Диагностика сформированности уровня рефлексивных действий на уроках иностранного языка

Автор: Евдокимова Ирина Никоаевна

«Диагностика рефлексивных умений на уроках английского языка».

Евдокимова И.Н.

Учитель английского языка высшей категории

МБОУ «Городская гимназия города Димитровграда Ульяновской области»

 

«Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: … владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения».

(из требований ФГОС)

 

Ребенок должен уметь учиться, чтобы быть успешным в современном развивающемся обществе. Уметь учиться это значит самостоятельно эффективно выполнять учебную деятельность: ставить адекватные учебные цели, выявлять и выбирать условия для их достижения, выбирать и конструировать учебные действия, осуществлять рефлексию своих действий, самоконтроль и самооценку степени достижения принятой цели, корректировать и дополнять учебные действия (при необходимости), выполнять все действия сначала в специально организованных учителем условиях и под его руководством, а затем самостоятельно, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

В умении учиться как способности человека обнаруживать, каких именно знаний и умений ему недостает для решения данной задачи, и находить недостающие знания, осваивать недостающие умения, выделяют две составляющие: рефлексивную и поисковую.

1. Рефлексивные действия необходимы для того, чтобы опознать новую задачу, для решения которой человеку не хватает его знаний и умений, и для того, чтобы получить ответ на вопрос: чему учиться?

2. Поисковые действия необходимы для приобретения недостающих знаний, умений для ответа на второй вопрос: как научиться?

Более подробно мне хотелось бы остановиться на приемах диагностики уровня сформированности рефлексивных умений.

Рефлексия, по мнению ведущих психологов и педагогов, становится важнейшим определяющим звеном между концептуальным знанием и личным опытом человека. Для учащегося это качество необходимо для применения общих предметных знаний в конкретных ситуациях своей практической деятельности. [1-2].

Мониторинг рефлексивных умений учащихся в деятельности педагога выступает и как способ исследования реальности, и как способ управления формированием рефлексивных умений посредством представления своевременной и качественной информации. Для выявления динамики формирования рефлексивных умений учащихся и в соответствии с разработанной методикой мониторинговые исследования проводятся в несколько этапов (в начальной и средней школе). Фиксируя уровень рефлексии у обучающегося от класса к классу, можно проследить, как развивается мышление учащегося в процессе решения им учебных задач.

 Диагностические задания составлены мной на основе педагогической технологии контроля и оценки учебной деятельности Воронцова А. Б., разработанной в рамках системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, с использованием предметного материала учебного предмета «Английский язык» (УМК «Английский в фокусе», УМК «Форвард»). При разработке диагностических материалов учитывались возрастные особенности учащихся и особенности учебного предмета.

Формирование рефлексивных умений начинается в начальной школе и продолжается на протяжении всего курса обучения.

В начальной школе формируются следующие рефлексивные умения:

·         адекватно воспринимать себя;

·         ставить цель деятельности;

·         определять результаты деятельности;

·         соотносить результаты с целью деятельности;

·         определять наличие ошибок в собственном поведении;

·         описывать прожитую ситуацию.

 

Вот пример диагностического задания для учащихся 3 класса на умение определить границу применимости способа действия с образцом правильного выполнения задания. Эти задания являются основой для формирования такого важного умения как умения определять границы своего знания и незнания. 

 

ЗАДАНИЕ:

Выполни 3 задания. Оцени и отметь (+) те задания, которые ты можешь выполнить. Оцени и отметь (-) те задания, которые ты не можешь выполнить.

Объясни, каких знаний тебе не хватает, чтобы выполнить соответствующие задания.

1. Подчеркни правильное слово.

 

2. Перепиши слова, расставляя их по алфавиту.

 

3. Напиши, что должны дети делать по дому, как показано в образце.

 

 

 

Образец правильного выполнения задания.

 

1

2

3

+

+

 

 

 

 

 

Не знаю, как сказать «должен» на английском языке. Не знаю, как образовать отрицательную форму.

 

Пример подобного диагностического задания для учащихся 8 класса.

 

ЗАДАНИЕ

Оцени и отметь (+) те задания, которые ты можешь выполнить. Оцени и отметь (-) те задания, которые ты не можешь выполнить. Объясни, каких знаний тебе не хватает, чтобы выполнить соответствующие задания. Ответы занеси в таблицу.

 

1. Choose the correct word to fill in the gaps.

e.g.   invented   discovered 

a) Mike invented the device, but it was his brother who put it on the market.

b) Columbus discovered America in 1492.

