Автор: Слаква Дарья Витальевна
Статья посвящена подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В тексте обосновываются методы формирования готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В связи со сказанным необходимо изучение, как всей системы подготовки к обучению грамоте, так и дальнейшее углубленное исследование ее отдельных сторон. Это позволит устранить многие серьезные проблемы, которые имеют место в литературе.
Обучение грамоте, дети старшего дошкольного возраста, общее недоразвитие речи, логопедия.
В исследованиях Р. Е. Левиной и коллектива научных сотрудников НИИ дефектологии (Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. И. Жаренкова и др.) общее недоразвитие речи рассматривается, как различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Детей с общим недоразвитием речи относят к группе риска по возможности возникновения у них нарушений чтения и письма.
У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи.
Одной из выраженных особенностей речи таких детей является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значения многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление слов в речи сильно затруднено.
Так как мы говорим о подготовке детей к обучению грамоте старшего дошкольного возраста, значит, что у таких детей уже речь оказывается более или менее развернутой, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений уже нет, имеются лишь отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя. Отчетливо выступают недостатки чтения и письма, соответственно речь идет о третьем уровне речевого развития
Важной предпосылкой овладения речью как устной, так и письменной является развитие моторики, как общей, так и мелкой моторики рук, речевой моторики. Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, П. Н. Анохина доказали влияние манипуляций рук на развитие высшей нервной деятельности, особенно на развитие речи.
Многие авторы (Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Ткаченко Т. А.) разработали свои системы обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи, которые широко используются логопедами в коррекционной работе. Обучение грамоте по данным системам начинается с середины второго года обучения (в подготовительной к школе группе).
На первом году обучения пятилетние дети с общим недоразвитием речи не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказывается отставание не только в развитии речи, но и во внимании, памяти, быстрая истощаемость и утомляемость. Поэтому для проведения логопедических занятий, а также частично и воспитательских, целесообразно, делить группу на две подгруппы с учетом уровня речевого развития.
Предусматриваются следующие виды занятий: занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи и занятия по формированию произношения.
Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для систематического развития всех компонентов речи и подготовки к школе. Основными задачами этих занятий являются: развитие понимания речи; воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности, что дает возможность уточнить и расширить запас конкретных представлений ребенка; формирование обобщающих понятии; формирование практических навыков словообразования и словоизменения; умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур; Формирование правильного произношения звуков; развитие фонематического слуха и восприятия; закрепление навыков произнесения слов различной звукослоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза; Обучение детей самостоятельному высказыванию.
Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение. Важно научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных виды деятельности.
Таким образом, успешное обучение ребенка грамоте может осуществляться на основе определенного уровня готовности, которая предполагает не только общую психологическую и специальную подготовку, но и предполагает формирование у детей умственных, нравственных и физических качеств. Поэтому для обучения грамоте необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие мотива учения, адекватность и регуляция поведения, сформированность учебных и речевых навыков.