Деятельность педагога по обеспечению единого речевого режима

Автор: Лапшина Ирина Валерьевна

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЕДИНОГО РЕЧЕВОГО РЕЖИМА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

В статье рассмотрены особенности деятельности педагога по обеспечению единого речевого режима для обучающихся с речевыми нарушениями в младших классах образовательной организации.

 

Эффективное обеспечение обучающихся комплексом знаний и навыков, которые будут способствовать личностному росту и сформируют потенциал для продуктивной адаптации и развития личности в социуме – это одна из глобальных задач, которые в настоящее время стоят перед российской школой.

Опорной нормативной базой для понимания роли русского языка и основных видов речевой деятельности (ОВРД) являются, в частности, Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» от 1 июня 2005 года № 53-ФЗ, «Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации» [2] и федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС) [3].

Одним условий успешной образовательно-коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, является создание благоприятной речевой среды. Это предполагает постоянное мотивированное общение с ребенком независимо от его возможностей и уровня речевого развития. Организация и постоянное соблюдение единого речевого режима позволяет обеспечить эффективные условия для такого общения. 

Речевой режим – это организация текущей коррекционной работы, строго индивидуализированной, в процессе любой деятельности обучающихся в стенах образовательного учреждения и вне его [4].

Обязательными компонентами речевого режима являются [5]:

                   создание условий для речевого общения обучающихся с педагогами, сотрудниками образовательного учреждения, с другими учащимися, а также вне стен образовательного учреждения;

                   правильная речь окружающих (педагогов, сотрудников школы и др.);

                   целенаправленное создание ситуаций необходимости речевого общения, обеспечение постоянного речевого тренинга, стимуляция потребности в правильной речи;

                   активизация вновь изученной лексики, закрепление ее и расширение;

                   активизация грамматических форм и конструкций, их закрепление в ходе учебного и бытового общения;

                   постоянный, подчиненный единым требованиям, тактичный контроль за качеством устной и письменной речи и речевым поведением детей;

                   индивидуализация заданий, требующих оречевления, в соответствии с уровнем развития речи, коммуникативных навыков, недостатков чтения и письма, а также пройденным программным материалом.

Для обеспечения речевого режима необходимо тесное взаимодействие логопеда, учителей и других педагогов, работающих с ребёнком, которые должны быть осведомлены об индивидуальных речевых возможностях обучающегося, подготовлены к оказанию логопедической поддержки (дать необходимый речевой образец, подсказать, что необходимо сделать вдох и говорить на выдохе, взять паузу, и т.д.).  Для этого рекомендуется регулярное проведение логопедических семинаров-практикумов, консилиумов, консультаций для заинтересованных участников образовательного процесса.

При проведении мероприятий, предполагающих устные публичные выступления обучающихся с нарушениями речи, требуется большая предварительная работа. При подготовке таких выступлений должны быть учтены речевые возможности обучающегося и его личностные особенности. Для полноценного соблюдения речевого режима следует проводить работу с родителями, родственниками обучающихся, ориентируя их также создание соответствующей речевой среды и на соблюдение требований к собственной речи и речи ребенка.

 Только тесная взаимосвязь в работе учителей-логопедов и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.  Эта система предполагает соблюдение всеми участниками образовательного процесса речевых норм, воспитание речевой культуры, грамотное оформление всех материалов, документов, наглядной  агитации в учреждении.

Соблюдение единого речевого режима – это соблюдение в речи норм русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построение словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением [4].

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и федеральных государственных образовательных стандартах обозначено приоритетное направление модернизации школьного образования — создание условий для индивидуального развития всех обучающихся, особенно тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения — детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), детей-инвалидов и реализация их прав на получение образования. В последние годы вырос заказ общества на инклюзивное образование [6, с.14].

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья — ребенок особенный. Но он, как и любой другой ребенок, нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками. Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми.

Приоритетными направлениями в области инклюзивного образования являются [6, c.94]: 

                   создание безопасной среды;

                   профессиональная компетентность педагогов и специалистов школы;

                   максимальное удовлетворение социального запроса родителей.

Проблема воспитания и обучения учащихся с нарушениями в развитии устной и письменной речи является актуальной проблемой коррекционной педагогики. Нарушения чтения и письма оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психического развития ребенка.

Целью логопедического воздействия в условиях общеобразовательной школы является обеспечение образовательного процесса и оптимальной социальной интеграции детей, имеющих различные формы речевой патологии путем развития познавательной деятельности и формирования речи как средства коммуникации.