 

1   Geography    Earth Science

a) Tom finds___ fascinating, because he learns a lot of things about the formation and history of our planet.

b) Mary wants to travel to all those countries she studied in her __________ class.

 

2   raise     lift

a) You don’t have to _______ your voice. I can hear you very well.

b) This sofa is really heavy. Help me __________ it.

 

3   salary    wage

a) He earns a lot. He has a high __________.

b) The company has announced an increase in the workers’ hourly________.

 

4 employers   employees

a) The company’s business is growing, so it needs to hire more __________.

b) Ann is very happy because her _________ gave her a pay rise.

 

2. Complete the sentences with the correct form of the words in bold.

1. A large part of the country’s budget is spent on … .                           DEFEND

2. This year’s World Kindness Concert will be full of terrific … .         PERFORM

3. There is a … once a week for recyclable items.                                  COLLECT  

4. The protestors made a big … outside the town hall.                           DISTURB

 

3. Make the sentences Passive.

1.       Nobody has used this room for ages.

2.      We will give you the keys tomorrow.

3.      Someone is interviewing Dr Johnson at the moment.

 

1

2

3

 

 

 

 

 

 

 

 

Образец правильного выполнения задания.

 

1

2

3

+

+

 

 

 

 

Не хватает знаний правил словообразования в английском языке.

 

 

Для выполнения диагностического задания используется разработанная система оценивания:

 

ОЦЕНИВАНИЕ:

2 балла – без труда смог определить те задания, которые сможет или не сможет выполнить, дано логичное объяснение, каких знаний не хватает.

1 балл – без труда смог определить те задания, которые сможет или не сможет выполнить, но не смог логично объяснить, каких знаний не хватает.

0 баллов – не смог определить те задания, которые сможет или не сможет выполнить, не смог дать объяснение, каких знаний не хватает.

 

Развитое умение учиться может сформироваться у ребенка только к концу основной школы. К окончанию же начальной школы умение учиться должно стать характеристикой класса как учебного сообщества, а не отдельного ученика [8, с. 11 -13].

Становление рефлексии у обучающихся состоит из нескольких этапов, одним из которых является наличие диагностических заданий для проверки сформированности рефлексивных умений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагаю следующие диагностические задания, разработанные мной для учащихся 8х классов.

 

Задание 1 разработано для диагностики умения находить ошибки и определять их причины. Это задание (или задания) включает ошибочные решения.

Ошибочные решения должны быть двух типов:

а) ответ правильный, но способ решения неправильный;

б) способ правильный, но ответ неправильный.

Ученик должен найти ошибки и указать их причины.

 

Задание № 1: Put the adjectives in brackets into the correct form. (Раскрой скобки и поставь прилагательные в правильной форме)

 

Pupil 1:

  1. My younger brother is VERY SOCIABLE (sociable) person in our family.
  1. Don’t you think that Adam needs to be a bit MORE SENSITIVE (sensitive) to other people’s feelings?
  2. Mrs. Brown is VERY PATIENT (patient) teacher I have ever had.
  3. Ben was very rude to Jane. I think that VERY LITTLE (little) he could do is to apologize to her.
  4. According to an English saying, the OLDER (old) we grow, the wiser we become.

Pupil 2:

  1. My younger brother is THE MOST SOCIABLE  (sociable) person in our family.
  2. Don’t you think that Adam needs to be a bit SENSETIVER (sensitive) to other people’s feelings?
  3. Mrs. Brown is THE MOST PATIENT (patient) teacher I have ever had.
  4. Ben was very rude to Jane. I think that THE LEAST (little) he could do is to apologize to her.
  5. According to an English saying, the OLDER (old) we grow, the wiser we become.

Установи ошибки ребят и укажи причины ошибок (что не знает учащийся).

 

Образец правильного выполнения задания:

Ученик 1 допустил ошибки, так как выбрал неправильный способ образования формы превосходной степени прилагательных.

Ученик 2 правильно выбрал способ образования сравнительной и превосходной степени сравнения прилагательных, но допустил ошибку, так как применил один и тот же способ для односложных и многосложных прилагательных.

 

ОЦЕНИВАНИЕ

2 балла — указаны и верно описаны ошибки двоих учеников.

1 балл – указаны и верно описаны ошибки только одного ученика.

0 баллов – ошибки не установлены и не описаны.

