Автор: Достовалова Елена Ивановна
Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет определять уровень ее экономического и духовного развития, состояние науки и культуры. Поэтому проблема интеллекта занимает особое место в педагогической науке. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать; мы, педагоги, хотим, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.
Ни для кого не секрет, что русский язык считается не только одним из самых трудных, но чуть ли не самым скучным и потому нелюбимым предметом школьного курса. Редко можно найти людей, интересующихся именно русским языком, а не литературой. И это притом, что изучению родного языка в учебном плане уделяется большое количество часов, а высокой целью многолетнего терпеливого труда учителя-словесника неизменно провозглашается воспитание любви к родному слову.
Русский язык – один из самых сложных общеобразовательных предметов. Трудности восприятия лингвистических понятий и усвоения соответствующих умений и навыков учащимися связаны прежде всего с недостаточным уровнем сформированности интеллектуальной готовности к сложной учебной работе: низкой способности к концентрации внимания, умению анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические положения к конкретным практическим ситуациям, держать в памяти большой объем фактического материала и уметь ситуативно активизировать его конкретную часть. Именно в недостаточной интеллектуальной зрелости учащихся заключается причина трудностей становления филологического профиля.
Интеллектуальному развитию учащихся посвятили свои разработки такие ученые как: М.В. Зуева, Н.Е. Кузнецова, А.А. Макарени, Т.С. Назарова П.А. Оржековский, М.С. Пак, Т.В. Смирнова, И.М. Титова, Г.М. Чернобельская. Среди учителей весомый вклад внесли О. А. Михеева, О.В. Двоенко, В.Е. Алексеева, О.М. Соседова.
В своей работе я нередко сталкиваюсь с тем, что некоторые учащиеся не
усваивают материал программы по русскому языку. Трудно определить причины
отставания. Ясно только одно: ситуация такая складывается под влиянием внешних и
внутренних факторов. Внешние факторы связаны с особенностями среды и условиями
организации деятельности ребенка, а внутренние обусловлены психологическим складом
ребенка. Мне пришлось немало поработать над тем, чтобы заинтересовать учащихся,
предлагая им новую систему отношений учебного сотрудничества, уважения к
окружающим, взаимопонимания. Важно было найти способ, который помог бы мне
научить ребят мыслить, докапываться до самой сути, делать нужные выводы и
обобщения. Передо мной стояла задача способствовать формированию самооценки
личности через развитие стремления к самопознанию. Систематическое формирование
потребности каждого ученика получить глубокие и прочные знания постепенно
развивает определенные мыслительные операции, в частности, логическое и
аналитическое мышление, тем самым повышая результативность обучения, сохраняя
при этом у учеников интерес к предмету
— развивать индивидуальные интеллектуальные способности учащихся на уроках русского языка и литературы через использование разных технологий, особенно развивающего и личностно-ориентированного обучения и технологии критического мышления, Интернет ресурсов.
Задачи:
— создание условий для развития аналитического мышления школьников;
— содействие формированию культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
— стимулирование самостоятельной поисковой, творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Как сделать урок русского языка интересным, увлекательным? Как привить ученикам разумное отношение к предмету? Как выполнить социальный заказ, где
доминирующей идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения? Результатом школьного образования должно быть опережающее развитие: учащиеся должны понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, формировать интересы и осознавать возможности. Продиктовано это тем, что обществу требуются специалисты, умеющие сравнивать, логически мыслить, отстаивать собственное мнение, правильно выражать свои мысли.
Для этого надо внести определенные изменения в содержание и организацию процесса обучения. В этом помогут образовательные педагогические технологии и ИКТ.
Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов, интеллектуальному развитию, активизации деятельности.
Не отвергая методические приемы, проверенные временем, ищу свои способы для улучшения качества преподавания предмета. Опыт показывает, что огромная роль в развитии и воспитании ученика принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его волевых качеств, в игре реализуется потребность к добыванию знаний. «Игра» — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.Сухомлинский. Применение игр возможно для всех школьных возрастов.
Я как учитель являюсь организатором игры. От этого зависит активность учащихся на уроке. Думаю, что работа с занимательными играми на уроках русского языка обладает исключительными обучающими возможностями. Именно такая работа на уроках обеспечивает базу для формирования важнейших умений и навыков в области словообразования, грамматики, орфографии.
В процессе работы с занимательными играми затрагивается не столько память, сколько интеллект ребенка, его аналитические возможности.
Занимательность – необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание и интерес к предмету.
Игра вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает ученикам усвоить любой учебный материал. В связи с этим у детей более активно развивается способность к языковой догадке. Чему же учатся дети, играя в такие игры?
В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Во время учебных игр происходит многократное повторение учебного материала в его различных сочетаниях и формах, что повышает качество знаний.
В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.
