Автор: Попов Виктор Андреевич
Цель урока: формирование практических навыков по выполнению слесарной обработки деталей в узлах и агрегатах автомобиля
Задачи:
1. Образовательные:
· Знать устройство всех узлов и агрегатов автомобиля, выявлять и устранять неисправности.
· Сформировать четкое представление о технических параметрах исправных деталей в узлах и агрегатах автомобиля
· Сформировать первоначальные умения в разборке и дефектовке элементов автомобиля
· Сформировать первоначальные умения в устранении выявленных неисправностей в узлах и агрегатах автомобиля с помощью слесарной обработки
2. развивающие:
· Развивать мышление и способность принимать решение
· Сформировать умение распознавать поломки и дефекты в деталях узлов и агрегатов автомобиля
· Самостоятельно анализировать задание, правильность организации труда
3. воспитательные:
· Сформировать условия для активного применения знаний, полученных на теоретических занятиях, производственной практике
· Воспитать у учащихся чувство ответственности за выполненную работу
· Воспитать у учащихся чувство требовательности к себе, т.к. от этого зависит качество выполненных работ
· Прививать интерес к выбранной профессии.
Тип урока:
Урок по практическому изучению трудовых приемов и операций
Технологии и методы обучения:
— активные методы обучения: привлечение обучающихся к демонстрации приемов и операций, к составлению алгоритма технологического процесса; индивидуальная работа и работа в парах;
— информационные технологии: актуализация знаний обучающихся с помощью ПК; показ на интерактивной доске приёмов и операций технологического процесса; использование презентации для подачи материала мастером производственного обучения.
Форма организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная
Профессиональные компетенции:
ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 3. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Междисциплинарные связи: МДК.01.01 «Слесарное дело и технические измерения», МДК.01.02 «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей», физика, материаловедение.
Материально-техническое обеспечение:
Оборудование и инструменты:
— блок цилиндров КАМАЗ 740
— набор инструментов для обработки металла
— набор инструментов для нарезания резьбы
— дрель электрическая
— полимерные материалы
Техническая документация:
— Технологическая карта на определение дефектов блока цилиндров и способов их устранения;
Компьютерное обеспечение:
— компьютер;
— мультимедийный проектор;
— интерактивная доска.
Дидактическое обеспечение:
— задание;
— критерии оценки.
Литература:
—Плакаты,
— Мультимедийное оборудование
— Инструкционные карты
Учебники: 1. Макиенко Н.И. «Общий курс слесарного дела».-М.,1989г.; Макиенко Н.И. «Практические работы по слесарному делу».-М.,1987г.; Скакун В.А. «Руководство по обучению слесарному делу».-М.,1989г.
Беднарский, В.В. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебник. – М.: Мастерство, 2008. Коробейник, А.В. Ремонт автомобилей. Практический курс. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. 3. Молоков, В.М. . Учебник по устройству автомобиля. – М.: РусьАвтокнига, 2008.
Ламака Ф.И. Лабораторно-практические работы по устройству грузовых автомобилей : учеб. пособие для нач. проф. образования / Ф.И.Ламака. — 8-е изд. Издательский центр Академия≫, 2013. — 224 с.
Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: в 2 ч. – учебник для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. — М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Виноградов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Основные и вспомогательные технологические процессы: Лабораторный практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Виноградов, О.В. Храмцова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Интернет-ресурсы:
- http://www.megaslesar.ru
- http://www.automn.ru
- http://www.car-exotic.ru.
