Доклад Мини-музей детского сада «Русская изба»

Автор: Прошунина Светлана Алексанровна

 

Мини-музей детского сада «Русская изба»

 

«Любовь к родному краю,  родной  культуре, к родной речи начинается  с  малого- с  любви к своей  семье, к  своему  жилищу. Постепенно  расширяясь  эта  любовь  переходит  в любовь   к  своей  стране, к  её  истории, её  прошлому и  настоящему,  а  затем  ко  всему человечеству, к  человеческой  культуре»

Д.С. Лихачев

Воспитание духовно-нравственного гражданина, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня. И она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. В процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Чтобы ребёнок вырос патриотом своей страны, необходимо с самого раннего детства приобщать его к культурным ценностям и традициям народа. И мы считаем, что знакомство с русской избой, ее устройством, предметами домашнего обихода -это первые шаги в воспитании патриотических качеств личности. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, развивает речь, формирует нравственные привычки.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем, это относится и к прошлому нашего народа. К числу наиболее актуальных проблем относится формирование у детей патриотических чувств и развитие духовности. Родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, всё больше надо знать о русской культуре, обычаях и традициях, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, что ели и что пили. Мы должны знать сами и знакомить детей.

Удивителен   мир  народного  искусства!  В  каждом  уголке   России  живут  и  развиваются   родники  поистине   бесконечно  доброго  народного  мастерства. Поэтому  важно  не только  сохранить  живое  наследие  народа, но  и  сделать  его  частью  современной  жизни, предметом  пристального  и  подробного  изучения. С  этой  целью  в  нашем детском саду и  был  открыт  мини — музей  «Русская изба».

Откуда произошло название «Русская изба«?

 Слово «Изба». Произошло от слова:
«истьба»

«истопка»

«топить»

«отапливать»

Это сейчас мы с вами живём в квартирах. У нас есть электричество, телевизор, интернет. На кухне — плита, микроволновка, электрический чайник. А раньше люди жили в избах.

 

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать точную экспозицию, соответствующую требованиям музейного дела. Поэтому мы и создали мини-музей. Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых он предназначен и размеры числа предметов в музее невелики.

 

 

       

 

Мини-музей «Русская изба» используется для проведения различных занятий, на которых дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма. Так же хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получаю здесь положительные эмоции, учатся воображать.
Мини — музей «Русская изба» помогает разнообразить предметную среду детского сада, развить познавательную деятельность и обогатить духовно- нравственное воспитание детей, расширить представление детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, жившими ранее, живущими сейчас, рядом.

Мини-музей «Русская изба» был создан в нашем детском саду «Журавлёнок». Его мы  организовывали специально для реализации общих задач программы образовательного учреждения по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Содержание нашего мини-музея позволяет педагогам познакомить детей с нашей историей, фольклором, природой, бытом и подлинными предметами старины. Кроме того, оно способствует реализации интегрированного подхода в обучении и созданию системы детской деятельности.

Музей содержит очень древние реликвии русского народа, такие как: русская печь, люлька (зыбка), сундук, кровать с подушками,  глиняная посуда и много всего прочего.

 

Давайте  вместе  с  вами  отправимся   на  экскурсию  в  наш  музей. Пусть  это  слово  и  сухое,  и  холодное,и  может  быть  от  него  пахнет  застарелой  пылью, а   свой  музей  мы  назвали  ласково  «Крестьянская изба». В  нем  тихо, тепло и  уютно. Здесь  царит  «свежевыбеленная»  красавица-печь.

  Есть  такая  русская  народная  загадка «Стоит  терем, в  тереме  ящик,  в  ящике  мучка,  в  мучке  жучка».  Её  отгадка  : «стоит  изба, в  избе  печка, в  печке  зола, а  в золе – жар». Войдя  в  избу,на  печь  сразу  обращаешь  внимание. «Без  печи хата — не  хата» говаривал  русский  народ. Печь  занимает  почти  пол  избы, с  ней  связан  весь  быт, вся  жизнь  крестьянина.

 

            

                                                     

Продолжая  рассматривать  экспонаты  нашего  музея  взгляд  останавливается  на деревянный стол с  глиняной  посудой.

 И  все же  интересно когда  появилась  в  обиходе  у  человека  посуда  из  глины? Оказывается, после  того, как  впервые  человек  изготовил

первый  сосуд из  обожженной  глины, прошло  около 7000 лет. Пластические  свойства  глины  люди  оценили  еще  раньше  в  эпоху  палеолита, но  научились  предавать  изделиям  влагоустойчивость, прочность  и  огнеустойчивость  много  позднее – в  эпоху  неолита.

 

Убранство деревенской койки и детской люльки.

В русской избе почти все было сделано руками

самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая.

Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом.

А совсем для маленьких детей стояла колыбель.

А как называлась колыбель, которую подвешивали к потолку? (зыбка).

Раньше считалось, что качать пустую колыбель нельзя. Ребенок может

заболеть. Но если родители хотели ребеночка, то была такая специальная колыбелька, которую они качали пустой и тогда у них обязательно рождался ребеночек.

   

Сундук — изделие корпусной мебели с откидной или съѐмной верхней

крышкой, используется как ѐмкость для хранения предметов обихода,

драгоценностей и других ценных вещей. Невеста готовила и складывала в сундук своѐ приданое с ранних лет. Чем больше в доме сундуков — тем, как считалось раньше, семья зажиточнее.

Сундуки на Урале, как и повсюду, делали с незапамятных времен, но

подлинное мастерство принесли на Урал старообрядцы с Волги и Керженца, издавна слывшие искусными мастерами-древоделами. Почти одновременно с «железным делом» на Невьянском заводе возник и неведомый прежде в этих краях сундучный промысел.

   

      

 

В нашем посёлке есть музей старинных вещей, который находится в сельской библиотеке. Мы тесно сотрудничаем с ней,  и  сотрудников библиотеки пригласили рассказать ребятам про историю старинных вещей. Детям понравился рассказ, они узнали много нового и  интересного из прошлого.

   

 

Почему же настолько актуально  воспитание на традициях отечественной культуры?  Во-первых,  мы в большинстве своём – русские.  Во-вторых, без знания основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства  невозможно воспитать интерес к культуре других народов: ведь Россия – многонациональное государство.  Высокое целомудрие, пафос добра и правды, поиски красоты вечной и непреходящей – всё это свойственно русской классической литературе, музыке, живописи, устному народному творчеству.

Таким образом, мы с полной уверенностью можем сказать, что наш музей имеет большую педагогическую ценность!

 

Используемая литература

1. В.С.Воронов. О крестьянском искусстве.- М.,1972 г.

2. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008.

3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа – СБ: АКЦИДЕНТ, 1997.  

×
×