 

Задание 2 разработано для проверки умения выделять критерии и оценивать по ним свое выполнение задания. Учащийся выделяет критерии и оценивает свое выполнение задания по этим критериям.

 

Задание № 2. Предложи критерии, по которым ты, если бы ты был учителем, оценил выполнение задания своими учениками. Выполни задание сам и оцени свое решение по этим критериям.

Read the text and do the tasks after the text. (Прочитай текст и выполни задания после текста)

Healthy Food

Eating is fun, especially when you are hungry. Most people have a favourite food. Some people enjoy eating sweet things like cakes, chocolates and ice cream. Other people enjoy savoury foods like cheese and meet. Enjoying eating is our body’s way of making sure that is gets the things it needs to work properly.

Food helps us to keep warm, talk, run and do all the other things we do. It helps us to grow and stay healthy.

Vitamins also help us to be healthy. Scientists name vitamins after the alphabet. All of them are very important, for example: vitamin C keeps our skin and gums healthy. It is found in fresh fruit and green vegetables, such as oranges, blackcurrants, lettuce. Brussels sprouts and spinach also contain a lot of vitamin C.

Vitamin D helps our bones to grow strong and hard, and we are able to make it for ourselves if our skin gets enough sunlight. But we can also get vitamin D if we eat fish, milk, butter, cheese and margarine. Some people buy pills and tablets containing vitamins. But most of us get more than enough of them from our food.

1. What is the main idea of the text?

2. Make four questions to the text.

 

Образец правильного выполнения задания

Возможные критерии:

— правильное понимание основного содержания текста;

— логическое изложение основной идеи текста;

— отсутствие грамматических и лексических ошибок.

 

  1. The main idea of the text is that vitamins are very important in our life. (допускаются другие способы выражения основной идеи, но смысл остается)
  2. What food do people like eating?

How do vitamins help people?

Why do fruit and vegetables useful?

What food can we get from vitamin D?

 

ОЦЕНИВАНИЕ      

2 балла –указаны два критерия, правильно заданы вопросы к тексту.

1 балл – указан только один критерий, допущена одна грамматическая или лексическая ошибки в вопросах.

0 баллов – критерии не указаны или указаны некорректно, допущено более двух грамматических или лексических ошибок.

 

Задание 3 разработано для диагностики умения оценивать правильность выполнения задания по заданным критериям. Задание с готовым решением и выделением нескольких критериев. Учащимся необходимо оценить правильность выполнения задания по этим критериям.

 

Задание № 3. Оцените правильность написания личного письма по указанным ниже критериям. Ответы занесите в таблицу.

 

You have received a letter from your English- speaking pen-friend who writes

 

Last summer my parents and I went hiking to the mountains. We spent the whole week together and enjoyed it very much. How often do you take active holidays? Who do you think is the best company for you? What extreme sports would you like to try, if any, and why?

Last month our English class got an interesting project. We wrote a paper about interesting events in the past of our country …

 

Write a letter to Tom. In your letter answer his questions.

Write 100—120 words.

 

Письмо:

Moscow,Russia

10/05/17

Dear Tom,

Thanks for your letter. Sorry I haven’t answered early but I was busy with my school project. Hope you didn’t have accidents while hiking! As for me, I don’t have much time on active holidays because I have a lot of homework. My family is more the stay-at-home sort, so I can’t spend the time with them somehow actively. My company is my friend and, you know, our trips are usually very jolly. I’d like to try rafting, because it implies a well-coordinated team work, good reaction and nerves of steel. I’d better go now as my Dad want me to help him with his car. Write soon!

Love,

Ann

 

Критерии оценивания:

1)      соблюдение структуры личного письма (см. Примечание);

2)      логичность высказывания (соединяющие фразы);

3)      структурное оформление текста (деление на абзацы);

4)      отсутствие грамматических ошибок;

5)      отсутствие лексических ошибок;

6)      количество слов (100-120).

 

№ критерия

Да/нет

Исправления (если выполнено неверно)

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

6

 

 

 

Примечание: Структура личного письма: адрес; дата; обращение; благодарность за полученное письмо; извинения за то, что не ответил раньше; ответы на вопросы друга; вежливое завершение письма и указание причины, почему заканчиваем письмо; ссылка на будущие контакты; подпись (имя).

 

Образец правильного выполнения задания.

№ критерия

Да/нет

Исправления (если выполнено неверно)

1

Да

 

2

Да

 

3

Нет

Нет деления на абзацы.

