Автор: Жук Елена Николаевна
Конспект урока
«Роль народных художественных промыслов в современной жизни»
Класс: 5. Учитель Жук Е.Н.
Тема раздела. «Связь времён в народном искусстве» Мы мастера народных промыслов.
Цель: изготовить эскиз ёлочной игрушки в стиле народного промысла
Задачи:
1.Закрепление умений применения приемов росписи и выполнение элементов орнамента
художественного промысла.
2. Формирование функциональной грамотности на уроке и положительно-
эмоционального восприятия традиций российской культуры
Планируемые результаты
Предметные:
закрепить знания учащихся о народных промыслах, осуществлять собственный
художественный замысел с опорой на народные традиции (хохломской, городецкой,
гжельской росписи)
Личностные:
Выполнение и оценка результатов собственной деятельности в совокупности с общей
работой; развитие эстетического вкуса, любви к культуре народа.
Метапредметные:
На основе полученной информации принимать практические решения (познавательные);
понимать выделенные ориентиры в рамках общей задачи – работать в системе выбранного
промысла (регулятивные);
контролировать свои действия при совместной работе, уметь оформлять свои мысли в
устной форме, договориться о ролях. материале и способах работы (коммуникативные).
Тип урока: урок обобщения знаний.
Вид урока: комбинированый
Оборудование:
для учащихся 1. Альбом 2. краски, кисть, баночка, фломастеры,цветная бумага 3.Ножницы, клей, фольга
для учителя
Изделия промысла Таблицы и карточки с изображением элементов росписи Шаблон елки
Ход урока:
Организационный момент
Приветствие
Проверка посещаемости
Организация рабочего места
Обратить внимание детей на доску с наглядным материалом и предметы промыслов.
Мотивация к учебной деятельности.
Определение темы урока
Цель: Создать условия для выбора промысла, в рамках которого детям предстоит работать
Детям предлагается подборка загадок – ответ желательно подкреплять информацией о промысле
(в форме беседы-повторения)
Позолоченной посудой, очень славится она
Деревянная, резная Расписная (Хохлома!)
В руках умельца досочка
Купавкой заиграет,
Гирляндою из розочек
Украшена по краю. (Городец)
Чашки, чайники и вазы
Отличите эти сразу.
Белый фон снегов белей,
Синий – небушка синей.
Кружевное это чудо
Привезли купцы откуда?
(Из Гжели)
Тема урока: «Роль народных художественных промыслов в современной
жизни».
цели…
Задание 1.Соотнеси определения
гжельская Красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, травяные узоры
хохломская Основа сюжетов – птицы и кони, цветы розаны и купавки, жанровые сценки
городецкая Вид русской народной росписи, относящийся к бело-голубой
Народные художественные промыслы — одна из форм народного художественного
творчества. Народ веками отбирал в природе совершенные формы, радостные сочетания
цветов. Красота всегда приносит людям радость. Многим промыслам уже несколько
сотен лет.
Выполнение задания 2: заполни таблицу (проверка работы у доски)
А можно ли использовать эти древние росписи в современном искусстве?
Физкультминутка
Раз-два, раз-два,
Золотая хохлома!
Три-четыре, три-четыре,
Птицы с Городца приплыли,
Пять-шесть, пять-шесть.
Яблок на коне не счесть,
Семь-восемь, семь-восемь
вот букеты на подносе!
Практическая работа
I.
Для создания панно есть заготовка – нарисованная елка (на ватмане), которую мы и будем
«украшать» игрушками «расписанными» в стиле одного народного промысла.
Мы сегодня будем мастерами народных промыслов, а если мастера, то будем выполнять
росписи художественных изделий, будем учиться анализировать, сравнивать, приходить
к общему решению, т.е. будем работать в группе, учитывая мнение других членов
группы.
II.
Инструктаж по ТБ.
III.
1.Распределяемся на 3 группы по 10-12 учащихся. Каждая группа выбирает промысел, в рамках
которого будет панно
2. Схема деятельности для 10-12 учащихся
— Раскрашивание «елки» (маляры) -1-2 уч.
— Роспись игрушки (декораторы)5-7 чел
3. Вырезание игрушек
4. Монтаж панно, при необходимости – дополнение декором
Какие русские народные промыслы вы ещё знаете? (в Брянском крае)
Подведение итогов и рефлексия.
I.
Закрепление панно на доске, впоследствие – в рекреации лицея
Обсуждение – что получилось или не получилось, можно ли исправить (добавить,
закрасить и т.п.)
II.
Как мы понимаем понятие «Художественные промыслы»?
Эти произведения искусства, пройдя через века и массу трудностей, передаваясь из
поколения в поколения, от мастера к мастеру, от отца сыну, народные промыслы дошли и
до наших времен!
Что нас и сейчас привлекает в промыслах?
Несмотря на свою древность, они помогли нам создать современное панно.
