Методическая разработка урока учебной практики «ВЫПОЛНЕНИЕ СЛЕСАРНОЙ ОБРАБОТКИ В ЭЛЕМЕНТАХ АТС»

Автор: Попов Виктор Андреевич

Цель урока: формирование практических навыков по выполнению слесарной обработки деталей в узлах и агрегатах автомобиля

Задачи:

1.    Образовательные:

·               Знать устройство всех узлов и агрегатов  автомобиля,  выявлять и устранять неисправности.   

·               Сформировать четкое представление о технических параметрах исправных деталей в узлах и агрегатах  автомобиля                

·               Сформировать первоначальные умения в разборке и дефектовке элементов автомобиля

·               Сформировать первоначальные умения в устранении выявленных неисправностей в узлах и агрегатах автомобиля с помощью слесарной обработки

2.    развивающие:

·               Развивать мышление и способность принимать решение

·               Сформировать умение распознавать поломки и дефекты в деталях узлов и агрегатов автомобиля

·               Самостоятельно анализировать задание, правильность организации труда

 

3.    воспитательные:

·       Сформировать условия для активного применения знаний, полученных на теоретических занятиях, производственной практике

·       Воспитать у учащихся чувство ответственности за выполненную работу

·       Воспитать у учащихся чувство требовательности к себе, т.к. от этого зависит качество выполненных работ

 

·          Прививать интерес к выбранной профессии.

Тип урока:

Урок по практическому изучению трудовых приемов и операций

 

 

 

Технологии и методы обучения:

активные методы обучения: привлечение обучающихся к демонстрации приемов и операций, к составлению алгоритма технологического процесса; индивидуальная работа и работа в парах;

информационные технологии: актуализация знаний обучающихся с помощью ПК; показ на интерактивной доске приёмов и операций технологического процесса; использование презентации для подачи материала мастером производственного обучения.

Форма организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная

Профессиональные компетенции:

ПК 1.3. Разбирать,  собирать  узлы и агрегаты автомобиля  и устранять неисправности.

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность  и социальную значимость  своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Анализировать  рабочую  ситуацию,  осуществлять   текущий  и итоговый контроль, оценку и  коррекцию   собственной деятельности, нести  ответственность за   результаты    своей работы.

ОК 3. Осуществлять      поиск информации,       необходимой       для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 4. Работать в  коллективе и  команде, эффективно   общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Междисциплинарные  связи: МДК.01.01 «Слесарное дело и технические измерения», МДК.01.02 «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей», физика, материаловедение.

 

 

 

 

Материально-техническое обеспечение:

Оборудование и инструменты:

— блок цилиндров КАМАЗ 740

— набор инструментов для обработки металла

— набор инструментов для нарезания резьбы

— дрель электрическая

— полимерные материалы

Техническая документация:

— Технологическая карта на определение дефектов блока цилиндров и способов их устранения; 

Компьютерное обеспечение:

— компьютер;

— мультимедийный проектор;

— интерактивная доска.

Дидактическое обеспечение:

— задание;

— критерии оценки.

Литература:

Плакаты,

— Мультимедийное оборудование

— Инструкционные карты

 Учебники: 1.  Макиенко Н.И. «Общий курс слесарного дела».-М.,1989г.; Макиенко Н.И. «Практические работы по слесарному делу».-М.,1987г.; Скакун В.А. «Руководство по обучению слесарному делу».-М.,1989г.

Беднарский, В.В. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебник. – М.: Мастерство, 2008. Коробейник, А.В. Ремонт автомобилей. Практический курс. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009.                                                                                                               3. Молоков, В.М. . Учебник по устройству автомобиля. – М.: РусьАвтокнига, 2008.                       

Ламака Ф.И. Лабораторно-практические работы по устройству грузовых автомобилей : учеб. пособие для нач. проф. образования / Ф.И.Ламака. — 8-е изд. Издательский центр Академия, 2013. — 224 с.

Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: в 2 ч. – учебник для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. — М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Виноградов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Основные и вспомогательные технологические процессы: Лабораторный практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Виноградов, О.В. Храмцова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

 

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.megaslesar.ru
  2. http://www.automn.ru
  3. http://www.car-exotic.ru.
  4. http://www.amastercar.ru

 

План проведения урока учебной практики

 

Время

Этап урока

10:00 – 10:05

Организационный момент

10:05 – 10:50

Вводный инструктаж

10:50 – 11:35

Самостоятельная работа обучающихся

11:35 – 11:55

Обед

11:55 – 13:25

Самостоятельная работа обучающихся

13:25 – 13:45

Перерыв

13:45 – 14:30

Самостоятельная работа обучающихся

14:30 – 15:10

Заключительный инструктаж

 

п\п

Ход урока

Деятельность мастера п\о

Деятельность обучающихся

1.

Организационная часть

(5 мин)

1.1

Цель этапа: развитие ученического самоуправления. Быстрое включение обучающихся в рабочий ритм. Воспитание ответственности за порученное дело.

-Приветствие мастера

-Проверка готовности к занятию. Проверить наличие спецодежды и внешний вид учащихся, готовность обучающихся к занятию

-Проверка  учащихся по списку

Доклад дежурного о готовности к уроку, об отсутствующих

2.

Вводный инструктаж (45 мин)

2.1

Мотивационно- целевая установка       

Создает мотивацию учебной деятельности для обоснования значимости рассматриваемого материала в практической деятельности путем просмотра видеоролика

Организует формулировку темы урока и целеполагание, корректирует ответы обучающихся

 

 Организует внимание обучающихся

Организует беседу, задает проблемные вопросы, которые способствуют точному определению темы занятия и постановке целей  занятия.

 

Смотрят  фрагмент видеоролика «дефекты блока цилиндров»

— видео на Krivoruky.Ru

 

Самостоятельно определяют тему урока, используя информацию из видеоролика

Принимают участие в анализе  видеоролика,  отвечают на проблемные вопросы, опираясь на полученные ранее знания; самостоятельно формулируют тему урока.

Определяют и принимают цель занятия

3.

Актуализация знаний (45 мин.)

3.1

Цель этапа: актуализация опорных знаний, умений и мотивационных состояний

Повторение пройденного материала.

Отвечают на вопросы

 

Как устраняются сколы, трещины, заломы, срыв резьбы, износ поверхностей трения в блоке цилиндров двигателя КАМАЗ 740

Ответ учащихся: Разлом разделать шлифовкой и засверлить концы трещин сверлом, диаметром не более 8,5 мм. В отверстия засадить медные заглушки. По очертаниям трещин проходимся насечкой, для создания искусственной шероховатости.

Поверхность обезжириваем с применением ацетона, подогреваем с помощью инфракрасной лампы до температуры 80 градусов. На разлом наносим эпоксидную пасту в следующей последовательности:1 слой 1 мм, второй 2-3 мм, третий 3-4 мм. Выдержать в течение суток при температуре 20 градусов, затем необходимо просушить место ремонта в сушильной камере, при температуре 90 градусов, в течение одного часа.

 

 

Для удаления обломков болтов рекомендуется применение специальных экстракторов.

1. В теле обломка болта сверлится осевое отверстие.

2. В отверстие вводится экстрактор со специальной левой спиральной нарезкой.

3. При вращении экстрактора против часовой стрелки он входит в отверстие, его острые кромки врезаются в металл болта и при дальнейшем вращении обломок удаляется из отверстия.

 

3.2.

Проверка знаний учащихся

Карточка-задание  «Восстановление резьбы в отверстиях»

Выполнение заданий карточки Приложение №5

4

Текущий инструктаж

180  минут

 

4.1

Объяснение и показ организации рабочего места и правил безопасности труда

Организация рабочего места:

       Подготовить все необходимые для выполнения задания инструменты и приспособления, обеспечивающие безопасную работу (необходимо пользоваться только исправными инструментами и приспособлениями, использовать их только по назначению);

       Запрещается класть инструменты на оборудование;

       Убрать все мешающие работе посторонние предметы, не загромождая при этом проходы;

       Убедиться в том, что рабочее место достаточно освещено;

       По окончании работы необходимо тщательно убрать рабочее место, уложить инструмент, приспособления и детали на соответствующие места.

 

4.2

Формирование  ориентированной основы действий

Разделение на звенья

Выдача  инструкционных карт

Организует и управляет работой обучающихся при выполнении трудовых приемов, используя инструкционную карту.