- http://www.amastercar.ru
План проведения урока учебной практики
Время |
Этап урока |
10:00 – 10:05 |
Организационный момент |
10:05 – 10:50 |
Вводный инструктаж |
10:50 – 11:35 |
Самостоятельная работа обучающихся |
11:35 – 11:55 |
Обед |
11:55 – 13:25 |
Самостоятельная работа обучающихся |
13:25 – 13:45 |
Перерыв |
13:45 – 14:30 |
Самостоятельная работа обучающихся |
14:30 – 15:10 |
Заключительный инструктаж |
№ п\п |
Ход урока |
Деятельность мастера п\о |
Деятельность обучающихся |
|
1. |
Организационная часть (5 мин) |
|||
1.1 |
Цель этапа: развитие ученического самоуправления. Быстрое включение обучающихся в рабочий ритм. Воспитание ответственности за порученное дело. |
-Приветствие мастера -Проверка готовности к занятию. Проверить наличие спецодежды и внешний вид учащихся, готовность обучающихся к занятию -Проверка учащихся по списку |
Доклад дежурного о готовности к уроку, об отсутствующих |
|
2. |
Вводный инструктаж (45 мин) |
|||
2.1 |
Мотивационно- целевая установка |
Создает мотивацию учебной деятельности для обоснования значимости рассматриваемого материала в практической деятельности путем просмотра видеоролика Организует формулировку темы урока и целеполагание, корректирует ответы обучающихся
Организует внимание обучающихся Организует беседу, задает проблемные вопросы, которые способствуют точному определению темы занятия и постановке целей занятия.
|
Смотрят фрагмент видеоролика «дефекты блока цилиндров» — видео на Krivoruky.Ru
Самостоятельно определяют тему урока, используя информацию из видеоролика Принимают участие в анализе видеоролика, отвечают на проблемные вопросы, опираясь на полученные ранее знания; самостоятельно формулируют тему урока. Определяют и принимают цель занятия |
|
3. |
Актуализация знаний (45 мин.) |
|||
3.1 |
Цель этапа: актуализация опорных знаний, умений и мотивационных состояний |
Повторение пройденного материала. |
Отвечают на вопросы
|
|
Как устраняются сколы, трещины, заломы, срыв резьбы, износ поверхностей трения в блоке цилиндров двигателя КАМАЗ 740 |
Ответ учащихся: Разлом разделать шлифовкой и засверлить концы трещин сверлом, диаметром не более 8,5 мм. В отверстия засадить медные заглушки. По очертаниям трещин проходимся насечкой, для создания искусственной шероховатости. Поверхность обезжириваем с применением ацетона, подогреваем с помощью инфракрасной лампы до температуры 80 градусов. На разлом наносим эпоксидную пасту в следующей последовательности:1 слой 1 мм, второй 2-3 мм, третий 3-4 мм. Выдержать в течение суток при температуре 20 градусов, затем необходимо просушить место ремонта в сушильной камере, при температуре 90 градусов, в течение одного часа.
|
|||
|
Для удаления обломков болтов рекомендуется применение специальных экстракторов. 1. В теле обломка болта сверлится осевое отверстие. 2. В отверстие вводится экстрактор со специальной левой спиральной нарезкой. 3. При вращении экстрактора против часовой стрелки он входит в отверстие, его острые кромки врезаются в металл болта и при дальнейшем вращении обломок удаляется из отверстия.
|
|||
3.2. |
Проверка знаний учащихся |
Карточка-задание «Восстановление резьбы в отверстиях» |
Выполнение заданий карточки Приложение №5 |
|
4 |
Текущий инструктаж |
180 минут |
|
|
4.1 |
Объяснение и показ организации рабочего места и правил безопасности труда |
Организация рабочего места: — Подготовить все необходимые для выполнения задания инструменты и приспособления, обеспечивающие безопасную работу (необходимо пользоваться только исправными инструментами и приспособлениями, использовать их только по назначению); — Запрещается класть инструменты на оборудование; — Убрать все мешающие работе посторонние предметы, не загромождая при этом проходы; — Убедиться в том, что рабочее место достаточно освещено; — По окончании работы необходимо тщательно убрать рабочее место, уложить инструмент, приспособления и детали на соответствующие места. |
