Автор: Ляйля Фидарисовна Хабибуллина
Детское экологическое объединение
«Юный эколог»
1. Название: Школьное экологическое объединение «Юный эколог».
2. Количество членов: 69 человек.
3. Система приёма в объединение: Личное желание учащихся, личное заявление, испытательный срок, посвящение.
4. Цель – экологическое образование учащихся, воспитание ответственного и уважительного отношения к окружающей среде и ко всему живому на Земле, предотвращение разрушительного антропогенного воздействия на окружающую среду, изучение природы родного края.
5. Задачи:
§ Удовлетворение познавательных потребностей учащихся, развитие интереса к изучению основных компонентов природных экосистем, укрепление навыков нравственного поведения в природе и здоровому образу жизни.
§ Освоение учащимися разнообразных видов творческой деятельности, основанных на овладении интеллектуальными информационными технологиями.
§ Повышение уровня научного образования через комплексное научное восприятие природных явлений в глобальном масштабе.
§ Установление партнерских отношений учащихся школы со школьниками других образовательных учреждений..
§ Формирование коммуникативных навыков через установление компьютерных телекоммуникационных связей Интернет (электронная почта, компьютерные конференции и др.), контактов со сверстниками, учителями, учёными университетов.
6. Формирование экологической культуры школьников осуществляется по следующим направлениям:
¨ Организация школьного экологического объединения.
¨ Эколого-просветительская деятельность.
¨ Исследовательская работа.
¨ Организация работы по формированию здорового образа жизни.
7. Направления работы:
· заседание объединения;
· лекторская работа;
· исследовательская работа;
· участие в районных, городских и областных конференциях;
· участие в школьных и районных олимпиадах;
· организация школьных экологических праздников, театрализованных представлений;
· сюжетно-ролевые игры
· пропаганда чистоты и здорового образа жизни;
· экологические акции
· создание сайта, интернет-связь;
· участие в школьных и районных олимпиадах;
· работа с научной и научно-популярной литературой;
· творческая работа;
· ведение трансляций в онлайн формате «человек и природа» через мультимедийные технологии;
· отчётная работа;
8. Формы и методы, используемые в работе объединения:
В структуру программы входят: исследовательская работа на водоёмах и в лесу, экскурсии, встречи, практические работы в лаборатории, выступление лекторских групп, экологические праздники, сюжетно-ролевые игры, экологические акции.
9. Девиз:
Мы Юные экологи
И знаем наперёд
Земля у нас у всех одна.
А мы – хозяева Земли.
Мы охранять её должны.
10. Гимн (песня на мотив «Ничего на свете лучше нету..» из м/ф «Бременские музыканты»).
Ничего на свете лучше нету,
Чем беречь, друзья, свою планету.
Тем, кто дружен, не страшны тревоги,
Ведь экологи всегда в дороге.
Мы своё призванье не забудем.
Сохраним мы воду чистой людям,
Сбережём мы воздух, лес и реки,
Чтоб природу сохранить навеки.
11. Символика: Эмблема
12. Традиции и ритуалы: Посвящение в юные экологи; экологические месячники, экологические праздники: «Всемирный день защиты животных», «Всемирный день воды», «День Земли», «День здоровья», «День птиц», «День эколога», Международный день борьбы с курением; выездные заседания объединения на природе; день рождения объединения.
13. Устав экологического объединения «Юный эколог».
1. Юным экологом может стать любой учащийся средней и старшей школы, любящий природу, желающий внести свой посильный вклад в дело охраны природы.
2. Юные экологи обязаны:
¨ принимать участие в охране окружающей природной среды;
¨ соблюдать требования природоохранного законодательства;
¨ знать и соблюдать нормы экологической этики и морали;
¨ изучать и приумножать природные богатства родного края;
¨ постоянно повышать уровень своих знаний о природе экологических знаний среди населения.
3. Юные экологи объединения имеют право:
¨ принимать участие в Международных, Всероссийских, областных, городских и районных акциях и мероприятиях;
¨ вести исследовательскую работу по изучению природы и экологии родного края
¨ принимать участие в уборке территории школы и микрорайона «Черёмушки».
¨ излагать своё мнение на заседаниях объединения и в прессе;
¨ защищать права и интересы населения развивать экологическую культуру;
¨ имеет право сотрудничать с другими экологическими организациями школ района, края.
¨ оказывать всемерное содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранного законодательства;
¨ тр6ебовать от соответствующих органов предоставления своевременной достоверной и полной информации о загрязнении окружающей природной среды, мерах её охраны.
4. Юный эколог всегда должен помнить:
¨ Природа – это живая, чувствительная, очень сложная система;
¨ От каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям.
Основным направлением деятельности объединения является экологическое просвещение, образование и воспитание школьников, развитие осознанного, ответственного личностного поведения в соответствии с жизненными ситуациями, решение задач в процессе практической природоохранной деятельности.
Преобладающая форма деятельности:
1. исследовательская работа, которая ведётся по следующим направлениям:
¨ климат и человек;
¨ химия и окружающая среда;
¨ полевая экология;
¨ лесной мониторинг;
¨ окружающая среда и человек;
2. Творческая работа – рисование «Дом моей мечты», «Моя квартира», «Моя планета»; написание рассказов о своих соседях, о домашних животных; перевоплощения в животного, насекомого. «Что мне листочек рассказал» — об уходе за комнатными растениями.
3. Практическая деятельность – уборка и благоустройство территории.
4. Использование ИКТ – создание сайта. Выход в Интернет по адресу: www.lfaw.org и получить сертификат об опекунстве животного, его фото и электронную открытку.
Методические приёмы
¨ стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (уроки – деловые игры, уроки – сказки, уроки – конференции, семинары, беседы, доклады, рефераты учащихся, диспуты, викторины, КВН, праздники, ведение дневников наблюдений).
¨ развитие творческого мышления, умение предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (беседа, наблюдения, опыт, лабораторная работа);
¨ развитие исследовательских навыков, умений, принятие экологически целесообразных решений (проблемный подход в процессе обучения – воспитания);
¨ вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (организация экологических троп, экспедиций, защиты природы от разрушения – лесовосстановление, пропаганда экологических знаний – лекции, беседы, праздники, конференции).
Ожидаемые результаты:
¨ Формирование понимания, что человек – это часть природы, его назначение.
¨ умение познать законы, по которым живёт и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами;
¨ понимание необходимости сохранения всего многообразия жизни;
¨ понимание сущности происходящих экологических катаклизм;
¨ понимание современных проблем экологии и сознание их актуальности, как для человечества, так и для каждого человека в отдельности;
¨ понимание необходимости принятия личного участия в решении экологических проблем.
Вывод:
Таким образом, «Экологическая мастерская» является эффективной и целесообразной формой работы с подрастающим поколением, так как обеспечивает формирование личностного смысла обучаемых, существует не в отрыве от реальной действительности и обеспечивает широкий спектр видов деятельности.