Контролирует последовательность этапов по снятию ступиц и регулировке подшипников  путем целевых обходов

 

Знакомятся с информацией о ступичных подшипниках и  их регулировке

4.3

Расстановка звеньев по рабочим местам

Перестановка звеньев по рабочим местам

Первый целевой обход – проверяет готовность к работе; соблюдение обучающимися правил техники безопасности; правильность организации рабочих мест и их содержание

Второй обход – проверить правильность

выполнения задания

Третий обход – индивидуальная работа с обучающимися (по мере необходимости)

 

Обратить внимание обучающихся на типичные ошибки

Проводят осмотр, опираясь на инструкционную карту, собирают информацию, обсуждают, записывают в отчёт.

         

5.

Заключительный инструктаж

( 40 мин.)

5.1.

Цель этапа: закрепление полученных знаний на занятии.

Подводит итог, озвучивая ошибки рассуждений или невнимательность при работе. Удачные подходы при работе.

Делается общий вывод о достижении цели занятия.

Производят самооценку.  Выслушивают отчеты. Осуществляют взаимооценку.

Осмысливают сказанное мастером.

Анализируют допущенные ошибки.

Получают домашнее задание с учетом выявленных проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

   КАРТА ДЕФЕКТАЦИИ  БЛОКА ЦИЛИНДРОВ                                             приложение 1

НАИМЕНОВАНИЕ ДЕТАЛИ ИЛИ СБОРОЧНОЙ ЕДИНИЦЫ

ОБОЗНАЧЕНИЕ

БЛОК ЦИЛИНДРОВ В СБОРЕ С КОРЕННЫМИ КРЫШКАМИ

740.1002.011

№ по каталогу

Наименование

МАТЕРИАЛ

ТВЕРДОСТЬ

740.1002.011

Блок цилиндров

в сборе

СЧ 21 специальный

НВ 187—241

740.1006.037

Втулка промежуточ­ных шеек распредвала

Лента биметалличе­ская сталь 08 КП Бронза

HRB 60

HRB 72

Приложение 2

     

РАЗМЕРЫ, мм

     

дефекта

Обо­-

зна­-

чение

ВОЗМОЖНЫЙ

ДЕФЕКТ

номи- нальный

ПРЕДЕЛЬНО

ДОПУСТИМЫЙ

СПОСОБ РЕМОНТА

     

без

ремонта

для

ремонта

     

1

А

Трещины, сколы бо­бышек под болты крепления головок, не выходящие на бурт под гильзу

Установить вверты- ши на герметик

2

В

Трещины и сколы пе­ремычек между отвер­стиями под гильзы и болт крепления голо­вок цилиндров и на буртиках водоотводя­щих отверстий глуби­ной не более 8 мм

Разделка трещины или скола на всю глубину

3

Г

Трещина по бурту под гильзу по глубине окружности

1/3 длины окруж- ности

Браковать

4

Трещины и сколы резьбовых бобышек

Поставить ввертыш

5

Д

Трещина в перегород­ке между цилиндрами на поверхности приле­гания головок, не вы­ходящая на нижнее посадочное место гильзы

Конец трещины за­сверлить диаметром 3-4 мм. Трещину за­полнить клеящим составом под давле­нием и стянуть бол­том.

6

Е

Трещина по бобышке болта крепления крышки подшипника коленчатого вала

Место окончания трещины засверлить установить резьбо­вую вставку или ввертыш.

7

Ё

Трещина по масляно­му каналу, выходящая на постель коленчато­го вала

до 30 мм

Место окончания трещины засверлить, установить резьбо­вую втулку на герме­тик

 

8

Ж

Сколы по технологи­ческим отверстиям глубиной не более 15 мм по дуге не бо­лее 90°, не выходя­щие на поверхность прилегания проклад­ки поддона

Зачистить кромки скола

9

З

Кавитационное разру­шение в зоне крепле­ния водяного насоса:

   

1. Заполнить кавита­ционные полости клеевым составом

 

10

И

Износ, задир втулок распределительного вала

Ø54+0,03

Заменить

втулки

11

К

Залом шпилек, износ, срыв резьб в разных местах

Удалить шпильку, установить ввертыш или резьбовую вставку

 

×
×