Автор: Некрасова Светлана Ивановна
Введение:
С целью решения задач по развитию
экономики и укреплению технологического суверенитета Российской Федерации
Минпросвещения России с 1 сентября 2023 г. внедряет в образовательных
организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, единую модель
профессиональной ориентации — проф. ориентационный минимум (далее —
профминимум) [1; ст. 2].
Для обеспечения
готовности нашей образовательной организации к началу 2023/24 учебного года с
учетом введения проф. минимума Минпросвещения России, мы, опираясь на
методические рекомендации по реализации проф. ориентационного минимума для
образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные
программы дошкольного образования, на опыт образовательных организаций регионов
России по реализации проф. ориентационной работы, представленный в методических
рекомендациях. Профориентация школьников в образовательной
организации, будет реализовываться с использованием
общедоступного сегмента платформы проекта «Билет в будущее» и с помощью электронных образовательных ресурсов, с учетом запросов экономики
и специфики рынка труда в регионе, в том числе в области карьерной грамотности,
а также ресурсов системы дополнительного образования детей, образовательных
организаций [1; ст. 2].
Поскольку проф.
ориентационная работа в методических рекомендациях Минпросвещения России
предлагается больше все-таки для школ и профессиональных образовательных
организаций, то в нашей дошкольной организации мы приняли решение продолжать
начатую в 2016 году проф. ориентационную деятельность в рамках дополнительной
образовательной программы «Познаем мир профессий» по ознакомлению воспитанников
с многообразным миром профессий через игровые технологии с учетом Федеральной
Образовательной Программы дошкольного образования (ФОП ДО).
Обновленные
Федеральные государственные образовательные стандарты системы дошкольного
образования ставят перед современными педагогами задачу воспитания у
дошкольников предпосылок конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя
в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей,
предпринимателей, новаторов. В этом и заключается актуальность проф. ориентации
среди воспитанников дошкольной организации [1; ст. 11].
Основная
часть:
Вхождение ребенка в социальный мир
невозможно без освоения им первоначальных представлений социального характера,
в том числе и ознакомления с профессиями. В человеке все закладывается с
детства и профессиональная направленность не исключение. Как правило,
профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ.
Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых
профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые
резервы профориентации скрываются не только в начальном звене обучения, но и на
этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей
профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по
мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере),
а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить
ему самостоятельный выбор в дальнейшем, т.е. организация и реализация
профессиональной ориентации направлена на перспективу выбора будущей профессии.
Поэтому ознакомление с трудом взрослых
необходимо начинать уже в дошкольном возрасте. В зависимости от способностей,
психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка,
через доступные формы познания подробно воспитанники узнают о разных
профессиях, что помогает прививать им ценности труда, формировать систему
знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал
выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством
профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо
знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность
должна носить информационный характер: включать общее знакомство с миром профессий,
а также совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в
каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в
свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и
т. д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем
лучше он будет знать и оценивать свои возможности в старшем возрасте. Конечно,
некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в
каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных
образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, личных впечатлений. Поэтому в
дошкольном образовательном учреждении необходимо создать определенную
предметно-развивающую среду, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее
развитие профессионального самосознания детей.
Профессиональная ориентация — это
система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей,
интересов и способностей каждого ребенка для оказания ему помощи в разумном
выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. И
здесь неоценимую помощь могут оказать родители детей. Семья – это пространство,
где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. И именно
родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер,
привычки и интересы в течение многих лет. Приобщая детей к труду и знакомя с
профессиями, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности,
способности, желания, состояние здоровья, а также семейные традиции и интересы.
В своём будущем выборе дети, зачастую,
ориентируются на профессии родственников. Всем нам известны примеры трудовых
династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной
специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или
«шофером, как папа». Поэтому важное место при профориентации дошкольников
отводится знакомству с профессиями родственников, примерами трудовых династий
через рассматривание альбомов с фотографиями, личные беседы и рассказы.
Практические
результаты:
С целью приобщения детей дошкольного
возраста к ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развития
интереса к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения
(сотрудники детского сада, родители, социальные партнеры) нами был разработан и
реализован проф. ориентационный проект «Кем я хочу стать…». Проект
долгосрочный, практико-ориентированный, в проекте участвовали дети старшего
дошкольного возраста, их родители, воспитатели, сотрудники дошкольного
образовательного учреждения.