Цель и задачи организации логопедического воздействия в условиях общеобразовательной школы [7, с. 115].

Цель: коррекция и профилактика речевых нарушений.

Задача 1. Комплексное обследование (логопед–психолог–врач)

Задача 2. Организация коррекционных логопедических занятий с учетом типических и индивидуальных проявлений речевого недоразвития.

I этап.

Развитие звуковой стороны речи

II этап.

Формирование лексического и грамматического строя речи.

III этап.

Формирование связной речи.

Задача 3. Взаимодействие в сферах логопед–учитель, логопед–родители.

Задача 4. Оптимизация коррекционной логопедической работы.

Речевые карты.

Документация.

Дидактический материал.

Необходимо акцентировать внимание на принципиальных моментах организации и реализации логопедического воздействия. Вся коррекционная работа по устранению нарушений письменной и устной речи имеет целью не повторение изученного в классе, а восполнение пробелов в развитии средств языка и функции речи, а это значит, что в процессе логопедических занятий формируются предпосылки к обучению детей родному языку. Это составляет суть логопедической работы.

Проводится обследование устной и письменной речи учащихся начальных классов.

Важную роль в диагностике речевых нарушений выполняют анамнестические данные развития ребенка, полученные в ходе заполнения родителями специально разработанных учителем-логопедом анкет.

По результатам логопедического обследования формируются группы обучающихся с учетом структуры речевого нарушения и тяжести его проявления. Логопедические занятия проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения [8, c.54].

В процессе организации логопедических занятий эффективно применяются разнообразные технологии: здоровьесберегающие (дыхательная и артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, пальчиковая гимнастика, физкульминутки и динамические паузы, упражнения на релаксацию), игровая технология, технология коррекционно-развивающего обучения и др. Успешно используется метод усложнения речевых упражнений в зависимости от разной степени речевой самостоятельности.

Компьютерные программы, объединенные общим названием «Текстовые редакторы» (MicrosoftWord), рассматриваются как новое средство развития письменной речи детей, испытывающих по тем или иным причинам выраженные трудности в овладении данной формой речи. В процессе работы с данной программой улучшается состояние навыка чтения и письма, т.к. используется орфографическое проговаривание. В программе существует модуль проверки орфографии. Ученик, допустив ошибку, может увидеть, в каком слове она допущена и самостоятельно ее исправить.

В коррекционной работе используется компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры», логопедический тренажер «Дэльфа-142.1», предназначенные для коррекции нарушений речи при стертой форме дизартрии.

Программа позволяет эффективно работать и с детьми с другими речевыми нарушениями. Занятия с педагогом должны проводиться на основе индивидуального и дифференцированного подходов для восполнения пробелов в развитии звуковой стороны речи.

Коррекция речевых нарушений у детей младшего школьного возраста включает 6 направлений деятельности педагога [9, c.62]:

                   развитие фонематического слуха, анализа и синтеза;

                   дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство;

                   дифференциация букв, имеющих оптическое сходство, состав слова;

                   согласование, управление, работа с текстом;

                   чтение и пересказ текста;

                   составление рассказов.

Сегодня как никогда важно создать целостную методическую систему, направленную на более глубокое понимание педагогами и обучающимися роли ОВРД и необходимости создания единого речевого режима. Подобная методическая система, прежде всего, призвана повысить квалификацию педагогов, а, самое главное, на метапредметном и предметном уровнях раскрыть феномен русского языка как одной из значимых ценностей русского народа, определить привлекательные для современных школьников и педагогов ценностные ориентации, которые могут формироваться в процессе изучения русского языка в современных условиях и разработать пути их представления в школьном курсе.

                       Список использованных источников

 

1.                 Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / Асмолов А. Г. [и др.]; под ред. Асмолова А. Г. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.

2.                 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 № 637-р «Об утверждении Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196947.

3.                 Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/.

4.                 Памятка для учителей «Единый речевой режим в общеобразовательных организациях – URL: http://2gimn51.ru/files/Pam.pdf.

5.                 Александрова С. А. Комплексное обучение видам речевой деятельности в начальной школе как условие реализации ФГОС НОО. – URL: http://nsportal.ru/node/995695.

6.                 Ильина О. М. Инклюзивное образование: проблемы и перспективы развития / О. М. Ильина. — (Образование и спорт) // Вестник Саратовской государственной академии права. — 2009. — N 1 (65). — С. 194-198.

7.                 Филичева Т. Б. Особенности речевого развития дошкольников. Дети с проблемами в развитии №1, Спб., 2014.

 

×
×