Сложные учебные задачи решаются мной при использовании разных игровых моделей уроков. «Путешествие в сказку» — после изучения темы «Сказки» в 5 классе, КВН по мифологии, по лексике, по фразеологии, викторины по творчеству того или иного писателя в старших классах. Традиционно пользуется успехом «Путешествие по стране Лингвистике» по самым разным ее разделам («По морям, по волнам в удивительную страну Лингвистику», «Веселая грамматика»), а также ребусы, шарады, кроссворды, метаграммы, конкурсы эрудитов. Особое место на уроке занимает театрализация.
На уроках русского языка используются самые различные интерактивные методы и приёмы, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложнейшие темы. Это могут быть весёлые стихи, облегчающие усвоение правописания, лингвистические сказки (сказка о суффиксах причастий, о приставках ПРЕ-, ПРИ-). Можно пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную. Уроки — КВН, уроки-путешествия, экскурсии, «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы» являются помощниками в обучении, т. к. в основе их лежит учебно-познавательная направленность.
Также интерактивные методы и приёмы используются мной и во внеклассной деятельности: выпуск тематических газет, участие в проведении предметных недель, «литературная гостиная», «литературное кафе», конкурсы чтецов, участие в олимпиадах – всё это позволяет ребятам развивать интеллектуальные способности и реализовывать свои творческие возможности.
Урок – многогранный кристалл, в котором отражается вся система взаимодействия учителя и ученика. Когда я вижу одарённость наших детей, когда стремлюсь развивать их креативность и наращивать их интеллектуальный потенциал, то начинается процесс сотворчества, который открывает новые перспективы и для меня, как педагога.
Технология развивающего обучения
Основное требование к современному уроку — обеспечение коммуникативной деятельности учащихся учителем, умеющим создать «соответствующую интеллектуальную и эмоциональную психосферу образования, атмосферу психологической поддержки» (концепция Роджерса К.).
Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.
Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.
Эта технология основывается на концепциях развивающего обучения отечественных ученых (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б .Эльконин, З.И Калмыкова, Е.Н. Кабанова, Г.А .Цукерман, И.С. Якиманская, Г.К.Селевко и другие), в основе которых лежат различные аспекты развития ребенка и определенные мотивационные компоненты.
Так, например, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б .Эльконин опираются в разработке концепций развивающего обучения на познавательный интерес. И.С.Якиманская отдает приоритет индивидуальному опыту личности. Г. Альтшуллер, И. Волков, И. Иванов акцентируют внимание на творческих потребностях школьников, а Г.К.Селевко – на потребности самосовершенствования.
В любом случае, технологии развивающего обучения рассматривают ребенка как самостоятельного субъекта процесса обучения, взаимодействующего с окружающим миром, где он познает этот мир, развивая свои мыслительные процессы и свой интеллект.
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя
|
1. Учащиеся чувствуют себя на и уроке легко, расковано, каждый из них ощущает ответственность за свои действия и стремится к достижению цели. |
1. Учитель с самого начала на всем протяжении учебного процесса демонстрирует детям свое полное к ним доверие. |
2. Языковой материал урока соответствует возрасту, отвечает требованиям общеполезности, образовательной и воспитательной ценности. |
2. Учитель помогает учащимся в формировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности. |
3. У учащихся есть внутренняя мотивация к учению. |
3. Широко используется система поощрений. |
4. Учащиеся активно участвуют в процессе педагогического общения (самостоятельно определяют грамматические формы, делают выводы, формулируют правила). |
4. Учитель выступает как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью.
|
5. Учащиеся не только воспроизводят информацию, но и высказывают свои мысли, свое мнение, спорят, доказывают, т.е. реально общаются с учителем и друг с другом, учатся самостоятельно мыслить. |
5. Учитель должен открыто выражать в группе свои мысли и чувства.
|
6. На уроке происходит не только движение от языковой— формы к мысли, но и от мысли, от задачи общения к воплощению ее в языковой форме — любое языковое явление подается в связном речевом отрывке (тексте, диалоге). |
6. Учитель — активный участник группового взаимодействия, он должен стремиться к достижению эмпатии («я чувствую, что ты чувствуешь»), позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника. |
Мною подобраны и систематизированы упражнения на развитие разных интеллектуальных качеств: внимание, память, умение классифицировать и систематизировать материал, группировать, делать анализ и синтез.
При организации развивающего обучения учебная деятельность должна быть направлена на вооружение учащихся не только конкретными знаниями, но и комплексом интеллектуальных умений: умений проводить классификацию и обобщение фактов, абстрагировать, формулировать выводы; выполнять анализ эксперимента, формулировать проблему и решать её, планировать эксперимент, проводить эксперимент.
