Автор: Валентина Викторовна Кивгазова
Урок повторения в 10 классе «Проценты» проводится в виде игры
«Бизнес и финансы»
Цели урока:
ü образовательные: повторить понятие процента, закрепить навыки решения задач на проценты, тренировать устный счет;
ü развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, пополнить словарный запас;
ü воспитательные: развивать познавательный интерес к математике через игровые моменты, воспитывать ответственное отношение к отбору информации и уважительное отношение к мнению одноклассников, дисциплинировать.
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: проектор, компьютер, экран.
Ход урока.
1.Знакомство с Правилами игры:
- В игре участвуют 2 команды по 5 человек. Каждая команда представляет правление банка. Игроки каждой команды выбирают себе президента правления банка, т.е. выбирают капитана команды. Президент имеет право принимать окончательное решение по данному заданию игры.
- Стартовый капитал каждая команда набирает в ходе разминки.
- Командам предлагается поочерёдно выбирать себе задания различной стоимости (от 100 до 300 рублей) в зависимости от стоимости.
- Если команда даёт правильный ответ, то её капитал увеличивается на стоимость задания. Если ответ неправильный, то:
· Капитал уменьшается на 100% стоимости задания, если другая команда даёт правильный ответ;
· Капитал уменьшается на 50% стоимости задания, если другая команда даёт неправильный ответ;
- На обдумывание задания даётся от 30 секунд до 2 минут в зависимости от сложности вопроса.
- Игра считается оконченной, если одна из команд обанкротится или закончатся все задания, или выйдет время торгов.
- Начинает игру та команда, у которой выпало наибольшее число очков на кубике.
- Победителем считается тот, в чьём банке будет больше денег по окончанию игры.
2. Разминка:
( ответы оцениваются в 50 рублей)
1. Что такое процент?
2. Как найти проценты от числа?
3. Как найти число по его процентам?
4. Как процент превратить в десятичную дробь?
5. Что означает, увеличить величину на 10% ?
6. Как десятичную дробь превратить в процент?
3. Накопление капитала.
№ Задачи |
1 |
2 |
3 |
Сельское хозяйство |
100 руб. |
200 руб. |
300 руб. |
Строительство |
100 руб. |
200 руб. |
300 руб. |
Медицина |
100 руб. |
200 руб. |
300 руб. |
Образование |
100 руб. |
200 руб. |
300 руб. |
Наука |
100 руб. |
200 руб. |
300 руб. |
Торговля |
100 руб. |
200 руб. |
300 руб. |
4.Подведение итогов
Вот закончилась игра.
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
В бизнес — игре отличился?
Награждение команд, болельщиков.
Заключение.
Какие качества необходимы современному выпускнику? Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному. Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях, другие — о воспитании, третьи — о развитии интеллектуальных и творческих сил детей, их умении учиться, формировании способности к саморазвитию… Однако все и всегда сходятся в том, что школа должна помочь каждому ребенку стать счастливым: найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, само реализоваться в выбранной профессии. Так, наша игра поможет формированию навыков в области экономики и бизнеса: научит просчитывать ходы, позволяющие набрать максимальное количество баллов-рублей. Она формирует способность человека к реализации социально значимой деятельности, являясь базовой для его личностного экономического развития. Задача же педагогов, согласуется со словами А. Дистервег: «Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни…”
Литература:
1 .Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика.-М.:Наука,1991.- 11с.,32с.
2.Руденко В.Г., Янукян Э.Г. Пособие по математике, Пятигорск 2002г,
3. Нагибин, Ф.Ф. Канин Е.С. Математическая шкатулка.- М.:Просвещение.-1984-29с.
4. Петрова И.Н. Проценты на все случаи жизни — М.: «Просвещение», 2006.
5. Математика. 8–9 классы: сборник элективных курсов. Выпуск 1/ авт.-сост. В. Н. Студенецкая, Л. С. Сагателова. — Волгоград: Учитель, 2006.
6.http://opengia.ru/subjects/mathematics-9/topics/1 3. 7.http://opengia.ru/subjects/mathematics-11/topics/1?page=358
Приложение.
