Автор: Клепикова Наталья Николаевна
«Формирование навыков смыслового чтения через организацию проектной деятельности младших школьников на уроках и во внеурочное время»
Коллеги, готовы вы знаниями делиться?
На вас надеюсь я, друзья!
Ведь мы — хорошие друзья,
Все получится у нас!
Методы, приёмы функциональной грамотности изучим
На уроках разберём.
Надо грамотными быть,
Надо знания ценить,
Надо вечно нам учиться,
Надо опытом делиться!
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Учащиеся, овладевшие естественнонаучной грамотностью, способны:
- использовать естественнонаучные знания,
- выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений;
- строить развернутые высказывания;
- устанавливать надежность информации;
- сотрудничать.
Всё выше сказанное легло в основу моей работы
«Формирование навыков смыслового чтения через организацию проектной деятельности младших школьников на уроках и во внеурочное время»
Все методы, приёмы, формы работы, технологии, которые я использую в своей деятельности, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности. Колоссальная работа начинается у нас с вами, а именно в начальной школе. Ведь именно учитель в начальной школе должен перевести мышление из наглядно-действенного в абстрактно-логическое, развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память, внимание, фантазию и воображение, пространственное восприятие, коммуникативные способности, умение контролировать эмоции, управлять своим поведением.
Формирование функционально грамотной личности – это сложный, многосторонний, длительный процесс. Чтобы достичь результатов, необходимо грамотно сочетать в своей работе различные современные образовательные технологии. Для развития естественнонаучной грамотности можно использовать следующие технологии:
1. Технология проектной деятельности
2. Информационно-коммуникативные технологии
3. Технология оценивания учебных достижений
4. Технология продуктивного чтения
5. Технология проблемного обучения
Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности:
1. Групповая форма работы
2. Игровая форма работы
3. Творческие задания
4. Тестовые задания
5. Практическая работа
6. Ролевые и деловые игры
7. Исследовательская деятельность
Естественнонаучная грамотность включает в себя следующие компоненты: обще учебные явления, естественнонаучные понятия, контекстные ситуации, в которых используются естественнонаучные знания.
Виды заданий на уроках окружающего мира
1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.
2. Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности.
3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.
Эти группы можно подвести под условные рубрики, названия которых, если их формулировать на доступном школьникам языке, содержат побудительный, мотивирующий смысл для ученика.
Например, при работе над проектом «Наш класс – дружная семья» у нас возникло множество трудностей. Так как мы перешли на дистанционное обучение. Я предложила ребятам заполнить таблицу, которая состояла из двух столбиков «+» и «-»
Приём «Хорошо — плохо». Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные умений: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.
Ребята, должны были заполнить эту таблицу, указав положительные и отрицательные моменты сложившейся ситуации. Одним из отрицательных моментов все ребята указали появление страшного КОРОНА вируса, который нам мешает работать. Сразу наша работа закипела. Нужно было ответить на множество вопросов. А ответ у нас получился театрализованный, который мы показали для первоклашек, ведь мы дружная семья.
При работе в 1классе над проектом «Наш класс – дружная семья», предложила ребятам решить задачи. Мы ждём гостей, нам нужно накрыть праздничный стол, приготовить праздничный обед.
Характеристики задания
Содержательная область оценки: «Числа»
Компетентностная область оценки: решение многошаговых задач
Уровень сложности задания: повышенный
Формат ответа: краткий ответ
Описание задания. Задача на установление соответствия предметов и величин согласно заданному условию.
Дополнительные характеристики: проверяется умение складывать величины и выполнять разложение числа в соответствии с заданным условием.
В пакет можно положить 2 кг продуктов. Сколько таких пакетов нужно взять папе, чтобы купить 3 кг картофеля, 1 кг моркови и 1 кг лука.
Ответ:__________________
Система оценивания |
Ответ: 3 пакета |
1 балл Дан верный ответ |
0 баллов Другой ответ или отсутствие ответа |
Купили 4 огурца и столько же помидоров.