|
|
4.2 |
Формирование ориентированной основы действий Разделение на звенья Выдача инструкционных карт |
Организует и управляет работой обучающихся при выполнении трудовых приемов, используя инструкционную карту. Контролирует последовательность этапов по снятию ступиц и регулировке подшипников путем целевых обходов
|
Знакомятся с информацией о ступичных подшипниках и их регулировке |
|
4.3 |
Расстановка звеньев по рабочим местам Перестановка звеньев по рабочим местам |
Первый целевой обход – проверяет готовность к работе; соблюдение обучающимися правил техники безопасности; правильность организации рабочих мест и их содержание Второй обход – проверить правильность выполнения задания Третий обход – индивидуальная работа с обучающимися (по мере необходимости)
Обратить внимание обучающихся на типичные ошибки |
Проводят осмотр, опираясь на инструкционную карту, собирают информацию, обсуждают, записывают в отчёт. |
|
5. |
Заключительный инструктаж ( 40 мин.) |
||
5.1. |
Цель этапа: закрепление полученных знаний на занятии. |
Подводит итог, озвучивая ошибки рассуждений или невнимательность при работе. Удачные подходы при работе. Делается общий вывод о достижении цели занятия. |
Производят самооценку. Выслушивают отчеты. Осуществляют взаимооценку. Осмысливают сказанное мастером. Анализируют допущенные ошибки. Получают домашнее задание с учетом выявленных проблем. |
КАРТА ДЕФЕКТАЦИИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ приложение 1
НАИМЕНОВАНИЕ ДЕТАЛИ ИЛИ СБОРОЧНОЙ ЕДИНИЦЫ |
ОБОЗНАЧЕНИЕ |
||
БЛОК ЦИЛИНДРОВ В СБОРЕ С КОРЕННЫМИ КРЫШКАМИ |
740.1002.011 |
||
№ по каталогу |
Наименование |
МАТЕРИАЛ |
ТВЕРДОСТЬ |
740.1002.011 |
Блок цилиндров в сборе |
СЧ 21 специальный |
НВ 187—241 |
740.1006.037 |
Втулка промежуточных шеек распредвала |
Лента биметаллическая сталь 08 КП Бронза |
HRB 60 HRB 72 |
Приложение 2
РАЗМЕРЫ, мм |
||||||||
№ дефекта |
Обо- зна- чение |
ВОЗМОЖНЫЙ ДЕФЕКТ |
номи- нальный |
ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЙ |
СПОСОБ РЕМОНТА |
|||
без ремонта |
для ремонта |
|||||||
1 |
А |
Трещины, сколы бобышек под болты крепления головок, не выходящие на бурт под гильзу |
— |
— |
— |
Установить вверты- ши на герметик |
||
2 |
В |
Трещины и сколы перемычек между отверстиями под гильзы и болт крепления головок цилиндров и на буртиках водоотводящих отверстий глубиной не более 8 мм |
— |
— |
— |
Разделка трещины или скола на всю глубину |
||
3 |
Г |
Трещина по бурту под гильзу по глубине окружности |
— |
1/3 длины окруж- ности |
— |
Браковать |
||
4 |
— |
Трещины и сколы резьбовых бобышек |
— |
— |
— |
Поставить ввертыш |
||
5 |
Д |
Трещина в перегородке между цилиндрами на поверхности прилегания головок, не выходящая на нижнее посадочное место гильзы |
— |
— |
— |
Конец трещины засверлить диаметром 3-4 мм. Трещину заполнить клеящим составом под давлением и стянуть болтом. |
||
6 |
Е |
Трещина по бобышке болта крепления крышки подшипника коленчатого вала |
— |
— |
— |
Место окончания трещины засверлить установить резьбовую вставку или ввертыш. |
||
7 |
Ё |
Трещина по масляному каналу, выходящая на постель коленчатого вала |
— |
— |
до 30 мм |
Место окончания трещины засверлить, установить резьбовую втулку на герметик |
8 |
Ж |
Сколы по технологическим отверстиям глубиной не более 15 мм по дуге не более 90°, не выходящие на поверхность прилегания прокладки поддона |
— |
— |
— |
Зачистить кромки скола |
9 |
З |
Кавитационное разрушение в зоне крепления водяного насоса: |
— |
1. Заполнить кавитационные полости клеевым составом |
10 |
И |
Износ, задир втулок распределительного вала |
Ø54+0,03 |
— |
— |
Заменить втулки |
11 |
К |
Залом шпилек, износ, срыв резьб в разных местах |
— |
— |
— |
Удалить шпильку, установить ввертыш или резьбовую вставку |