Причины нежелания идти в школу

Автор: Комогорцева Анастасия Денисовна

Балейский филиал ГАПОУ

«Читинский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Неготовность ребенка к школе.

В чем причины и как справиться с проблемой

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 413 группы

Комогорцева Анастасия

 

 

 

 

 

 

 

Балей, 2023

 

Наверное, каждый родитель, когда ребенок идет в первый класс, с надеждой думает, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки. Но вот проходит несколько недель, и малыш уже без особой охоты собирается утром в школу. С понедельника начинает мечтать о выходных, а из школы приходит скучный и напряженный.

 В чем же дело? А дело в том, что не оправдались ожидания ребенка, связанные с новой интересной жизнью, а сам он оказался не совсем готовым к той реальности, которая называется «школьные будни». Почему же такое может произойти? [1]

Причина первая: неадекватные ожидания

Праздник оказался слишком коротким, за ним последовали будни, и оказалось, что в школе надо не только веселиться, но и трудиться и привыкать к новым правилам. Неоправданные ожидания порождают разочарование, обиду, нежелание смириться с реальностью, и в результате могут привести к стойкому отвращению к объекту, которые эти ожидания вызвал, в данном случае — к школе.

Очевидно, что избежать риска снижения мотивации по первой причине можно, если формировать у ребенка представления о школе, близкие к реальности. Подробно рассказывайте ему, как будут проходить уроки и перемены, что ждет его в школьной столовой, библиотеке и других местах. Вашими помощниками также станут книги, мультики и кинофильмы о школе.

Обсуждайте с ребенком его школьные дела и после 1 сентября, до тех пор, пока вы не убедитесь, что в голове у него сложилась правильная картинка школьной жизни. Первоклассник должен быть в курсе и ближайших событий, и более отдаленных: знать, что может произойти на уроках, когда вы встретите его после школы, чем будете заниматься в выходные, как планируете провести каникулы. Объясняйте в деталях разные моменты, особенно те, с которыми ребенок еще не сталкивался. А если в обычной программе дня предстоят какие-то изменения, не забудьте предупредить своего первоклашку.

Причина вторая: усиленная подготовка перед школой

Как ни странно, подготовка к школе не должна быть избыточной. Многие родители отдают детей на курсы подготовки, программа которых часто во многом дублирует программу первого класса. Придя в школу, дети не получают почти ничего нового, особенно в начале учебного года, а это как раз важный период для развития мотивации. Они не чувствуют движения вперед в своем развитии и переключают внимание на другие, более увлекательные вещи, а школа отходит на второй план.

Если ваш ребенок оказался в такой ситуации, то важно разными способами показывать ему актуальность тех знаний, которые он получает на уроках. Основная ошибка, которую могут сделать родители, если первоклассник жалуется на то, что ему скучно в школе, это найти ему множество разных дополнительных занятий, чтобы он «работал головой». Тем самым они переключают интересы ребенка на внешкольную жизнь и еще больше отвлекают его от процесса обучения.

Гораздо более эффективный путь — вместе с ребенком находить применение изученным темам, искать в них необычные аспекты, углублять знания.

Причина третья: несоответствие требований взрослых возможностям ребенка.

Первоклассники, которые не могут справиться с заданиями, теряют интерес из-за того, что не достигают успеха. А быть все время неуспешным никому не нравится. При этом совсем не обязательно, чтобы уровень развития ребенка был низким. Бывает, что взрослые предъявляют к детям завышенные требования, идя на поводу своих амбиций. В роли таких взрослых могут оказаться и родители, и учителя.

Прежде всего, «снизить планку», не ждать от ребенка, что у него все сразу будет получаться хорошо. Помнить о том, что он еще только учится быть школьником. В начале учебного года трудности возможны у любого ребенка, но поддержка родителей и педагогов творит чудеса. Проявите терпение и понимание, и скоро все наладится. Если же проблемы окажутся серьезными, не теряя времени, обратитесь за помощью к специалистам.

Причина четвертая: возрастной «разрыв»

По существующим сегодня правилам в первый класс можно записывать детей от 6,5 до 8 лет. В этом возрасте разница в год означает довольно серьезные отличия в уровне развития. Если ребенок окажется существенно старше или младше основной массы своих одноклассников, он может «выпадать» из общего процесса обучения, т. к. учитель поневоле будет ориентироваться на большинство.

Детям постарше может быть скучно, а детям помладше — сложно учиться в одном темпе с одноклассниками. И то, и другое также может привести к снижению мотивации.

