Автор: Корнилова Алёна Михайловна
Интерактивный урок в 6 классе. (ЛИТЕРАТУРА, РУССКИЙ ЯЗЫК)
Тема: Обобщение по теме «Имя прилагательное».
Роль художественно – выразительных средств (эпитетов) в произведениях поэтов различных столетий» (по творчеству М.В.Ломоносова и К.К.Киньябулатовой).
Цель: Показать многообразие личности М.Ломоносова и К.Киньябулатовой.
Задачи 1. Познакомить с фактами биографии М.Ломоносова и К.Киньябулатовой; 2.Вызвать интерес к литературному творчеству М.Ломоносова и К.Киньябулатовой; 3.Воспитывать чувство патриотизма на примере личности данных людей; 4.Расширить кругозор учащихся.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент -1 мин.
Слайды №2-3
II.Вступительное слово учителя.
—Сегодня у нас пройдет необыкновенный урок — интерактивный. На одном уроке будут сразу 2 урока: урок литературы и русского языка. Мы совершим увлекательное путешествие в 18 век и поговорим о великом человеке 20 столетия.
Ш.Подготовка к восприятию материала.
— Внимательно послушайте и подумайте, о каком человеке идет речь?
Выступление 1 ученика. Слайд №4 Ночью, когда в доме все спали, Он надел две рубахи, нагольный тулуп, взял с собой, подаренный ему соседом «Грамматику» и «Арифметику» и отправился вдогонку за караваном. На третий день Он настиг его и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними. Отъезд из дома он тщательно продумал. Он узнал, что только в трех городах России — в Москве ,Киеве и Санкт- Петербурге можно овладеть высшими науками. Свой выбор Он сделал на Москве. Его ожидала нелегкая и долгая зимняя дорога. Преодолев весь путь за 3 недели с рыбным обозом, Он в 1731 году прибыл в Москву, где никого не знал.
IV Беседа по вопросам.
— Кто этот человек? ( М.В.Ломоносов) Слайд №5
— Сколько лет ему было, когда он отправился из дома в Москву? (19 лет)
— Что вы знаете об этом великом человеке? (Ломоносов был художником, историком, писал стихи, хорошо знал химию, географию, изучал звезды).
Вот что о нем писал А.С.Пушкин: Слайд №6 «Историк, ритор, механик, минералог, художник и cтихотворец, он всё испытал и всё прошёл».
V.Рассказ учениками по плану: 1.Детство. Слайд№7 2.Путешествиев Москву. Слайд №8 3.Учеба Ломоносова. Слайд №9 4. Заслуги М.В.Ломоносова. Слайд №10-14
— А теперь обратите внимание на экран. Внимательно прочитайте и запомните: Слайд№15 2011 год объявлен ЮНЕСКО годом В.М.Ломоносова.
— С каким стихотворением Ломоносова вы уже знакомы? («Случились вместе два астронома в пиру»)
VI.Работа с текстом.
Чтение стихотворения учителем.
— Сейчас я познакомлю вас с еще одним стихотворением Ломоносова «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Отрывок. Слайд №16
Объяснение трудных слов. Словарная работа. Нахождение архаизмов. Слайд №17
Отрада- удовольствие, радость Возлюбленна – горячо любимая Блаженство — полное счастье Град – город Коль — если Класы – колосья Дерзают — смело стремятся Щедро — не скупо, не жадно
Выразительное чтение детьми.
Анализ стихотворения.
Работа с карточками.
1.Найдите и выделите: а)прилагательные (полезна, красна, полны); б)эпитеты (возлюбленная тишина, щедрою рукою); в)глаголы (пестреют, желтеют).
2.Синтаксический разбор предложения: Вокруг тебя цветы пестреют, И класы на полях желтеют.
Беседа по вопросам.
— Что делает текст более выразительным? (Художественно-выразительные средства языка, глаголы, прилагательные)
— Для чего автор использует краткую форму имен прилагательных? (Используется для стройности стихотворения.)
-Что обозначают глаголы? (Не только действие предмета, но и цветовую гамму обозначают глаголы в стихотворении.)
— Для чего поэт их использует? (Чтобы создать величественную картину мира.)
— Какие эпитеты нашли? Их роль в стихотворении. ((Эпитеты помогают нам лучше увидеть мир, который сравнивается с любовью, передают радостное чувство при виде богатства земли.)
— Какова тема стихотворения? (Словно бы с высоты птичьего полета обозревает поэт села, города, колосящиеся хлебные нивы, бороздящие моря корабли. Они все овеяны и защищены «блаженной тишиной» — в России мир и покой. Патриотическому процветанию страны способствует мир и покой.)
V.Физминутка.
.
