализация построенного проекта

 

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

 

 

Работают в соответствии с составленным  планом

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция.

Познавательные: общеучебные- самостоятельное создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

— Какое название вы предлагаете для данной орфограммы? 1 уч. — путанные буквы, 2 уч. – буква без ударения, 3 уч. – сомнительные гласные)

— Давайте проверим, чей вариант был точнее. Откройте учебник на странице 83 и прочитайте название темы.

 

(Слайд 3)   Безударные гласные в корне слова.

 

(Слайд 4) Алгоритм

 

— Составим алгоритм проверки слов с безударными гласными.

    1. Читаю слово.

    2. Определяю ударение.

    3. Подбираю однокоренные слова.

    4. Выделяю корень.

    5. Подбираю проверочное слово.

    6. Пишу гласную.

— Сравним наш алгоритм  с правилом на странице 87. Какой вывод сделаете?(Наш алгоритм верный)

 

 

(Слайд 5)

— Докажите, что в слове корень надо писать безударный гласный е. (Проверочное слово: коренья)

                                                                   Физкультминутка

 

 

 

 

 

Обобщение новых знаний

 

 

 

 

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

 

 

 

 

Выполняют задания с объяснением

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера.

Познавательные:  общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

 

(Слайд 6)

 

На доске слова:

мосты

ковёр

зима

страна

ряды

Что скажете? (Здесь записаны слова с безударными гласными)

— По составленному алгоритму найдем безударную гласную в каждом слове.

-Запишите слова в столбик.

— Какие шаги выполним? ( Поставим ударение, выделим корень в слове, опасное место обозначим точкой)

— Проверяем.

 

 

Самостоятельная проверка  с самопроверкой по эталону

 

 

Организует деятельность по применению новых знаний

 

Самостоятельная работа. осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

1)    Выполнение  упражнения 416 на странице 87

2)    Проверка в парах

Физкультминутка для глаз

 

Включение в систему знаний

 

Организует выполнение творческого задания

 

Выполняют в группах творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение.

Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

 

 

 

 

Работа в группе

1) Вставь пропущенную букву в слова, объясняя свой выбор.

 

гр…за                   оз…ро

т…шина               д…жди

бер…г                  д…ревья

2) Составьте с данными словами рассказ из 3-4 предложений

 

Защита проекта

Проверка написания безударной гласной  в слове и составление предложений осуществляется по группам.

 

 

 

Рефлексия деятельности

 

 

Организует рефлексию

 

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

 

(Слайд 7)     

 — С какой орфограммой познакомились на уроке?

— Как проверить безударную гласную в корне слова?

— Подберите устно слово на эту орфограмму?

 

 

 

(Слайд 8)

 

У каждого ученика лист с двумя шкалами

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           Интересный урок                                     Моё участие

 

— Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.

 

Обсуждение результатов рефлексии

 

 

 

(Слайд 9)

 

— Спасибо за работу на уроке!

 

 

 

 

 

                                                                   Карточка для работы в группе

 

1.     Вставь пропущенную букву в слова,

допиши проверочное слово

                       

гр…за  — _______________________________                 

оз…ро — _______________________________

     т…шина — _____________________________         

д…жди- _______________________________

бер…г — ________________________________            

     д…ревья — ______________________________

 

2.      Составьте с данными словами

   рассказ  из 3- 4 предложений

 

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интересный урок          Мое участие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                   

 

 

 

Интересный урок            Мое участие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интересный урок           Мое участие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интересный урок         Мое участие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интересный урок         Мое участие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интересный урок         Мое участие

 

×
×