Сельскому хозяйство:
№1 Засеяли 60% поля, что составляет 240 га. Найдите площадь всего поля.(400 га)
№ 2 Трава при высыхании теряет около 28% своей массы. Сколько было накошено травы, если из неё было получено 1,44т сена?(2 т травы)
№3 Лиса купила у пчёл 10 кг мёда за 1000 рублей, а на рынке стала продавать его по 120 рублей за 1 кг. Какой доход в % получила Лиса, после продажи мёда?(200 руб — 120%)
Строительство:
№1. Постройка дома начинается с котлована. Требуется выкопать котлован размером 10х11 метров и глубиной 2 метра. Сколько нужно вывезти машин грунта, если грузоподъёмность одной машины 10м³?
1) 10 · 11 · 2= 220(м³) – объем котлована.
Ответ: 22 машины потребуется.
№2. Какое количество строительных блоков можно будет купить на 20 000рублей после их уценки на 30%? Первоначальная стоимость блока 1200рублей.
100%-30%=70%=0,7
1200х0,7=840 руб
20000:840=23,809….=23 блока
№3. Человек построил дом, все стены которого смотрят на юг. К нему в дом забрался медведь. Какого цвета медведь?(медведь белый)
Медицина:
№ 1. Средний вес мальчиков того же возраста, что и Сергей, равен 48 кг. Вес Сергея составляет 120% среднего веса. Сколько весит Сергей?
Решение. 48 кг – 100%
х кг – 120%
х=48∙120:100=57,6(кг) весит Сергей.
№2 Килограмм соли растворили в 9 л воды. Чему равна концентрация полученного раствора?
Решение. 1 кг – масса растворённого вещества (соли) 9 кг – масса воды в растворе 9 + 1 = 10 (кг) – общая масса раствора. 1/10=0,1 =10% Ответ: 10%
№ 3. Смешали 30%-й раствор соляной кислоты с 10%-ым раствором и получили 600 г 15%-го раствора. Сколько граммов каждого раствора надо было взять?
Решение. Обозначим массу первого раствора через x, тогда масса второго равна (600 — x). Составим уравнение: 13 30x + 10 ∙ (600 — x) = 600 ∙15
30х+6000-10х=9000
20х=3000 x = 150
надо взять 30% раствора 150 г, а 10% раствора -450 г.
Образование:
№1У вашего банка есть несколько вариантов использования денег:
а) Вложить 800 рублей и получить 1000 рублей.
б) Вложить 200 рублей и получить 300 рублей.
в) Вложить 1000 рублей и получить 1400 рублей.
Какой вариант вы выберете и почему? (вариант б)
№2 В ваш банк положили 500 тысяч рублей под 10% годовых.
Какую сумму вы отдадите через пять лет? (805 тыс)
№3При какой месячной процентной ставке по вкладу (с учётом простых процентов) величина сберегательного вклада увеличится за 3 года хранения в 1,6 раза?
( чтобы вклад увеличился в 1,6 раза, он должен
за 3 года возрасти до 60%, т.е. быть равным
приросту вклада, выплачиваемым банком
процентам. На эту сумму вклад увеличивается за
3* 12=36 месяцев.
Искомая ставка процента равна: 36*х=60%,
отсюда находим х=60%:36=1,67%)
Наука:
№ 1 В 9-этажном доме есть лифт. На первом этаже живут 2 человека, на втором — 4 человека, на третьем — 8 человек, на четвёртом — 16, на пятом — 32 и т. д. Какая кнопка в лифте этого дома нажимается чаще других? (кнопка первого этажа)
№ 2 В стране 50 миллионов человек хотят и могут работать, а 45 миллионов из них работают. Каков уровень безработицы в % ?
(50-45=5млн чел – безработных
5:50*100%=10%)
№ 3 Вкладчик положил в сберегательный банк срочный вклад в размере 20 тысяч рублей. Процентная ставка, выплачиваемая сберегательным банком по этому срочному вкладу, составляет 18 % годовых. Какую сумму сможет получить вкладчик через 3 года, если банк начисляет простые проценты?
(20+20*18%:100%*3=30, 8 тыс руб)
Торговля:
№1 Два друга решили заработать. Они купили в киоске 100 газет по 3 рубля за газету и стали продавать их по 5 рублей. Какую прибыль получат ребята, когда продадут все газеты? (200 руб)
№2 Мастерица связала свитер и продала его за 1000 рублей. Какую прибыль она получила, если на свитер пошло три мотка шерсти по 200 рублей за моток, а на украшение свитера понадобился бисер стоимостью 100 рублей.(300 рублей)
№3 Оптовая цена учебника 350 рублей. Розничная цена на 30% выше оптовой. Какое наибольшее число таких учебников можно купить по розничной цене на 8000рублей?
8000:(350х0,3)=76,1904…….=76 учебников