VI.Подготовка к восприятию нового материала.
— А сейчас послушайте еще об одном человеке, но уже 20 столетия. Звучит курай. Слайд №18-19
— Земля Челябинская подарила нам замечательную личность, известную поэтессу Катибу Киньябулатову. Это имя вы не раз уже слышали. Кем она является для нас в первую очередь? (Она родилась, училась и работала в д. Мавлютова, она – наш земляк.)
VII. Прослушивание заранее подготовленных учеников.
Выступление 2 ученика. Катиба Каримовна Киньябулатова родилась 15 сентября 1920 года в деревне Мавлютова Аргаяшского района Челябинской области. Слайд №20 «Мама была портнихой, шила на всю деревню, — вспоминает о детстве Катиба. — Прекрасно пела. Отец — школьный учитель, большой знаток башкирского народного творчества. Стал жертвой репрессий. Семья была многодетной, творчески одаренной. Слайд №21. Не подвела семью и Катиба. После окончания семилетней школы училась на Уфимском рабфаке, в 1939 году поступила на факультет языка и литературы Башкирского государственного института. С началом Великой Отечественной войны студентка вынуждена была перейти на заочное отделение, чтобы поддержать родных, и в течение 12 лет работала учительницей башкирского языка и литературы, а затем завучем в средней школе в Челябинской области.
Выступление 3 ученика. Слайд №22 Катиба Киньябулатова навсегда связала судьбу с литературой. Из-под ее пера выходят сборники стихов «Первые цветы», «Белая козочка — золотое копытце», «Аниса». Нетрудно догадаться, что бывшая учительница, хорошо знающая психологию детей, именно им посвятила свои книги. В очередной книге стихов «Зеленые листья» раскрылся талант тонкого лирика, умеющего изящно и просто передать словами искренность чувств. Уже в следующей поэме «Луч — дитя» она сумела психологически тонко, сдержанно показать переживания матери, потерявшей на войне двух сыновей. В 1961 году Катиба Киньябулатова уехала в Москву на высшие литературные курсы. Она всегда искала возможность пополнить свои знания, приобрести новых друзей. Слайд №23
Выступление 4 ученика. Слайд №24 «Вот и на литературных курсах училась вместе с талантливой, очень тонкой поэтессой Новеллой Матвеевой, — вспоминает Катиба Каримовна. — Она много меня переводила…» Позднее переводы стихов, выполненные Новеллой Матвеевой, вошли в книгу К. Киньябулатовой «Травинка» Слайд №25-26
Ее прочитал Корней Чуковский и написал письмо: «Отличная книга. Вся насыщена радостью золотой листвы, птичьих голосов, ветров, цветов, звезд, облаков и подлинно поэтичная, светлая, чистая, как горный ручей. Вы счастливица: поэзия без всякого труда дается Вам. Вы не ищете ее, не выжимаете из себя, не насилуете души и вообще не знаете никакой натуги, никакого притворства, никакой позы. Слайд №27. Для Вас весь мир — поэзия, потому что Вы поэт божьей милостью, поэт не только для других, но и для себя. Будьте счастливы! Ваш К. Чуковский».
VIII. — Поэтесса удостоена многих наград. Слайд №28 Катиба Каримовна, несмотря на свой почтенный возраст, часто бывает в нашей школе, читала свои незабываемые произведения. Многие учащиеся школы полюбили ее стихи и с удовольствием их читают. В них мы слышим, видим, чувствуем всю прелесть родной природы. Слайд №29
— Перед вами портрет поэтессы. Именно такой видел ее К.Чуковский (портрет поэтессы). Дома вы должны были подобрать прилагательные, а затем и эпитеты к этому портрету. Давайте посмотрим, как вы справились с заданием. (Ответы учащихся)
В чем же отличие эпитетов от имен прилагательных? (Прилагательные имеют конкретное, предметное значение, эпитеты — это образное определение, выраженное преимущественно прилагательными, но также и другими частями речи, дающее дополнительную характеристику предмета, явления)
IX. Работа с текстом стихотворения «Спите спокойно, бабушки».
Выразительное чтение учеником. Слайд №30
Беседа по вопросам.
1)О чем это стихотворение? Какими чувствами оно проникнуто?
2)Найти в тексте прилагательные и эпитеты. (Ответы учащихся)
3) Какие еще художественные средства языка вы можете найти в тексте? (Ответы учащихся)
— Проверим, все ли вы правильно нашли. Слайд №31
IV. Итог урока. Слайд№33
Метод незаконченного предложения
— Сегодня на уроке мы говорили о …
— Узнали, что…
Домашнее задание. Слайд№32
Написать небольшое сочинение о родной природе, используя эпитеты, сравнения, олицетворения.