Сколько помидоров осталось?
Сколько овощей было?
Сколько овощей съели?
Итог. Мы приготовили праздничные бутерброды для праздничного стола.
Проведём небольшой мастер класс. Рассмотрим несколько приёмов при работе над проектом «Красная книга или возьмём под защиту».
1. Приём создающий эмоциональное отношение к изучаемому материалу (погружение в тему, сказку; музыка или фрагмент фильма; эпиграф стихотворение)
Есть просто храм, есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
— О каком храме мы будем сегодня говорить? (о природе)
Приём «Шаг за шагом»
(Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. Из изученного ранее материала)
Ребята, давайте вспомним:
— Как называется раздел, который мы изучаем? (природа)
— Какая бывает природа? (живая и неживая)
— Что относится к живой природе?
(К живой природе относятся все живые существа, которые дышат, питаются, растут, размножаются, умирают. Это человек, грибы, растения, звери, птицы, рыбы, насекомые, бактерии.)
— Что такое невидимые нити? (Невидимые нити — это связи в окружающем мире: в природе, между природой и человеком)
— Как по вине человека могут быть нарушены эти связи? (не бережное отношение к природе)
-Как вы понимаете строки «Не оскверняй её святынь?» (надо соблюдать правила поведения в природе)
Приём «Хорошо — плохо»
На партах у вас лежат листочки. Выберите, что нельзя делать в природе и раскрасьте значок красным цветом, а что можно зелёным цветом.
o Ломать ветки деревьев
o Убивать зверей и птиц
o Любоваться природой
o Трогать домики животных и их детёнышей
o Разорять птичьи гнёзда.
o Дышать свежим воздухом
o Разбрасывать мусор
o Засорять родники и речки
o Собирать грибы и ягоды
o Рвать цветы
o Соблюдать тишину
o Фотографировать
o Громко слушать музыку
Проверка. Прочитайте, что нельзя делать в природе.
Прочитайте, что можно делать в природе.
Используйте опорные слова:
Не будем…Можно…Согласен…Полезно…Нельзя
Не будем |
Можно |
Согласен |
Полезно |
Нельзя |
Громко слушать музыку
|
Фотографировать
|
Соблюдать тишину
|
Дышать свежим воздухом
|
Ломать ветки деревьев
|
Рвать цветы
|
Собирать грибы и ягоды
|
Любоваться природой
|
|
Убивать зверей и птиц
|
Засорять родники и речки
|
|
|
|
Разорять птичьи гнёзда |
Разбрасывать мусор
|
|
|
|
Трогать домики животных и их детёнышей
|
Можно использовать и другой приём
— Давайте проверим, как мы умеем охранять природу.
Выберите один из предложенных ответов на каждый из вопросов и запишите соответствующее ответу количество очков.
Тест «Умеешь ли ты охранять природу?»
1. Ты нашёл на поляне очень красивый цветок. Как ты поступишь?
а) полюбуюсь на него и пойду дальше (1 очко)
б) осторожно срежу его и поставлю в красивую вазу (5 очков)
2. Ты нашёл гнездо с птенцом. Что ты сделаешь?
а) покормлю птенца (3 очка)
б) позову ребят, чтобы они тоже посмотрели (5 очков)
в) буду наблюдать издали (1 очко)
3. Ребята собрались в лес за берёзовым соком. Пойдёшь ли ты с ними?
а) пойду, но буду собирать очень осторожно (5 очков)
б) расспрошу об этом учительницу (2 очка)
в) не пойду (1 очко)
4. После похода на природу у вас осталось много пустых банок, кульков. Как бы ты поступил с ними?
а) взял бы с собой, чтобы дома выбросить в мусорный ящик (1 очко)
б) отнёс бы в кусты и выбросил (5 очков)
в) закопал бы в землю (3 очка)
Ключ к тесту
4-9 очков – если бы все были такими, как ты, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Ты не только много знаешь о природе, но и умеешь её охранять. Но главное – не останавливайся, стремись узнать больше.