Цель проекта — формирование устойчивых
представлений у всех участников образовательного процесса о ценности труда и
профессиональной деятельности человека.
Цель проекта конкретизирована в задачах.
1. Развивать
интерес детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего
окружения (сотрудники детского сада, родители, социальные партнеры).
2. Знакомить
детей с трудом различных профессий (место работы, условия труда, инструменты
для работы, выполняемые трудовые операции, результат труда)
3. Воспитывать
у детей чувство уважения к людям труда и результатам их деятельности.
4. Активизировать
родителей для совместного участия в проекте.
На первом этапе
реализации проекта педагогом были определены цели и задачи проекта, подобран и изучен дополнительный теоретический и
методический материал, опыт педагогов России, разработано содержание проекта,
подготовлен дидактический материал. Дополнительно была проведена работа с
родителями, о том, какие формы и методы работы с детьми по профориентации использовать
дома.
В ходе реализации основной
части проекта были использованы разнообразные формы и методы работы с детьми:
экскурсии-наблюдения, рассказы взрослых, непосредственно образовательная
деятельность, самостоятельная и совместная художественно-творческая
деятельность, чтение литературы, дидактические и сюжетно-ролевые игры в
тематических уголках.
Особое внимание в ходе реализации
проекта уделялось игре как основному виду деятельности дошкольников, созданию
атрибутов для организации сюжетно ролевых игр, отражающих различные профессии. (Приложение
1).
Реализация проекта
осуществлялась в соответствии с принципами:
1.
календарные события и проектная деятельность: например, к
празднику 23 февраля было приурочено знакомство детей с мужественными
профессиями, долгосрочный проект «Кем стать…?»;
2.
минимизации затрат: в работе использовались формы, не
требующие финансовых затрат (отсутствие платных экскурсий).
3.
территориальности: организация разнообразных экскурсий с
учетом местоположения дошкольного учреждения.
Занятия тематически
были посвящены многим профессиям: повар, фармацевт, библиотекарь, военные
профессии и др.
На заключительном
этапе были подведены итоги, проведен мониторинг, проанализирована эффективность
работы.
Результатами
проекта стали: анализ и обобщение результатов работы творческой группой
дошкольного образовательного учреждения; презентация проекта родителям
дошкольного образовательного учреждения; оформление выставки рисунков «Я хочу
стать…».
Результаты
мониторинга, проведенного по завершении проекта, показали, что у детей
наблюдается повышенный интерес к трудовой деятельности взрослых; они осознанно
высказываются, дают оценку профессиям и трудовым обязанностям родителей и
знакомых людей; отображают полученные знания в продуктивных видах деятельности
(лепка, аппликация, конструирование, ручной труд) и в сюжетно ролевых играх.
(Приложение 3).
Заключение:
Таким образом,
раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская
профориентация) имеет большое значение для социализации личности детей. Эти
знания призваны обеспечивать понимание задач общества и каждого человека,
помогать регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к
собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.
Ранняя
профориентация способствует повышению интереса у ребёнка к профессиям. У
ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему
предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах
деятельности. Следовательно, раннее трудовое воспитание и
профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой
жизни.
Выводы:
Готовность к профессиональному
самоопределению (ГПС) — способность ребенка быть субъектом своих выборов:
самостоятельно формировать и корректировать свою образовательно-профессиональную
траекторию, учитывая смысловую и инструментальную стороны профессионального
самоопределения [1; ст. 4].
Индивидуальная
образовательно-профессиональная траектория-путь освоения универсальных и
профессиональных компетенций, формируемых воспитанниками совместно с
педагогами-воспитателями через использование возможностей образовательной среды
[1; ст. 4].
Список
литературы:
1.
Письмо Минпросвящение России от
01.06.2023 г. N АБ-2324/05 «О внедрении Единой
модели профессиональной ориентации». Консультант
плюс с сайта shkolavorobvskaya-r08.gosweb.gosuslugi.ru (в открытом
доступе);
2.
Федеральный
закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской
Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023).
3.
Захаров Н.Н. Профессиональная
ориентация дошкольников М.: Просвещение 1989 г.
4.
Климов Е.А. Как выбрать профессию. – М., 1990
г. – 159с.
5.
Кнушевицкая Н.А. Стихи и речевые
упражнения по теме «Профессии» – М.: Издательство ГНОМ и Д. 2010 г.