Психологические аспекты сопровождения обучающихся с РАС

Автор: Лобанова Дарья Денисовна

Главным элементом воспитания и обучения детей с расстройством аутистического спектра является тьюторское сопровождения и поддержка.

Тьютор – это «наставник», который исследует интересы и создает среду для развития ребенка. Он ориентируется не на потребности учебной программы или образовательного стандарта, а на интересы обучающегося [2].

В данном аспекте тьюторство – это особый тип педагогического сопровождения ребенка в студии открытого образования.

Тьюторское сопровождение – это сопровождение обучающегося по его индивидуальному маршруту обучения. Этот маршрут разрабатывается при выявлении интересов обучающегося и его мотивов обучения [1].

Выделены основные функции тьютора:

1.Диагностический период: наблюдение и фиксирование особенностей обучающегося, анализирование желаний и потребностей обучающегося.

2. Проектировочный период: нахождение возможностей и ресурсов для того, чтобы обучающийся, не смотря на свои недостатки, смог полноценно обучаться и получать необходимые знания.

3.Регулятивный период: оказание помощи и поддержки при возникновении трудностей в обучении.

4.Аналитический период: оценка результатов работы, отслеживание положительной динамики в обучении ребенка с РАС [4].

 Тьютору в первую очередь важно сконцентрировать свое внимание на особенности и потребности обучающихся, степень развития базовых навыков. После тьютор может составить, подходящий для ребенка, блок методов, форм, приемов, технологий для более качественного и эффективного осуществления тьюторского сопровождения.

Индивидуальные и групповые – это главные формы тьюторского сопровождения.

Тьюторское сопровождение постоянно носит индивидуальный характер поэтому при её реализации выбирается подходящая форма взаимодействия.

Условия для успешного ведения индивидуальной работы тьютора:

1. Наладить контакт с обучающимся, установить доброжелательные отношения тьютор — ребенок.

2. Индивидуальную работу необходимо подкреплять эмоциональной составляющей урока, для дальнейшего анализа его поведения.

На групповых тьюторских занятиях тьютор реализует тьюторское сопровождение по индивидуальным образовательным маршрутам обучающихся с РАС.  На таких групповых занятиях тьютор осуществляет несколько видов деятельности: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную.

Мотивационная работа состоит в определении уровня мотивации, создании и поддержании мотивации ребенка, его интересов и приоритетов, чтобы складывалось эффективное обучение.

Коммуникативная работа направлена на умение общаться (вербальное или невербальное), так как для эффективного проведения занятия важна совместная работа каждого конкретного обучающегося и тьютора.

Рефлексивная деятельность направлена на осмысление, анализирование собственных действий, оценку и сопоставление с успехами ребенка и причин неудач. Как правило, рефлексия проводится на каждом занятии, и в ней участвуют несколько специалистов [3].

Тьюторское сопровождение помогает обучающемуся адаптироваться в новых условиях, и влияет на выбор модели и дальнейшее развитие.

Комплексная помощь детям с РАС предусматривает работу, направленную на развитие жизненно важных навыков для социализации. Работа может проводиться в следующих форах: индивидуальные, групповые, коррекционно-развивающие занятия.

Опираясь на данные исследователей, можно выделить несколько моделей обучения и воспитания:

– ресурсная группа;

– инклюзивная группа;

– частичная интеграция;

– надомное и/или дистанционное обучение.

Выделяют такие компоненты, которые могут помочь в реализации данных моделей:

– критериально-диагностический – он позволяет узнать данные о потребностях обучающегося и его уровне социализации;

– нормативно-организационный – он разрабатывает методические рекомендации и квалификационные требования к должностям;

– психолого-педагогический – включает научно-методическую (подготовка/повышение квалификации специалистов) и технологическую (комплекс конкретных методов работы) составляющие;

– материально-технический – обеспечение функционирования на базе учреждения дополнительных структур;

– консультативно-информационный – создание мероприятий: индивидуальные и групповые консультации, проведение диагностики.

Модель «Инклюзивная группа» предполагает прибывание нескольких обучающихся с расстройствами аутистического спектра в окружении нормотипичных сверстников.

Можно выделить следующие векторы тьюторского сопровождения:

– создание специальных условий для обучения;

– диагностика и создание индивидуального маршрута обучения, учитывая индивидуальные возможности и потребности обучающегося;

– коррекционно-развивающая работа по формированию базовых знаний, умений и навыков.

Для дети, которые не имеют возможность посещать образовательное учреждение, разработана модель «Надомное и/или дистанционное обучение». В данной модели разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут и создаются специальные условия обучения в домашних условиях, учитывая особенности и потребности ребенка. Программа направлена на формирование необходимых жизненных навыков, такие как социально-бытовые и навыки общения, а также включает в себя коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие познавательной, эмоциональной, сенсорной и физической сфер [1].

Модель «Частичная интеграция» необходима для создания условий для детей с РАС в фронтальной форме работы. Важной частью данной модели является адаптация и развитие элементарных социально-бытовых навыков и навыков коммуникации. На начальном этапе дети включены в специальную группу, в которой создаются условия и разрабатываются индивидуальные программы, после положительных результатов дети переходят в инклюзивную или коррекционную группу.

Модель «Ресурсная группа» создается с целью создания условий для постепенного включения ребенка с расстройствами аутистического спектра в инклюзивное пространство. Главная задача – доступный материал для понимания ребенка (от простого к сложному). Обязательным условием работы ресурсной группы является индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа, направленная на освоение основных навыков, такие как навыки самообслуживания и базовые знания коммуникации.

В ресурсной группе введены такие направления работы с детьми с РАС, как:

– сопровождение обучающегося во время занятий и переменах;

– оказание поддержки и помощи в обучении ребенку;

– консультирование семьи, информируя об успехах и трудностях ребенка в обучении;

Таким образом, в практике работы с детьми с расстройствами аутистического спектра реализуются разные модели обучения и воспитания. Подходящая программа развития для ребенка зависит от уровня его способностей и индивидуальных особенностей.  Процесс социализации ребенка с расстройствами аутистического спектра будет более успешным при слаженной совместной помощи, которую может оказать тьютор, команда специалистов и родители.

×
×