Применение технологии развития критического мышления на уроках родного языка и литературы

Автор: Людмила Александровна Ярухина

 

Применение технологии  развития критического мышления на уроках родного языка и литературы

 

Моя педагогическая деятельность направлена на реализацию ФГОС, использование инновационных моделей обучения, имеющих поисковую направленность, то есть организацию интегративной над предметной поисковой учебной деятельности, цель которой заключается в формировании у обучающихся гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе.

Как организовать на уроке процесс поиска? Как научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и  находить ответы, совершать открытия и радоваться полученному результату?

На эти вопросы я нашла ответы, обратившись к приемам технологии развития критического мышления.

  Критическое мышление — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Это способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения.

Дэвид Клустер в работе «Что такое критическое мышление?» предлагает пять пунктов, определяющих данное понятие:

Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное.

Во-вторых, информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления, ведь чтобы прийти к какой-то мысли, надо переработать множество фактов, идей, текстов, то есть информации.

В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.

В-четвёртых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами.

В-пятых, критическое мышление есть мышление социальноеКогда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию.

Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс (развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни — умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.):

Мы должны научить школьников

— выделять причинно-следственные связи; 

— рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; 

— отвергать ненужную или неверную информацию; 

— понимать, как различные части информации связаны между собой; 

— выделять ошибки в рассуждениях; 

— делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек; 

— избегать категоричности в утверждениях; 

— быть честным в своих рассуждениях; 

— определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам; 

— выявлять предвзятое отношение, мнение и суждение; 

— уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения; 

— подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи; 

— отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом. 

Каким образом технология развития критического мышления связана с чтением и письмом? Многие слишком буквально понимают её как обучение чтению или письму и потому связывают исключительно с начальной школой. А что означает вдумчивое чтение или вдумчивое письмо? Чтение и письмо — это и инструменты, и продукты нашего мышления. Чтение служит для анализа, сравнения, сопоставления и оценивания того, что мы уже знаем, и неизвестного.

Итак, как применить технологию критического мышления на уроках родного языка и литературы? Как лучше организовать урок?

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учащегося к учебной деятельности; побудить его к активной работе на уроке и дома.  

 Возможные приёмы и методы:

— составление списка «известной информации», рассказ-предположение, по ключевым словам,

— систематизация материала (графическая):

кластеры, таблицы;

— верные и неверные утверждения;

— перепутанные логические цепочки и т.д

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.                                                                                                                          Деятельность учителя на этой стадии: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

      Деятельность учащихся: ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.

Возможные приёмы и методы активного чтения:

— маркировка с использованием значков «v», «+», «-«, «?» (по мере чтения ставятся на полях справа);

— ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; — поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.

    Вывод: происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.

Третья стадия – рефлексия.                                                                                           На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.                                                                                                     Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям — предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

     Деятельность учащихся: учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

      Возможные приёмы и методы:

— заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;

— возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

— ответы на поставленные вопросы;

— организация устных и письменных круглых столов;

— организация различных видов дискуссий;

— написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе).

 Описание основных, наиболее часто применяемых приёмов данной технологии: Наиболее популярным из современных методов является – кластер.    Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Прием инсерт – звуковой аналог условного английского сокращения  в дословном переводе означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления.

Синквейн —происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Графическая организация материала. На гранях кубика дается задание. В группах учащиеся заполняют на развороте грани кубика. Опрос — выбрасывается кубик, ответ учащиеся дают на задание выпавшей грани. Осмысление. Рефлексия

Прием «Толстых и тонких вопросов». Я попрошу команды придумать по одному «тонкому и толстому» вопросу. В помощь вам таблица-помощница. Карточку получает игрок, который ответит быстрее в команде.

Эффективен, на мой взгляд, прием «Письмо по кругу». Учащиеся делятся на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Я предлагаю учащимся записать на листке одно-три предложения по определенной теме. На это отводится две минуты. Потом каждый должен прочитать написанное на листке и продолжить записи. Затем снова происходит обмен записями, и так до тех пор, пока листок не вернется к первому автору. Каждый ученик читает написанное, затем я предоставляю слово одному ученику, который вслух читает записи. Остальные потом дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.

  Преимущества технологии:

— Повышается ответственность за качество собственного образования.

— Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать информацию.

— Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыт, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление).

— Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

     Я считаю, что использование разнообразных приемов, методов, технологий на уроках – это не самоцель.  В работе важен результат. Используя на уроках приемы ТРКМ, убеждаюсь, что данная технология позволяет поддерживать внимание детей на высоком уровне, снижает утомляемость, повышает мотивацию обучения и интерес детей к школе, формирует обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывает в детях чувство собственного достоинства, дает им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносит радость.  Сила и оригинальность этой технологии состоит в том, что ее создатели выстроили систему методов и приемов обучения. Я наблюдаю, как эти методы меняют моих учеников, меняют атмосферу занятий, повышают активность на уроке,  заинтересованность;  намечается путь успеха даже у  слабоуспевающих и безразличных к учебе учащихся.

 

×
×