Вывод: эти все слова и понятия и определяют место и роль народных промыслов в
современной жизни.
Ход урока:
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
Организационный момент
Цель: создать условия для применения учащимися своих умений в процессе творчества.
Приветствие
Проверка посещаемости
Организация рабочего места
Обратить внимание детей на доску с наглядным материалом и предметы промыслов.
Подготавливают рабочее место и инструменты
Мотивация к учебной деятельности. Сообщение темы урока
Цель: Создать условия для выбора промысла, в рамках которого детям предстоит работать
Детям предлагается подборка загадок – ответ желательно подкреплять информацией о промысле (в форме беседы-повторения)
Позолоченной посудой, очень славится она Деревянная, резная Расписная (Хохлома!)
В руках умельца досочка Купавкой заиграет, Гирляндою из розочек Украшена по краю. (Городец)
Чашки, чайники и вазы
Отличите эти сразу.
Белый фон снегов белей,
Синий – небушка синей.
Кружевное это чудо
Привезли купцы откуда?
(Из Гжели)
Народные художественные промыслы — одна из форм народного художественного творчества. Народ веками отбирал в природе совершенные формы, радостные сочетания цветов. Красота всегда приносит людям радость. Многим промыслам уже несколько сотен лет.
А можно ли использовать эти древние росписи в современном искусстве?
Тема урока –
Роль народных художественных промыслов в современной жизни
И мы с вами попробуем создать панно для Учащиеся называют промыслы и показывают их образцы, рассказывают о средствах выразительности предметов промысла
Ответы детей:
Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным, желтым) цветом. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки.
Городецкая роспись— художественный промысел, сформировавшийся в районе города Городец. Яркая городецкая роспись, выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала мебель, ставни, двери. Основа сюжетов – птицы и кони, цветы розаны и купавки, жанровые сценки.
Учащиеся предлагают варианты (в виде граффити, роспись одежды, предметов интерьера и т.п.), др.словами, приходят к выводу, что в современной жизни эти сюжеты могут быть актуальны
украшения интерьера лицея к Новому Году
Физкультминутка
Раз-два, раз-два,
Золотая хохлома!
Три-четыре, три-четыре,
Птицы с Городца приплыли, Пять-шесть, пять-шесть. Яблок на коне не счесть, Семь-восемь, семь-восемь вот букеты на подносе! Выполняют движения по воображению (соответственно тексту)
Практическая работа.
I.
Для создания панно есть заготовка – нарисованная елка (на ватмане), которую мы и будем «украшать» игрушками «расписанными» в стиле одного народного промысла.
Мы сегодня будем мастерами народных промыслов, а если мастера, то будем выполнять росписи художественных изделий, будем учиться анализировать, сравнивать, приходить к общему решению, т.е. будем работать в группе, учитывая мнение других членов группы.
II.
Инструктаж по ТБ.
III.
1.Распределяемся на 2 группы по 10-12 учащихся. Каждая группа выбирает промысел, в рамках которого будет панно
2. Схема деятельности для 10-12 учащихся
— Раскрашивание «елки» (маляры) -1-2 уч.
— Роспись игрушки (декораторы)5-7 чел
3. Вырезание игрушек и букв
4. Монтаж панно, при необходимости –
Определяются с выбором промысла
выбирают свою роль (маляр, декоратор, график)
выполняют свою часть работы в рамках стилистики промысла
вырезают детали
монтируют панно
вырезают изделие
дополнение декором
Выбор материалов и инструментов индивидуально (краски, фломастер, цветная бумага)
Учитель предлагает макеты, шаблоны игрушек, образцы росписей.
Может помочь определиться с конструкцией букв.
Контролирует процесс работы над созданием панно.
Какие русские народные промыслы вы ещё знаете? (в Брянском крае)
Ответы учащихся
Подведение итогов и рефлексия.
I.
Закрепление панно на доске, впоследствие – в рекреации лицея
Обсуждение – что получилось или не получилось, можно ли исправить (добавить, закрасить и т.п.)
II.
Как мы понимаем понятие «Художественные промыслы»?
Эти произведения искусства, пройдя через века и массу трудностей, передаваясь из поколения в поколения, от мастера к мастеру, от отца сыну, народные промыслы дошли и до наших времен!
Что нас и сейчас привлекает в промыслах?
Несмотря на свою древность, они помогли нам создать современное панно.
Вывод: эти все слова и понятия и определяют место и роль народных промыслов в современной жизни.
Представители группы презентуют свой проект-панно с пояснениями применения выразительных средств промысла
Ответы детей:изготовление народных бытовых изделий, преимущественно ручным способом, с использованием особенностей применения материалов, обработки материалов, росписи или других видов декорирования
Ответы детей: красота росписей, традиции, память о предках, от предметов веет добром и теплом, они олицетворяют народ…