10-14 очков – ты, безусловно много знаешь о природе и хотел бы ей помочь, но твои знания неполные, и ты, сам того не желая, можешь причинить ей вред. Больше читай и ты сможешь принести природе пользу.
15-20 очков – ты, наверное, любишь природу- это хорошо. Но ты мало о ней знаешь. Тебе нужно ещё много узнать о природе.
— Кто хочет узнать о природе ещё больше, научиться её беречь? Я приглашаю вас сегодня в удивительный мир (храм) природы, где вас ждёт много интересного и поучительного.
2.Самоопределение к деятельности.
(работа с текстом, восстановить текст, недостающее слово)
Прочитайте внимательно текст. Какое пропущенное слово надо вставить?
В _______ внесены редкие и исчезающие растения и животные. В ней указана численность, места обитания и меры, которые приняты для охраны видов, находящихся на грани вымирания.
Эта важная _______ нужна для того, чтобы люди знали, кого в природе осталось совсем мало. На основании документа проводятся работы по их защите, охране, и воспроизводству.
Далее мы с ребятами делаем вывод.
Правильно. Это книга о растениях и животных, которым грозит опасность исчезновения.
Много самых разных зверей, птиц, растений истребляли люди. Но, в конце концов, поняли, если не помочь природе, животные будут гибнуть все больше. Чтобы это не случилось, ученые составили специальную книгу — КРАСНУЮ КНИГУ. С этой книгой мы познакомились на прошлом уроке.
Почему красная книга — красная?
Поскольку красный цвет — это сигнал опасности,
Красная книга — аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Красные книги бывают различного уровня — международные, национальные и региональные.
Для чего нужна красная книга?
Красная книга – это сигнал, который предупреждает нас о том, что животные и растения того или иного вида находятся в опасности, что их надо особенно бережно охранять и что их добыча любыми способами запрещается. Основная же задача “Красной книги” — рассказать людям о полезной роли животных и растений, познакомить читателя с редкими и исчезающими животными нашей страны и указать основные мероприятия по их охране и воспроизводству.
О чём информирует нас красная книга?
Информирует — какие виды животных и растений в опасности.
К чему призывает нас красная книга?
Призывает — изучать эти виды.
О чём предупреждает нас красная книга?
Предупреждает — об их исчезновении.
Что советует нам Красная книга?
Советует — как сохранить редкие виды растений и животных.
3.Закрепление.
Определение цветов из красной книги
Соедините попарно фигуры так, чтобы каждому цвету страницы Красной книги соответствовало содержание.)
Красные страницы |
Исчезающие виды растений и животных |
Белые страницы |
Редкие виды растений |
Жёлтые страницы |
Количество растений и животных быстро уменьшается |
Зелёные страницы |
Восстановленные виды растений и животных |
Серые страницы |
Мало изученные и редкие виды растений |
Чёрные страницы |
Вымершие виды растений и животных |
— Прочитайте тему урока.
«Красная книга или возьмём под защиту»
-Какие вопросы у вас возникают?
(Кого мы возьмём под защиту? Как мы будем это делать?)
Матушка-природа создала на планете Земля множество животных и растений. Каждый вид выполняет свои функции, поддерживая общий баланс. Однако из-за деятельности человека многие экземпляры оказались в опасности. Люди осваивают новые территории, строят жилища на месте лесов, охотятся за животными. Все это приводит к полному исчезновению некоторых видов.
Мы с вами побывали на экскурсии в нашем национальном парке «Припышминские боры» познакомились с растительным и животным миром нашего района.
Люди не всегда заботятся о природе, не умеют, а порой не хотят её беречь и охранять.
Как убедить людей бережно относиться к природе и не наносить ей вред?
Этот вопрос нас заинтересовал. Мы считаем, что актуальность проблемы защиты окружающей среды сегодня очевидна. Ведь человек — часть природы. Чтобы вырасти счастливыми, окруженными разными животными, растениями, чтобы улыбалось солнышко, надо уметь дружить с природой.
