Автор: Светлана Валерьевна Фадеева
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
|
|
Тема |
«Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
|
Учебный год |
2023-2026 |
ФИО педагога |
Фадеева Светлана Валерьевна |
Квалификационная категория |
воспитатель 1 квалификационной категории |
Стаж работы |
30 лет |
Введение (пояснительная записка) Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития речи. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму Они увлекают детей и приносят им радость. Актуальность: Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Участники: дети 3-4 лет, родители воспитанников, воспитатель.
Определение формата и типа проекта: долгосрочный, информационный, социально-направленный. Сентябрь 2023 – май 2026 уч. год.
Цель проекта: Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей; Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры; Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста. Задачи: Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей; Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры; Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики; Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр, о нетрадиционных формах работы с детьми. Содействовать нормализации речевой функции. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность. Ожидаемые результаты:
Развитие мелкой моторики у детей; Формирование речевых навыков; Интеллектуальное развитие детей; Обогащение родительского опыта знаниями о значимости пальчиковых игр и упражнений в речевом развитии детей Предмет исследования: Пальчиковая гимнастика Объект исследования: развитие речи у дошкольников. Гипотеза: К концу изучения своей темы можно сказать, что пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшилась. Практическая значимость: выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму
Формы работы:
-Консультации для педагогов;
-Консультации для родителей по вопросам речевого развития детей;
-Совместная деятельность воспитателя с детьми;
-Специально организованная ООД;
-Игровые упражнения;
-Создание игровой ситуации;
-Использование движения руки;
-Подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования.
Методы обучения:
Наглядные(показ приемов рисования, лепки)
Словесные: (объяснение, указание, использование литературных произведений, поощрение детской инициативы при анализе рисунков в конце занятий, проговаривание последовательности работы, физкультминутки, скороговорки) практические: ( Пальчиковая гимнастика, Пальчиковый театр)
Этапы:
Поисковый (планирующий)
№ п/п |
Наименование мероприятий |
Сроки проведения |
Отметка о выполнении |
|
Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. |
В течение года |
|
|
1.Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»,
2.Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», 3.С.О. Ермакова «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет» 4.Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей», 5.Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников». |
Май-август |
|
|
Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте: http://nsportal.ru, https://infourok.ru, https://www.maam.ru. |
Май-август
|
|
|
Разработка содержания художественно-творческого проекта |
Август |
|
|
Подбор и составление карты для диагностического обследования детей «Диагностика развития мелкой моторики рук детей». |
Август |
|
|
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. |
Август |
|
Основной этап (практический)
Месяц |
Формы работы |
|||
С детьми |
Педагогами |
Родителями |
Самообразование |
|
Сентябрь
|
Диагностика «Развитие мелкой моторики рук».
|
|
|
Анализ диагностики «Развитие мелкой моторики рук». на начало года.
|
Рисование в нетрадиционной технике – мятой бумагой «Осенние листья» |
|
Оформление выставки работ на стенде «Осенние листья»
|
Составление конспекта «Осенние листья»
|
|
Внедрение в работу пальчиковых игр. Игры «Карандаш» с исп карандаша с гранями « Мячик « с исп. мяча-ёжика.(см. Картотека нетрадиционных пальчиковых игр) |
|
Сферум: Статья в блоге группы: «Чтение-ключ к развитию воображения и фантазии» Консультация на стенде для родителей «Десять «почему» детям надо читать» |
Регистрация в приложении Шедеврум |
|
Октябрь |
Занятие: Пластилинография «Кукуруза»
|
Консультация «Пластилин и игровые занятия. Знакомимся с возможностями материала и развиваем творческие способности» -СФЕРУМ
|
Проведение родительского собрания с вопросом по теме « Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей». |
Составление конспекта занятия Пластилинография «Кукуруза»
Подготовка к родительскому собранию. |
|
Внедрение в работу пальчиковых игр. Игра «Котенок кусака» с исп. бельевой прищепки, «Проглот» с исп носового платка. (см. Картотека нетрадиционных пальчиковых игр) |
|
Сферум: Статья в блоге группы: «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»
|
Составление картотеки пальчиковой гимнастики для второй младшей группы.
|
Ноябрь |
Аппликация из ватных дисков, тема «Парад снеговиков» |
|
Выставки детских работ: «Парад снеговиков» |
Составление конспекта занятия «Парад снеговиков» |
Декабрь |
Игра « Сухой бассейн» Игра «Золушка» (сортировка гороха и фасоли) для развития мелкой моторики рук. |
Консультация «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы» |
Помощь в оснащении материалом для «Сухого бассейна» (горох, желуди, фасоль, семечки крупы)… |
Пополнение РППС в группе «Сухой бассейн» |
Январь |
Игра «Рисование» — волшебное превращение веревочки. Массажи грецкими орехами (каштанами), «Чётками» — перебирание чёток (бус) |
|
Привлечение родителей к работе по обогащению и совершенствованию развивающей речевой среды в группе.
|
Пополнение РППС в группе дидактическими играми «Шнуровка» «Мозаика» «Баночки с цветными крышками»
|
Февраль |
Выкладывание картинок из счётных палочек, Игра «Заяц и ёжик» с исп. бус |
Мастер-класс по изготовлению пособия на развитие речи и мелкой моторики рук. |
Буклет для родителей «Конструируем из счётных палочек» |
Составление Картотеки «Картинки из счётных палочек». |
Март |
Использование пальчикового театра «Колобок», «Теремок».
|
Консультация «Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики ребёнка» |
Проведение индивидуальных бесед |
Пополнение РППС в группе пальчиковым театром «Колобок» «Теремок»
|
Апрель
|
Пальчиковые тренинги» «Узелки», «Щелчки», «Кус-кус», «Прогулки» Игры с прищепками. Диагностическое обследование уровня развития мелкой моторики у дошкольников.
|
Фото Презентация «Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
|
Родительское собрание: «Вот и стали мы на год взрослее» с показом Фото Презентация «Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
|
Изготовление игр с прищепками.
Анализ диагностики уровня развития мелкой моторики у дошкольников. (на конец года) |
Май |
Дид игры по желанию детей на развитие мелкой моторики. (см. Картотека нетрадиционных пальчиковых игр) |
Отчёт по теме самообразования« Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
|
|
Формирование отчетной документации.
|
1. Обобщающе-результативный этап (заключительный)
№ п/п |
Наименование мероприятий |
Сроки проведения |
Отметка о выполнении |
1 |
Картотека дидактических игр |
Октябрь 2026г |
|
2 |
Итоговое мероприятие — интерактивная презентация «Вернисаж» |
Май 2026г |
|
3 |
Картотека пальчиковых игр, пальчикового театра |
Апрель 2026г |
|
4 |
Формирование отчетной документации по итогам реализации проекта по самообразованию (плана работы по самообразованию, конспектов, результатов продуктивной деятельности детей, фотоматериалов) |
Май 2026г |
|