Автор: Вера Ивановна Черненко
«Игровая учебная деятельность на уроках физики»
Игровая деятельность позволяет решать следующие задачи:
1. дать возможность обучающимся раскрыть свой творческий потенциал;
2. повысить ответственность при подготовке каждого;
3. включить большое количество разнообразных заданий по теме;
4. развить активность ребят и повысить интерес к изучаемому предмету.
Особенность всех уроков состоит в том, что при их проведении используется игровая учебная деятельность. Элементы игры вызывают интерес, глубокие эмоциональные переживания, которых лишен обычный учебный процесс. Эмоции связаны и с содержанием игры, и с необходимостью выполнять её правила всеми участниками. Данные уроки позволяют охватить достаточно большой и разнообразный материал, включить большое количество разнообразных заданий по теме.
Форма проведения занятий позволяет стимулировать творческие способности ребят, их инициативность, веру в себя, предоставив им возможность решать проблемы самостоятельно. Уроки с элементами игры предоставляют каждому обучающемуся возможность удовлетворить свою естественную потребность занять определённое место в обществе и окружающем мире, возможность отвечать даже слабому. Групповая работа с элементами соревнования побуждает обучающихся повысить ответственность при подготовке каждого, так как его результат может повлиять на оценку всех участников.
Например,такие игровые конкурсы могут вызвать интерес к изучению физики:
Конкурс 1. «Чуть – чуть истории»
Назовите ученого или его открытие:
1. Учёный, предсказавший теоретически существование электромагнитных волн
2. Кто впервые экспериментально генерировал электромагнитные волны
3. Заслуга Уильяма Гершеля состоит в том, что он (обнаружил инфракрасное излучение)
4. Немецкий физик, открывший новый вид излучения
5. Впервые радиотелеграфная связь была продемонстрирована (кем?)(когда?)
Конкурс 2. «Путешествие по шкале электромагнитных волн»
Опишите по плану:
Источники излучения.
Диапазон частот.
Свойства излучения.
Применение (или проявление в жизни) излучения.
Конкурс 3. «Принципы радиосвязи»
Необходимо начертить блок-схему элементов радиосвязи (Радиопередатчика и радиоприёмника)
Конкурс 4. «Подумай и ответь»
1. Почему на коротких волнах связь можно осуществить на более дальнее расстояние, чем на средних и длинных?
2. Какая модуляция применяется в радиосвязи?
3. Почему передающая и приёмная антенна располагаются в одной плоскости?
4. Важной частью открытого колебательного контура, в который входит антенна, является заземление. Почему же возникшие в антенне токи не уходят в землю?
5. Часто говорят, что генератор высокой частоты в радиопередатчике вырабатывает «несущую» частоту. Почему?
Конкурс 5. «Простейший радиоприёмник»
(по схеме рассказать об одном из составляющих радиоприёмника)
Покажите на рисунке входную цепь радиоприёмника и объясните её назначение.
В результате проведения уроков с элементами игры повышается активность обучающихся, нет ни одного обучающегося, который был бы просто пассивным наблюдателем.