4

Нет

Грамматические ошибки: earlier, wants

5

Да

 

6

Да

 

 

 

 

ОЦЕНИВАНИЕ:

2 балла – все критерии оценены верно, и в случае несоблюдения какого-либо из критериев, указаны все ошибки и внесены исправления.

1 балл — один из критериев оценен неверно

0 баллов – допущены две и более ошибок при оценке критериев

 

Задание 4 разработано для мониторинга уровня умение определить границу применимости способа действия. Дано несколько заданий. Ученик должен оценить, какие он может решить, а какие – нет (задание на границу применимости того или иного способа действия).

 

Задание № 4: Оцени и отметь (+) те задания, которые ты можешь выполнить. Оцени и отметь

(-) те задания, которые ты не можешь выполнить. Объясни, каких знаний тебе не хватает, чтобы выполнить соответствующие задания. Ответы занеси в таблицу.

 

1. Choose the correct word to fill in the gaps.

e.g.   invented   discovered 

a) Mike invented the device, but it was his brother who put it on the market.

b) Columbus discovered America in 1492.

 

1   Geography    Earth Science

a) Tom finds___ fascinating, because he learns a lot of things about the formation and history of our planet.

b) Mary wants to travel to all those countries she studied in her __________ class.

2   raise     lift

a) You don’t have to _______ your voice. I can hear you very well.

b) This sofa is really heavy. Help me __________ it.

3   salary    wage

a) He earns a lot. He has a high __________.

b) The company has announced an increase in the workers’ hourly________.

4 employers   employees

a) The company’s business is growing, so it needs to hire more __________.

b) Ann is very happy because her _________ gave her a pay rise.

 

2. Complete the sentences with the correct form of the words in bold.

1. A large part of the country’s budget is spent on … .                           DEFEND

2. This year’s World Kindness Concert will be full of terrific … .         PERFORM

3. There is a … once a week for recyclable items.                                  COLLECT  

4. The protestors made a big … outside the town hall.                           DISTURB

 

3. Make the sentences Passive.

4.       Nobody has used this room for ages.

5.      We will give you the keys tomorrow.

6.      Someone is interviewing Dr Johnson at the moment.

 

1

2

3

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие рефлексивных умений не происходит автоматически. Необходима специальная организация учебного процесса, совместной учебной деятельности, учебного материала и учебной среды. Для создания условий рефлексивного развития школьников учитель должен помнить основные и необходимые требования к процессу формирования рефлексивных умений:

— рефлексия индивидуальна, поэтому необходим индивидуальный подход к каждому;

— рефлексия диалогична по своей природе, поэтому необходима организация учебного диалога в процессе обучения;

— рефлексия деятельностна по сути, поэтому предполагает субъектность, т.е. активность, ответственность;

— рефлексия разномасштабна, поэтому необходима смена позиций и разный взгляд на свою деятельность. Нужно дать возможность ребенку не только учиться и быть в позиции ученика, но и возможность учить другого — быть в позиции учителя.

 

Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

 

Литература

1.                Бизяева А.А. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя: автореф. дис. канд. психол. наук. / А.А. Бизяева – СПб, 1993.

2.                Бондаренко Л.В. Представление о рефлексии в философии, психологии и методологии [Текст] / Л.В. Бондаренко // Коллективный способ обучения. – 2005. – №8. – С.132-140.

3.                Воронцов А.Б. “Практика развивающего обучения, (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова), “Русская энциклопедия”, М., 1998.

4.                Зинченко А. Принципиальное задание на продолжение реформирования сферы образования в РФ [Текст] / А.Зинченко // Кентавр. – 2005. – № 35. – С. 36-41

5.                Квасова А.К., Бондаренко Л.В., Карпович Д.И. Рефлексия в практике коллективных учебных занятий [Текст] / А.К. Квасова, Л.В. Бондаренко, Д.И.Карпович // Коллективный способ обучения. – 2007. – №9. – С. 91-103.

6.                Хуторской А.В. Деятельность как содержание образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 8 – С. 107-114.

7.                Ушева Т.Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся: Метод, пос. Красноярск, 2007. Научно-методический журнал «Начальная школа», №11, 2011г.

8.                Цукерман Г. А. ФГОС: школьная система оценки качества обучения (серия). Диагностика умения учиться / Цукерман Г. А., Чудинова Е. В. – М.: Некоммерческое партнерство «Авторский клуб», 2016. – 60 с. : ил.

 

×
×