«Роль народных художественных промыслов в современной жизни»

Автор: Жук Елена Николаевна

 Конспект  урока

«Роль народных художественных промыслов в современной жизни»

Класс:  5. Учитель Жук Е.Н.

 Тема раздела. «Связь времён в народном искусстве»  Мы мастера народных промыслов.

Цель: изготовить эскиз ёлочной игрушки в стиле народного промысла 

Задачи: 

1.Закрепление умений применения   приемов росписи и выполнение элементов орнамента 

художественного промысла.

2. Формирование  функциональной грамотности на уроке и положительно-

эмоционального восприятия традиций российской культуры

Планируемые результаты

Предметные: 

закрепить  знания  учащихся о народных промыслах,  осуществлять собственный 

художественный замысел с опорой  на народные традиции (хохломской, городецкой, 

гжельской росписи) 

Личностные:

Выполнение и оценка результатов собственной деятельности в совокупности с общей 

работой; развитие эстетического вкуса, любви к  культуре народа.

Метапредметные:

На основе полученной информации принимать практические решения (познавательные);

понимать выделенные ориентиры в рамках общей задачи – работать в системе выбранного 

промысла (регулятивные);

контролировать свои действия при совместной работе,  уметь оформлять свои мысли в 

устной форме, договориться о ролях. материале и способах работы (коммуникативные).

Тип урока:  урок обобщения знаний.

Вид урока: комбинированый 

Оборудование:     

для учащихся 1. Альбом                                                                                       2. краски, кисть, баночка, фломастеры,цветная бумага 3.Ножницы, клей, фольга

для  учителя 

Изделия промысла                                                                                                Таблицы и карточки  с изображением элементов росписи                                    Шаблон елки

                                Ход  урока:

Организационный момент

Приветствие

Проверка посещаемости

Организация рабочего  места

Обратить внимание детей на доску с наглядным материалом и предметы промыслов.

Мотивация к учебной деятельности.                                                                                                 

Определение темы урока            

Цель: Создать условия для выбора промысла, в рамках которого детям предстоит работать

Детям предлагается подборка загадок – ответ желательно подкреплять информацией о промысле 

(в форме беседы-повторения)

Позолоченной посудой, очень славится она                                

 Деревянная, резная Расписная                  (Хохлома!) 

В руках умельца досочка   

Купавкой  заиграет,                                   

Гирляндою из розочек

Украшена по краю. (Городец)

Чашки, чайники и вазы

Отличите эти сразу.

Белый фон снегов белей,

Синий – небушка синей.

Кружевное это чудо

Привезли купцы откуда?

(Из Гжели)

Тема урока: «Роль народных художественных промыслов в современной 

жизни».

цели…

Задание 1.Соотнеси определения

гжельская Красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, травяные узоры

хохломская Основа сюжетов – птицы и кони, цветы розаны и купавки, жанровые сценки

городецкая Вид русской народной росписи, относящийся к бело-голубой 

 

 

Народные художественные промыслы — одна из форм народного художественного 

творчества. Народ веками отбирал в природе совершенные формы, радостные сочетания 

цветов. Красота всегда приносит людям радость.  Многим промыслам уже несколько 

сотен лет.

Выполнение задания  2: заполни таблицу (проверка работы у доски)

А можно ли использовать эти древние росписи в современном искусстве?

 

 

Физкультминутка

Раз-два, раз-два,

Золотая хохлома!

Три-четыре, три-четыре,

Птицы с Городца приплыли,

Пять-шесть, пять-шесть.                   

 Яблок на коне не счесть,                    

 Семь-восемь, семь-восемь                

 вот букеты на подносе!

 

Практическая работа

I.

Для создания панно есть заготовка – нарисованная елка (на ватмане), которую мы и будем 

«украшать» игрушками  «расписанными» в стиле одного народного промысла.

 

Мы сегодня   будем мастерами народных  промыслов, а если мастера, то будем выполнять  

росписи художественных  изделий,   будем учиться анализировать, сравнивать, приходить 

к общему решению, т.е. будем   работать в группе, учитывая мнение других членов 

группы.

 

II.

Инструктаж по ТБ.

 

III.

1.Распределяемся на 3 группы по 10-12 учащихся. Каждая группа выбирает промысел, в рамках 

которого будет панно

 

2. Схема деятельности для 10-12 учащихся

— Раскрашивание «елки» (маляры) -1-2 уч.

— Роспись игрушки (декораторы)5-7 чел

 

 

3. Вырезание игрушек 

4. Монтаж панно, при необходимости –  дополнение декором

Какие русские народные промыслы вы ещё знаете? (в Брянском крае)

Подведение итогов и рефлексия.

I.

Закрепление панно на доске, впоследствие – в рекреации лицея

Обсуждение – что получилось или не получилось, можно ли исправить (добавить, 

закрасить и т.п.)

II.

Как мы понимаем понятие «Художественные промыслы»?

 

Эти произведения искусства, пройдя через века и массу трудностей, передаваясь из 

поколения в поколения, от мастера к мастеру, от отца сыну, народные промыслы дошли и 

до наших времен! 

Что нас и сейчас привлекает в промыслах?

 

Несмотря на свою древность, они помогли нам создать современное панно.