— Какую цель и задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)
Цель:
– продолжить знакомство с Красной книгой
Задачи:
– расширить и углубить знания о животных и растениях нашего края;
– воспитывать бережное отношение к природе.
— расширить представления о необходимости охраны животного и растительного мира планеты.
— создать свою Красную книгу Талицкой области .
Гипотеза: если знать правила поведения в природе и соблюдать их, то мы сможем сохранить планету Земля для будущих потомков.
Объект исследования: «Красная книга».
Предмет исследования: действия человека, направленные на сохранение окружающей среды.
Методы исследования: изучение информационных источников, беседы, собственные наблюдения.
На уроке
мы узнаем:
— какие животные и растения нужно взять под защиту;
мы научимся:
— находить нужную информацию в учебнике и в справочной литературе;
мы сможем:
— поразмышлять, почему они попали в неё и как их нужно охранять.
Мы сегодня снова отправляемся в гости в наш национальный парк «Припышминские боры».
Упражнения на понимание выразительных средств и языка текста:
Рассмотрим предложения. Если убрать из них сравнения (эпитеты, гиперболы), каким станет текст?
• И листочки бегут по дорожке, словно желтые мышки от кошки.
• Лес, точно терем расписной – лиловый, золотой, багряный
• Махнула птица крылом, закрыло свет одним пером
Наш парк действительно очень красивый и мы с вами убедились в этом, когда гуляли по парку.
(Далее детям можно предложить разные тексты)
На парте текст о синице. Дети читают его и рассказывают, что они из этого текста узнали о синице.
Синица.
Семейство синиц объединяет примерно 65 видов. Все представители семейства — птички маленькие. Самая большая весит немногим более 20 граммов, самая маленькая — меньше 10 граммов. Можно предположить, что птицы эти получили свое название за цвет. Синицы — значит, синие. Но синих цветов в оперении этих птиц нет. Названы эти птицы так не за окраску, а потому, что некоторые издают достаточно громкий мелодичный посвист: «сии-сии». Вот и назвали их синицами. Самая крупная синица из живущих у нас — большая синица. По сравнению со своими сестрами действительно большая, (весит граммов 20граммов). Ее чаще других можно увидеть зимой в городах и селениях. Прилетает птица к людям не от хорошей жизни: трудно, голодно в лесу в это время. В это время синицы становятся в полном смысле всеядными птицами: едят зерна и крупу, крошки хлеба и кусочки мяса, сало и творог. И все-таки, очень много птиц погибает в это время. Те, кто доживает до весны, улетают в леса или остаются около людей в садах, парках, рощах. Ранней весной синица уже начинает подыскивать место для гнезда и устраивать его.
Проверка.
— Что вы узнали о синице?
Журавль
Радостно слышать весною крики журавлей в небе. Прилет журавлей обещает близкое тепло. Любит этих птиц наш народ. Много сказок и песен сложил он о журавлях.
Журавль очень высок на ногах. У него большие крылья и длинные перья. Клюв журавля крепкий и острый.
Гнездо журавль вьет прямо в ямке на поле. На сухую траву журавлиха кладет два крупных яйца. Молодых журавлят родители уводят в кусты или в камыши.
Раненый журавль бросается на спину и бьет собаку ногами и клювом. Один охотник потерял глаз, когда хотел схватить раненого журавля.
Теперь охота на журавлей в нашей стране запрещена. (95 слов.)
(По С. Аксакову.)
1). Определи и запиши тему текста___________________________________
2). Запиши основную мысль текста__________________________________
__________________________________________________________________
Ответьте на вопросы
3). Что обещает прилёт журавлей? Подчеркни:
А) Раннюю весну;
Б) Позднюю осень;
В) Скорый дождь;
Г) Близкое тепло.
