Автор: Матюханова Любовь Викторовна
: «Сотрудничество педагога и детей в театрализованной деятельности».
Детский сад – это место, где ребенок находится большую часть времени, где он получает опыт сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Одна из целей образования, согласно федеральным государственным общеобразовательным стандартам, является воспитание эмоционально отзывчивых детей овладевших средствами общения и умением сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Для воспитания этих качеств, в своей работе использую театрализованную деятельность.
В группе созданы комфортные условия для театрализованной деятельности. Развивающая предметно—пространственная среда соответствует современным требованиям и рекомендациям авторов методики по организации сотрудничества детей дошкольного возраста Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой.
1. В нашем литературном уголке хранятся книжки-игрушки, книжки-раскладушки; книжки-панорамы.
2. Нами оборудована театральная изба. В ней имеется костюмерная, где находится реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски, атрибуты для различных игровых позиций.
Постоянно пополняющаяся и изменяющаяся предметно-пространственная среда способствует повышению мотивации к игровой деятельности, побуждает детей к сотрудничеству.
Коллективный характер театрализованных инсценировок позволяет расширять и обогащать опыт детей. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития, сотрудничества.
Помогают в этом правильно подобранные методы и приемы. Путём прямого и комментированного показа я познакомлю вас с отдельными методами и приёмами, которые используются в работе. Выберем для демонстрации широко известный сказочный персонаж — лису. Основные этапы работы над образом лисы представлены на схеме.
(В.М. обращает внимание слушателей на схему).
В.М. делит воспитателей-слушателей на 2 подгруппы: «Лиса Алиса» и «Лисичка-сестричка», обращая их внимание на магнитную доску с иллюстрациями.
В.М.: «Первый этап — определение образа. Его задача — научить детей распознавать конкретный образ, выделяя характерные черты, присущие только ему. Для реализации этого этапа используется ряд методов и приёмов, представленных на схеме. Рассмотрим один из них — «начитывание контрастных отрывков». Для лучшего восприятия они будут представлены вашему вниманию в виде показа двух сцен. После просмотра необходимо дать характеристику героям.
После показа воспитатели-слушатели дают характеристику увиденным образам в соответствии с поставленными В.-М. вопросами:
— Какой предстала перед вами лиса Алиса? (Предполагаемые ответы: настойчивая, напористая, экстравагантная т т.д.) (дралась
-значит она агрессивная, злая, жестокая,
безжалостная; обманывала хитрая, лживая; Хотела все монеты забрать себе жадная, корыстная, алчная; обманывала самого близкого ей друга не умеет дружить, любит только себя;)
— Какую вы увидели лисичку-сестричку? (осторожную, хитрую, хищную и т.д.)
Итак, с помощью метода «начитывание контрастных отрывков» перед вами предстали два разных образа лисы. В первом случае это хищница: агрессивная, жестокая, алчная, идущая на пролом для достижения своей цели.
Вторая лиса притворщица. Для достижения своей цели она
предстаёт обаятельной, ласковой, добродушной, наивной. Её цель
-усыпить бдительность окружающих, заставить их поверить ей, и уж
тогда показать всем свою сущность
Второй этап — работа над мимикой. Его задача — научить детей передавать эмоциональное состояние героев с помощью мимики. На схеме представлены методы и приёмы, способствующие её реализации. Остановимся подробнее на приёме — работа с иллюстрациями на эмоциональное состояние.
В.М.: Перед вами ряд иллюстраций с изображением лисы в различных эмоциональных состояниях, которые наиболее ярко выражены в ее мимике. Необходимо выбрать те иллюстрации, на которых мимика лисы подходит к образу персонажа в соответствии с подгруппой и аргументировать свой выбор.
Выполнение задания слушателями.
В.М.: Таким образом, приём «работа с иллюстрациями» даёт возможность определить мимику героя через его эмоциональное состояние.
Третий этап — работа над голосом. Его задача — развитие речевого аппарата детей и совершенствование интонационной выразительности. (В.-М. обращается к схеме). Все методы и приёмы, используемые на этом этапе широко известны. Рассмотрим прием — «интонационная выразительность».
Задание для первой подгруппы проговорить фразу Лисички сестрички:
« Что это, Петя, какой ты гордый стал? Смотри, сколько у меня гороху»
Задание для второй подгруппы проговорить фразу Лисы Алисы:»Вот они мои денежки… Ладно, давай делить».
Выполняя задание, каждый участник с различной эмоциональной окраской проговаривает предложенную фразу.
В.М.: Таким образом, с помощью приёма «интонационная выразительность» можно придать речи эмоциональную окраску.
Четвёртый этап — работа над жестом и движением. Его задача — научить детей двигаться в соответствии с характером персонажа. Познакомимся с игровым методом на запоминание различных действий, используя игру «Повторяйка».
Для её проведения В.М. вызывает четырёх человек из воспитателей-слушателей.
В.М.: Правила игры: первый участник показывает одно движение, присущее Лисе Алисе, задача каждого последующего участника игры,
воспроизвести движение, или жест предыдущего участника и добавить свой элемент, дополняющий образ. Затем упражнение повторяет вторая подгруппа (образ лисички сестрички)
Игра проводится под музыкальное сопровождение.
В.М.: Таким образом, игры на память различных действий способствуют развитию двигательной активности детей через координацию «жест-образ».
Пятый этап — заучивание роли. Его задача — выучить текст конкретной роли. Педагогу необходимо помнить, что все приёмы, применяемые на данном этапе, взаимосвязаны и должны использоваться в строго определённой последовательности, указанной на схеме. В рамках мастер-класса мы отступим от данного правила и начнём работу со второго приёма, а далее последовательно перейдём к следующим.
Далее В.М проводит комментированный показ.
В.М.: «Прием «Книжечка» используется непосредственно во время прочтения текста. Детям предлагается закрыть лицо ладонями и вспомнить как можно больше предложений из текста. Затем, жестом ладони «превращаются» в раскрытую книгу. Дети, не отвлекаясь от «воображаемой книги», по очереди как бы «читают» из неё те предложения, которые запомнили. Чтобы выстроить из этих предложений ранее прочитанный текст, используется следующий прием — «Волшебный сундучок». Детям демонстрируется сундучок с ленточками. Воспитатель спрашивает, кто запомнил самое первое предложение и предлагает этому ребенку вытянуть из сундучка первую цветную ленточку и произнести это предложение. Таким же образом другими детьми воспроизводятся все последующие предложения. И так постепенно с помощью воспитателя выстраивается текст.
В совокупности эти приёмы способствуют более лёгкому запоминанию текста. Вы сможете в этом убедиться в следующей части мастер-класса.
Таким образом, мы рассмотрели все этапы работы над образом, а также некоторые методы и приёмы, используемые в работе по сотрудничеству с детьми в театрализованной деятельности.
Практическая часть. Слушатели, инсценируют тексты диалогов.