ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ КАК ОСНОВА ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Автор: Зарема Заировна Эмирова

Эмирова Зарема Заировна,

студентка профиля «Начальное образование»

ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени

Февзи Якубова»

г. Симферополь, РФ

Научный руководитель:  Юнусова Эльмаз Адиль-Гареевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Начальное образование»

ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени

Февзи Якубова»

г. Симферополь, РФ

 

Аннотация: В данной статье рассматривается воспитание в семье, как основа формирования личности у детей младшего школьного возраста, показана важность влияние семьи на сознание ребёнка и взаимная работа школы и семьи над формированием личности младшего школьника.

Ключевые слова: воспитание, личность, семья, социальная группа, родители, младший школьник, формирование, школа.

 

EDUCATION IN THE FAMILY AS THE BASIS OF THE PERSONALITY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

 

Emirova Zarema Zairovna

Scientific adviser: Yunusova Elmaz Adil-Gareevna

 

Annotation: this article discusses upbringing in the family as the basis for the formation of personality in children of primary school age, shows the importance of the influence of the family on the consciousness of the child and the mutual work of the school and family on the formation of the personality of a primary school student.

Keywords: upbringing, personality, family, social group, parents, primary school student, formation, school.

Личность младшего школьника, да и его развитие в целом, всегда находили себя на самых разных временных просторах нашей реальности. Как и многие вещи, формирование личности младшего школьника, зависит от ряда самых разнообразных факторов. Первый и самым важным фактором в формировании личности ребенка младшего школьного возраста является семья.

А. Г. Харчев считал, что семья – это одна из самых маленьких социальных групп, но вместе с тем важность роли семьи, ее влияние на ребёнка непомерна велика, семья основная, базовая часть общества [5, с. 13].

Отталкиваясь от данного суждения, можно сделать вывод о том, что семья играет очень важную роль в формировании маленького человека. Семья – это начало всех начал, именно в семье закладываются основы и формируется фундамент, на основании которого выстраиваются жизненные ценности, характер, принципы и, несомненно, взгляды на жизнь.

Именно в возрасте младшего школьника, ребёнок потихоньку начинает постигать реальность, учится правильно общаться, дружить, у него формируется интерес к действительности, который родители и семья в целом должны поддерживать и не давать угаснуть.

Важно понимать, что родители уже были детьми, а детям, в свою очередь, только предстоит стать взрослыми, соответственно, взрослые родители должны больше понимать и принимать своих детей, быть на несколько шагов впереди. 

Актуальность данной темы состоит в том, что проблема воспитания детей младшего школьного возраста отдана не только школе, основа закладывается, и, в дальнейшем, развивается именно в семье.

Семья, как начало, выступает регулятором формирования личности младшего школьника, а школа, в свою очередь, оказывает вспомогательную работу. Только осознанный союз семьи и школы сможет запустить процесс, в котором будет осуществляться работа над всесторонним развитием личности ребенка младшего школьного возраста.

Большое количество времени считается, что именно семья является традиционным институтом воспитания ребёнка. Те знания, умения и навыки, которые ещё с раннего детства дарит ребенку семья, остаются с ним в течении всей жизни.

Так долго, систематично и тщательно к воспитанию ребенка подходит только семья, и более никакой социальный институт не может с ней сравниться.

На момент поступление ребенка в первый класс, его личность должна быть сформирована семьёй примерно на половину – об этом писала И. Ю. Тюрина [4, с. 57]. Из этого можно сделать вывод, что семья закладывает основы личности, с которыми младший школьник поступает в школу, в первый класс.

Источником счастливого, беззаботного, доброго детства, условием правильного и целенаправленного воспитания ребенка в семье, конечно, являются любящие его родители. Важно понимать, что дети очень тонко чувствуют добро, любовь, но также тонко ощущают их отсутствие.

В. А. Сухомлинский писал, живя в семье, с родителями, ребенок обязательно должен знать и чувствовать, что его хоть кто-то очень любит, без слов, просто так, за то, что он просто есть, а он, в свою очередь, будет безмолвно любить этого человека в ответ [3, с. 118].

Если выстраивать такие отношения в семье, у ребенка, несомненно, появится чувство комфорта, защищенности, спокойствия и умиротворения.

Любовь родителей – это очень простая формула, которая поможет ребенку в дальнейшем избежать множества разнообразных проблем и психологических барьеров, таких как дискомфорт в собственном доме, недоговаривание, ложь, закрытость, закомплексованность и даже агрессивность.

Как писала Н. И. Смаковская, важно понимать, что нет плохих людей – есть заблудшие и недолюбленные дети, которые сидят в сердцах многих закрытых, закомлексованных или же агрессивных людей [2, с. 89].

Несомненно, воспитание в семье – вещь очень сложная и противоречивая, действовать стоит очень осторожно и деликатно, щепетильно и тактично. Воспитание в семье, обязательно требует от родителей особой внимательности и заинтересованности в жизни ребенка, а также кидает вызов – «выдержишь ли?», так как требует особенного терпения и, конечно, знаний в области педагогики и детской психологии.

С. В. Ковалев утверждал, что сложность воспитания в семье находит себя в таких понятиях как тип семьи, условия, в которых проживает ребёнок и готовность родителей к осуществлению воспитания с целями формирования полноценной, здоровой и всесторонне развитой личности [1, с.74].

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что важность формирования основ личности младшего школьника именно в семье обуславливается тем, что ребёнок находится в семье довольно большой и долгий промежуток своей жизни.

Таким образом, семья выступает чуть ли не самым главным фактором формирования воспитанной и полноценной личности ребенка младшего школьного возраста, семья – это начало, основа и двигатель развития, с нее всё начинается.

Влияние семьи на ребенка, на его вкус, жизненные ценности, принципы, развитие, воспитание – в целом на него, на его личности непомерно велика, более того, нет более ничего похожего, что имело бы такую силу, которая заключается в любви и понимании, добре и принятии, взаимопомощи и поддержке. Учитывая все эти факторы, семье без всяких лишних усилий удастся взрастить по-настоящему счастливого человека с сильной личностью.

 

Список литературы

1.     Ковалев, С. В. Психология современной семьи: информационный метод. М.: Просвещение – 1988. – 208 с.

2.     Смаковская, Н. И. Психология и педагогика. – Нижний Новгород: Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р. Е. Алексеева, 2015. – 145 с.

3.     Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский; Вступ. очерки С. Соловейчика. – 5-е изд. – Москва, 1985. – 270 с.

4.     Тюрина, И. Ю. Образ жизни семьи – основа формирования культуры ребенка / И.Ю. Тюрина / Специально-гуманитарные знания. – 2011. – 865 с.

5.     Харчев А. Г. Социология семьи: проблемы становления науки. Перепеч. с изд. 1979 г. М.: ЦСП. 2003. – 11-21.

×
×