Младшим детям необходимо избегать перегрузки и стрессов, здесь нужны щадящий режим, своевременный отдых, поддержка родителей. Для старших, которым поначалу программа обучения покажется слишком легкой, подойдут способы поддержки мотивации, приведенные в описании второй причины. [3]

Причина пятая: низкая познавательная активность

Желание учиться возникает тогда, когда человек видит в этом смысл, а смысл появляется, если есть потребность в новых знаниях. Однако современные дети, как и взрослые, находятся в перенасыщенной информационной среде. Информация не просто легко доступна, они нам активно навязывается. Ребенок тоже получает избыточный поток контента, поданного красиво и увлекательно. Школьные знания на этом фоне «теряются», особенно если их актуальность не очевидна для ребенка. К тому же для их усвоения надо еще потрудиться.

Первый шаг, который стоит сделать, чтобы исправить ситуацию — ограничить информационный поток и создать хотя бы небольшой дефицит впечатлений. Проанализируйте основные источники информации для вашего ребенка и постарайтесь сделать так, чтобы школа оказалась среди них на первом месте.

Второй шаг — повысить в глазах ребенка актуальность знаний, которые он получает на уроках. Снова придется проявить изобретательность. Современным школьникам не всегда понятно, зачем учиться писать и считать, если все уже активно пользуются голосовыми помощниками, банковскими картами и прочими достижениями цивилизации. И все же для первоклассников еще можно придумать какие-то привлекательные стимулы.

Причина шестая: инфантильность.

Ученик — это новая социальная роль, ступенька взросления, которая предполагает новый статус, новый стиль взаимоотношений со взрослыми, расширение возможностей и обязанностей. Не все первоклассники оказываются готовы к этой роли, а в последние годы число таких детей увеличивается.

С одной стороны, это происходит потому, что дошкольное детство современных детей в большинстве случаев очень комфортное. Желания принять на себя другую роль у ребенка не возникает, ведь у него в жизни и так все хорошо. С другой, сегодня видна тенденция к обеднению игры у дошкольников, да и времени на игры у них все меньше. В результате в первый класс нередко приходят дети, которые не доиграли и не очень понимают, почему они теперь должны соответствовать более высоким требованиям, чем раньше.

Если вы чувствуете, что описанная ситуация подходит под вашего ребенка, то важно дать ему возможность играть до тех пор, пока он сам не почувствует насыщение игрой. Это не значит, что можно пренебречь учебой, но время после уроков нужно максимально предоставить в распоряжение ребенка, чтобы он сам мог решить, чем ему заняться. Помощь в учебе с вашей стороны тоже лучше облекать в игровую форму. Для таких детей особенно важно как можно скорее подружиться с одноклассниками.

Постепенно нужно менять игровую мотивацию на учебную. Начать можно с внешних изменений — сделать перестановку, привлекательно оформить рабочее место первоклассника дома, выделить дополнительную полку для учебников, купить новые часы и тому подобное. При каждом удобном случае подчеркивайте новый статус ребенка, давайте ему понять, что вы рады его взрослению, гордитесь его успехами и готовы принимать его в новой роли. От слов переходите к делу: поменяйте распределение обязанностей в семье, поручите ребенку какие-то более «взрослые» дела, привлеките к принятию семейных решений, доступных его уровню. Демонстрируйте новые возможности, которых у него не было в дошкольном возрасте. Через какое-то время внешние изменения перейдут во внутренние, ребенок примет себя как ученика. Следующая задача — разбудить интерес к тем знаниям, которые даются в школе, для этого подойдут рекомендации, данные в предыдущих пунктах. [2]

Мотивация первоклассника к учёбе — задача необходимая, но в то же время родителям важно не переусердствовать и позволить ребёнку пережить собственный опыт, осознанно пройти период адаптации к школе и сформировать желание не просто получать хорошие оценки, а искренне тянуться к знаниям.

Список использованной литературы

1.  Басманова, Т.В. Состояние здоровья и проблемы школьной адаптации первоклассников [Текст]. Т.В. Басманова //Вопросы современной психологии .2003.

2.  Грицанская, В.Л. Особенности адаптации первоклассников к школьному обучению [Текст] / В.Л. Грицанская, А.А. Савченко. Красноярск, 2008.

3.  Дорофеева, Г. А. Особенности и условия адаптации детей 6-7 лет к учебной деятельности [Текст] / Г.А. Дорофеева // Прикладная психология. 2004. № 3.

×
×