 

Вывод: эти все слова и понятия и определяют место и роль народных промыслов в 

современной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход  урока:

Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание

Организационный момент

Цель: создать условия для применения учащимися своих умений в процессе творчества.

Приветствие

Проверка посещаемости

Организация рабочего  места

Обратить внимание детей на доску с наглядным материалом и предметы промыслов.

Подготавливают рабочее место и инструменты

Мотивация к учебной деятельности.                                                                                                 Сообщение темы урока            

Цель: Создать условия для выбора промысла, в рамках которого детям предстоит работать

 Детям предлагается подборка загадок – ответ желательно подкреплять информацией о промысле (в форме беседы-повторения)

Позолоченной посудой, очень славится она                                      Деревянная, резная Расписная                  (Хохлома!) 

В руках умельца досочка     Купавкой  заиграет,                                   Гирляндою из розочек   Украшена по краю. (Городец)

 Чашки, чайники и вазы

Отличите эти сразу.

Белый фон снегов белей,

Синий – небушка синей.

Кружевное это чудо

Привезли купцы откуда?

(Из Гжели)

 

 

 

 

 

 

 

 

Народные художественные промыслы — одна из форм народного художественного творчества. Народ веками отбирал в природе совершенные формы, радостные сочетания цветов. Красота всегда приносит людям радость.  Многим промыслам уже несколько сотен лет.

 

 

А можно ли использовать эти древние росписи в современном искусстве?

 

 

 

 

Тема урока –

 

Роль народных художественных промыслов в современной жизни

И мы с вами попробуем создать панно для Учащиеся называют промыслы и показывают их образцы,  рассказывают о средствах выразительности предметов промысла

Ответы детей:

Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным, желтым) цветом. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки.

Городецкая роспись— художественный промысел, сформировавшийся в районе города Городец. Яркая городецкая роспись, выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала мебель, ставни, двери. Основа сюжетов – птицы и кони, цветы розаны и купавки, жанровые сценки.

Учащиеся предлагают варианты (в виде граффити, роспись одежды, предметов интерьера и т.п.), др.словами,  приходят к выводу, что в современной жизни эти сюжеты могут быть актуальны

украшения интерьера лицея к Новому Году

Физкультминутка

 

Раз-два, раз-два,

Золотая хохлома!

Три-четыре, три-четыре,

Птицы с Городца приплыли, Пять-шесть, пять-шесть.                          Яблок на коне не счесть,                     Семь-восемь, семь-восемь                    вот букеты на подносе! Выполняют движения по воображению                  (соответственно тексту)

Практическая работа.

I.

Для создания панно есть заготовка – нарисованная елка (на ватмане), которую мы и будем «украшать» игрушками  «расписанными» в стиле одного народного промысла.

 

Мы сегодня   будем мастерами народных  промыслов, а если мастера, то будем выполнять  росписи художественных  изделий,   будем учиться анализировать, сравнивать, приходить к общему решению, т.е. будем   работать в группе, учитывая мнение других членов группы.

 

II.

Инструктаж по ТБ.

 

III.

1.Распределяемся на 2 группы по 10-12 учащихся. Каждая группа выбирает промысел, в рамках которого будет панно

 

2. Схема деятельности для 10-12 учащихся

— Раскрашивание «елки» (маляры) -1-2 уч.

— Роспись игрушки (декораторы)5-7 чел

 

 

3. Вырезание игрушек и букв

4. Монтаж панно, при необходимости – 

 

 

 

 

 

 

Определяются с выбором промысла 

выбирают свою роль (маляр, декоратор, график)

выполняют свою часть работы в рамках стилистики промысла

вырезают детали

монтируют панно

вырезают  изделие

 

дополнение декором

 

Выбор материалов и инструментов индивидуально (краски, фломастер, цветная бумага)

 

Учитель предлагает макеты, шаблоны игрушек, образцы росписей.

Может помочь определиться  с конструкцией букв.

Контролирует процесс работы над созданием панно.

Какие русские народные промыслы вы ещё знаете? (в Брянском крае)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся

Подведение итогов и рефлексия.

 

I.

Закрепление панно на доске, впоследствие – в рекреации лицея

Обсуждение – что получилось или не получилось, можно ли исправить (добавить, закрасить и т.п.)

II.

Как мы понимаем понятие «Художественные промыслы»?

 

 

 

 

 

 

 

Эти произведения искусства, пройдя через века и массу трудностей, передаваясь из поколения в поколения, от мастера к мастеру, от отца сыну, народные промыслы дошли и до наших времен! 

Что нас и сейчас привлекает в промыслах?

 

Несмотря на свою древность, они помогли нам создать современное панно.

 

Вывод: эти все слова и понятия и определяют место и роль народных промыслов в современной жизни.

 

Представители группы презентуют свой проект-панно с пояснениями применения выразительных средств промысла

 

 

 

Ответы детей:изготовление народных бытовых изделий, преимущественно ручным способом, с использованием особенностей применения материалов, обработки материалов, росписи или других видов декорирования

 

Ответы детей: красота росписей, традиции, память о предках,  от предметов веет добром и теплом, они олицетворяют народ… 

   

 

 

×
×