Линия развития интеллектуальных умений включает: развитие речи устной и письменной, наблюдательности, формирование умений сравнивать, противопоставлять, анализировать, выделять главное, проводить обобщение, классификацию, умений проводить рассуждения от частного к общему и от общего к частному.
Выполняя эти упражнения, учащиеся не только приобретают лингвистические знания, умения и навыки, но и учатся делать самоанализ, давать самооценку, предвидеть результаты своих действий.
Информационные технологии в преподавании русского языка и литературы.
Применение учебных электронных изданий по литературе и русскому языку, ресурсов сети Интернета. Разработка презентаций к урокам русского языка и литературы, лекций-презентаций, тренажеров для фронтальной работы, программ для самообучения учащихся и самоконтроля. Осуществление тестового контроля знаний обучающихся с использованием ПК. Оказание помощи учащимся при подготовке электронных презентаций, проектов.
. Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.
Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:
1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно — энциклопедические программы; программа презентаций Power Рoint);
2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);
3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа «Фраза», «Репетитор», энциклопедии, развивающие программы);
5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, использование современных Интернет технологий;
7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).
При организации урока с использованием компьютера нужно продумывать и учитывать целый ряд факторов:
1) определение специфической методической цели урока и выбор соответствующей ей формы урока, приемов деятельности учителя и учащегося;
2) учет уровня подготовки класса по предмету и основным учебным и интеллектуальным умениям и навыкам, следовательно, необходимо использовать возможности дифференцированного обучения с использованием компьютерной программы;
3) особенности подготовки учителя к уроку с использованием мультимедийной и компьютерной программы по русскому языку и литературе;
4) организация деятельности учащихся и их взаимодействия с учителем; роль учителя на уроке;
5) развитие у учащихся интереса к данным предметам новыми для них средствами обучения и видами учебной деятельности;
6) организация контроля за деятельностью учащихся на уроке и усвоением ими учебного материала;
7) готовность учащихся к новому виду учебной деятельности, т.е. владение приемами работы с компьютером.
Конечно, необходимо более требовательно относиться к готовым компьютерным программам, к их месту на уроках, нужно видеть их сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки.
Задачи, стоящие перед учителем-словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету, наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности.
Задачи эти предполагают, конечно, в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Поэтому перед учителем – словесником, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер.
Итоги использования компьютерных технологий таковы:
повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);
осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
расширение объёма предъявляемой учебной информации;
обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);
улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;
включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;
повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя, включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.
Достигнутый образовательный результат:
1. Диагностика результатов обучения показала, учащиеся лучше усвоили тему, у них выше успеваемость, чем показатели по темам, изученным традиционным путем. По окончании изучения тем проводились срезовые работы, тестирование с целью выяснения уровня усвоения основных понятий
2. Повышение качества учебно-познавательной деятельности: средний балл по предмету вырос с 3,6 до 4,1
3. При изучении темы у школьников проявился рост мотивации к изучению темы, к саморазвитию и самообразованию. В результате беседы выявлено, что учащиеся научились решать тесты в Power Point, в программе test; создавать презентации и викторины по изученной теме (в Power Point). Решать тесты в любой программе необходимо учащимся, чтобы привыкнуть к тестовой ситуации, обрести уверенность к себе. Чтобы получить хорошие результаты в тестировании, необходимо приобрести опыт выполнения этой процедуры. Тестирование как форма контроля используется при сдаче ЕГЭ, и подготовка к ЕГЭ должна начинаться как можно раньше. Составление презентаций, выполнение различных заданий на компьютере (работа с Интернет, электронными дисками, тесты, задания, викторины, кроссворды и др.) развивают навыки работы с компьютером, информацией. Ученики объясняют необходимость знания компьютерных технологий, так как наша современная жизнь протекает в условиях формирования единого информационного пространства, знание компьютера необходимо людям практически всех профессий.
4. При подготовке домашнего задания учащиеся пишут творческие работы, используя презентации.
5. Средний балл учащихся, сдававших ЕГЭ по русскому языку – 66,5. (11 «а»), 61 б (11 «б»); 11 «а»- 11 «б» — 63,7 б. По области – 59,5.
6. Ученики стали победителями и призёрами районных и участниками региональных Всероссийских олимпиад школьников.
Опыт работы был неоднократно представлен на педсоветах и семинарах в форме выступлений, а также на Всероссийском конкурсе «Педагогические инновации» в 2011 году, где работа отмечена Дипломом II степени, а также на сайтах «Педсовет. ру», «Педсовет.орг», на Фестивале педагогических идей «Открытый урок»; на VIII Всероссийской научно-практической конференции «Особенности современных школьников, их потребности и запросы» (тема «Модульная технология как средство развития самостоятельности учащихся на уроках русского языка в средней школе»), на IX Всероссийской научно-практической конференции «Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик обучения» (тема доклада «Интеллектуальное развитие школьников на уроках русского языка»).