4). Из пар слов подчеркни то, что соответствует тексту:
А) Много (былин и легенд, сказок и песен) сложили о журавлях;
Б) Журавлиха кладет (два, три) крупных яйца;
В) Гнездо журавль вьет (в ямке на поле, на дереве);
Г) Молодых журавлят уводят (в лес, в камыши);
5). Подчеркни в тексте описание внешнего вида журавля.
6). Чем опасен раненый журавль? ____________________________________
Сообщение детей о птицах и животных. Которые обитают в «Припышминском бору»
Решите задачи:
1.Скворец за 1 день съедает 1 кг личинок. Сколько он
уничтожит таких личинок за 1 месяц?
2. 2 чайки съедают за один день 40 кг насекомых.
Сколько насекомых употребляет за один день одна чайка?
3. Кукушка за один день съедает 300 штук гусениц.
Сколько гусениц она съест за одну неделю?
4. 1 жук каждый день съедает 7 г зерна. Сколько кг зерна
сэкономит человек, если одна чайка съедает
1000 жуков в день?
5. Синица за один день съедает 6000 насекомых.
Сколько насекомых съедает 5 синиц за один день?
Игра «Найди »
Дети должны распределить изображения птиц, которые внесены в Красную книгу Талицкого района, а какие нет.
Птицы Красной книги Талицкого района |
Птицы Талицкого района |
Луток |
журавль |
Полевой лунь |
синица |
Малая выпь |
ворон |
Обыкновенный зимородок |
снегирь |
Оляпка |
|
Большой кроншеп |
|
Воробьиный сыч |
|
Желтоголовая трясогузка |
|
Допиши единицы измерения
длина тропы 5
высота сосны 345
длина моста 3
масса лося 120
Дети рассказывают сообщения о животных
Поиск животных из красной книги Талицкого района.
1.кукушка
2.белка
3.волк
4.кабан
5.бобр
6.горностай
7.заяц
8.косуля
9.лиса
10.медведь
Дети рассказывают сообщения о растениях
Игра. Хорошо ли ты знаешь, что растёт в лесах Талицкого района. Поиск растений, грибов и ягод из красной книги
(Распредели деревья, ягоды и грибы по группам)
Вывод
Что надо делать, чтобы спасти исчезающие и редкие виды растений и животных?
Каждый шаг по сохранению природы – это наш показатель любви к Родине. И такие шаги под силу всем людям. Это могут быть самые разные поступки: сохранить луговой цветок, уберечь лес от пожара, не разорять птичьих гнезд, правильно собирать грибы и лекарственные травы, просто не бросать мусор, где попало, тем самым мы сохраним и сбережем нашу природу, а значит и Родину.
• Бережное отношение ко всему живому.
• Соблюдение правил поведения в природе (не мусорить, не разорять гнезда птиц, не ломать ветки, не поджигать траву).
• Посадка леса.
• Запрет на охоту редких животных.
Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
-Соглашаетесь ли с поэтом? Почему?
Да, поэт ошибается в своих прогнозах. Если растения будут уничтожены, то мы не останемся одни на планете, т.к. человека просто не будет. Зеленые растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания. Каждое растение по своей значимости достойно Красной книги и его необходимо беречь, а не ждать, когда его занесут в Красную книгу.
Игра «Кто хочет стать миллионером
«Итоговый тест» — после прохождение данного этапа, заканчивается квест, где выставляется отметка о изучении данного материала.
В Итоговом тесте располагаются вопросы по изученному материалу.
Применяя в работе данные приёмы и упражнения, я отмечаю следующие преимущества:
· учащиеся учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
· увеличивается интеллектуальный потенциал учащихся, расширяется их словарный запас;
· совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
· обостряется любознательность, наблюдательность;
· развивает активное слушание;
· повышается самооценка.
Всё это способствует повышению уровня читательских умений и формированию читательской грамотности младших школьников.
Закончить своё выступление мне бы хотелось словами французского писателя Дени Дидро: « Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Поэтому читайте больше хороших книг и приобщайте к этому своих учеников.