план самообразования на 2023-2026 учебный год

Автор: Светлана Валерьевна Фадеева

 

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

 

Тема

«Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

 

Учебный год

2023-2026

ФИО педагога

Фадеева Светлана Валерьевна

Квалификационная категория

воспитатель 1 квалификационной категории

Стаж работы

30 лет

 Введение (пояснительная записка) Пальчиковые  игры и упражнения — уникальное средство для развития речи. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму Они увлекают детей и приносят им радость.                                                           Актуальность: Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Участники: дети 3-4 лет, родители воспитанников, воспитатель.

Определение формата и типа проекта: долгосрочный, информационный, социально-направленный. Сентябрь 2023 – май 2026 уч. год.

Цель проекта:                                                                                                                                             Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;                                     Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;                                                    Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.                                                                                                                Задачи:                                                                                                                                            Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;                                 Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;                                      Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;                                                        Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр, о нетрадиционных формах работы с детьми.                                                                                                                                                      Содействовать нормализации речевой функции.                                                                                   Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.                                                                                     Ожидаемые результаты:
Развитие мелкой моторики у детей;                                                                                              Формирование речевых навыков;                                                                                                Интеллектуальное развитие детей;                                                                                                        Обогащение родительского опыта знаниями о значимости пальчиковых игр и упражнений в речевом развитии детей                                                                                                                     Предмет исследования: Пальчиковая гимнастика                                                                                   Объект исследования: развитие речи у дошкольников.                                                                                 Гипотеза: К концу изучения своей темы можно сказать, что пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшилась.                                                                                                                                                      Практическая значимость: выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму

Формы работы:

-Консультации для педагогов;

-Консультации для родителей по вопросам речевого развития детей;

-Совместная деятельность воспитателя с детьми;

-Специально организованная ООД;

-Игровые упражнения;

-Создание игровой ситуации;

-Использование движения руки;

-Подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования.

Методы обучения:

Наглядные(показ  приемов рисования, лепки)

Словесные: (объяснение, указание, использование литературных произведений, поощрение детской инициативы при анализе рисунков в конце занятий, проговаривание последовательности работы, физкультминутки, скороговорки)                                                                    практические: ( Пальчиковая гимнастика, Пальчиковый театр)                                      

Этапы:

Поисковый (планирующий)

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки проведения

Отметка о выполнении

 

Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.

В течение года

 

 

1.Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»,

 

2.Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», 3.С.О. Ермакова «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет»

4.Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей»,

5.Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Май-август

 

 

Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности

на интернет сайте: http://nsportal.ruhttps://infourok.ru, https://www.maam.ru.

Май-август

 

 

 

Разработка содержания художественно-творческого проекта

Август

 

 

Подбор и составление карты для диагностического обследования детей «Диагностика развития мелкой моторики рук детей».

Август

 

 

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

Август

 

 

 

 

Основной этап (практический)

Месяц

Формы работы

С детьми

Педагогами

Родителями

Самообразование

Сентябрь

 

Диагностика  

  «Развитие  мелкой моторики рук».

 

 

 

 

 

Анализ диагностики «Развитие мелкой моторики рук».

на начало года.

 

Рисование в нетрадиционной технике – мятой бумагой                    «Осенние листья»

 

Оформление выставки работ на стенде «Осенние листья»

 

Составление конспекта  «Осенние листья»

 

 

 

 

 

Внедрение в работу пальчиковых игр.

Игры «Карандаш» с исп карандаша с гранями

« Мячик « с исп. мяча-ёжика.(см. Картотека нетрадиционных пальчиковых игр)

 

Сферум: Статья в блоге группы:                            «Чтение-ключ к развитию воображения и фантазии»

Консультация  на стенде для родителей «Десять  «почему» детям надо читать»

Регистрация в приложении

Шедеврум

Октябрь

Занятие:   Пластилинография

«Кукуруза»

 

 

 

 

 

 

Консультация «Пластилин и игровые занятия. Знакомимся с возможностями материала и развиваем творческие способности»

-СФЕРУМ

 

Проведение родительского собрания с вопросом по теме « Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей».

Составление конспекта занятия Пластилинография «Кукуруза»

 

Подготовка к родительскому собранию.

 

Внедрение в работу пальчиковых игр. Игра «Котенок кусака» с исп. бельевой прищепки, «Проглот» с исп носового платка.

(см. Картотека нетрадиционных пальчиковых игр)

 

Сферум: Статья в блоге группы: «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»

 

Составление картотеки пальчиковой гимнастики для второй младшей группы.

 

Ноябрь

Аппликация   из ватных дисков, тема «Парад снеговиков»

 

Выставки детских работ: «Парад снеговиков»

Составление конспекта занятия «Парад снеговиков»

Декабрь

Игра « Сухой бассейн»

Игра «Золушка» (сортировка гороха и фасоли) для развития мелкой моторики рук.

Консультация «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы»

Помощь в оснащении материалом для «Сухого бассейна» (горох, желуди, фасоль, семечки крупы)…

Пополнение РППС в группе

 «Сухой бассейн»

Январь

Игра «Рисование» — волшебное превращение веревочки.

Массажи грецкими орехами (каштанами),  «Чётками» — перебирание чёток (бус)

 

Привлечение родителей к работе по обогащению и совершенствованию развивающей речевой среды в группе.

 

Пополнение РППС в группе дидактическими играми «Шнуровка»

«Мозаика»

«Баночки с цветными крышками»

 

 

Февраль

Выкладывание картинок из счётных палочек,

Игра «Заяц и ёжик» с исп. бус

Мастер-класс по изготовлению пособия на развитие речи и мелкой моторики рук.

Буклет  для родителей «Конструируем из счётных палочек»

Составление Картотеки «Картинки из счётных палочек».

Март

Использование пальчикового театра «Колобок», «Теремок».

 

Консультация «Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики ребёнка»

Проведение индивидуальных бесед

Пополнение РППС в группе пальчиковым театром «Колобок»

«Теремок»

 

 

Апрель

 

Пальчиковые тренинги» «Узелки», «Щелчки»,                    «Кус-кус», «Прогулки»

Игры с прищепками.

   Диагностическое обследование  уровня развития мелкой моторики у дошкольников.

 

Фото Презентация «Развитие  речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

 

 

 

Родительское собрание: «Вот и стали мы на год взрослее»  с показом Фото Презентация «Развитие  речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

 

Изготовление игр с прищепками.

 

 

 

 

 

   Анализ диагностики уровня развития мелкой моторики у дошкольников.

(на конец года)

Май

Дид игры по желанию детей на развитие мелкой моторики. (см. Картотека нетрадиционных пальчиковых игр)

Отчёт по теме самообразования« Развитие  речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

 

 

 

 

 Формирование отчетной документации.

 

 

1.      Обобщающе-результативный этап (заключительный)

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки проведения

Отметка о выполнении

1

Картотека дидактических игр

Октябрь  2026г

 

2

Итоговое мероприятие — интерактивная презентация «Вернисаж»

Май 2026г

 

3

Картотека пальчиковых игр, пальчикового театра

Апрель 2026г

 

4

Формирование отчетной документации по итогам реализации проекта по самообразованию (плана работы по самообразованию, конспектов, результатов продуктивной деятельности детей, фотоматериалов)

Май 2026г

 

 

×
×