Автор: Галимова Зиля Салимовна
Аудирование как эффективный метод развития навыков говорения На уроках Английского языка
Аннотация: Язык считается средством общения в двух формах: устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо), при этом аудирование – самая актуальная тема в современной методике обучения иностранному языку. Аудирование опосредуется говорением другого человека, смысловое восприятие не планируется, в процессе слушания разворачиваются аналитические и синтетические операции, продуктом которых считается умозаключение. Говорение и аудирование представляют собой две взаимосвязанные стороны устной речи. Аудирование как эффективный метод развития навыков говорения способствует возможности овладеть звуковой стороной изучаемой языковой конструкции, ее фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Методики обучения аудированию на иностранном основаны на учете психических этапов восприятия и понимания звучащей речи, на усвоении ее лексической стороны и грамматической структуры.
Ключевые слова: аудирование, говорение, метод развития навыков, память, распознавание информации, прослушивание, степень понимания, иностранный язык.
Для эффективного изучения языка необходимо придерживаться следующего порядка: аудирование служит базой для овладения говорения, говорение – для чтения, а чтение – для письма. При этом, аудирование и говорение происходят практически одновременно и тесно связаны между собой: прослушивание подготавливает речь, а говорение способствует воспринимать текстовой материал на слух [4].
Говорение – это продуктивный вид речевой деятельности и воспроизведение устной речи, выражение мыслей в устной форме. Именно с говорением связаны проблемы в обучении иностранного языка , поскольку этот навык совершенствуется медленнее остальных.
Аудирование – это внутренне активная форма речевой деятельности. Аудирование считается сложной речевой деятельностью, на каждом из этапов которой слушатель может столкнуться с определенными трудностями. Активный характер аудирования определен тем, что в его основании лежат процессы моделирования речи: распознавание информации и интроспекции –подведения итога об услышанном, что может дополняться проговариванием текста вслух за диктором или одновременно, хором или индивидуально. Все это дает возможность поработать над интонационными, стилистическими или грамматическими особенностями речи [2].
Задача учителя – использовать аудирование для создания коммуникативной мотивации, которая побуждает к говорению. Основные требования к аудированию включают:
1. Мотивация к аудированию – слушатель должен сознательно поддерживать внимание.
2. Ориентирование в коммуникативной или проблемной ситуации.
3. Наличие инструкции перед прослушиванием текста.
4. Учет возрастных и образовательных возможностей учеников.
5. Многократное предъявление текста для аудирования.
Успешное овладение речевой деятельностью, а именно слушанием и говорением, зависит от языковых навыков, вырабатываемых в ходе многократных повторов, которые доведены до автоматизма употреблением основных речевых образцов.
К настоящему моменту отечественными и зарубежными методистами накоплен огромный опыт обучения аудированию, способствующему развитию навыков говорения. Существуют определенные эффективные методические приемы развития и совершенствования навыков аудирования как эффективный метод развития навыков говорения.
Учителям следует обучить учащихся быстро отбирать языковые средства при коммуникационном взаимодецствии, составлять микро- и макросообщения, то есть монологические высказывания, вести диалог, беседу, уметь работать в ситуациях. Аудирование переключают учащихся на живой язык, вызывают у них повышенный интерес и работа над произношением идет легче.
Следует привести пример урока: От аудирования к говорению по теме «Holiday and Travel». На уроке применяются интересные нестандартные приемы, развивающие навыки аудирования и говорения. На данном уроке соблюдается принцип от простого к сложному, от примера к заданию, представлено много заданий, осуществление которых зависит от уровня подготовленности учеников и от скорости групповой работы.
Аудирование иноязычной речи и говорение взаимосвязаны в учебном процессе: прослушивание служит основой для говорения, а качество понимания прослушанного материала контролируется путём ответов на вопросы к содержанию прослушанного или его пересказом. Отсюда, аудирование подготавливает говорение, говорение помогает формированию восприятия речи на слух. Для развития устной иноязычной речи через аудиотексты необходимо осуществлять дискуссии в качестве методического приема активизации речемыслительной деятельности. Работа с аудиотекстом обязана содержать просодический анализ, повторение вслух за диктором, детальное воспроизведение содержания, литературный перевод на слух, воспроизведение содержания аудиотекста в диалоге, в группе по цепочке, составление вопросов к аудиотексту и обсуждение содержания в вопросно-ответном формате и пр. Упражнения с аудиотекстом для развития навыков говорения можно разделить на предтекстовые упражнения, упражнения, выполняемые во время прослушивания и упражнения, выполняемые после прослушивания [1].
При игнорировании аудирования для развития навыков говорения могут возникнуть следующие:
1) неумение всегда адекватно и аутентично осуществлять коммуникативно-функциональный репертуар;
2) неуверенность в выборе языковых средств и в правильности оформления собственных высказываний;
3) прямой перенос лексических и грамматических структур из родного языка в иностранный язык;
4) рассогласование реальных намерений говорящего и его коммуникативной продукции;
5) доминирование штампов и однообразных фраз в речевой конструкции.
На основании этого аудирование должно составлять основу общения, поскольку овладение им позволит понять и адекватно реагировать на сказанное, правильно изложить ответ оппоненту и развить диалогическую речь.
О наличии взаимосвязи аудирования и говорения свидетельствует множество методических моделей, систем упражнений, заданий и приемов. Учителям и методистам следует постоянно создавать новые и адаптировать существующие модели работы по аудированию как эффективному методу развития навыков говорения [3].
Таким образом, говорение, аудирование, чтение и письмо представляют основание для овладения, как родным, так и иностранным языком. Аудирование – это рецептивный вид речевой деятельности, а говорение – продуктивный, но оба они – устные, и тесно взаимосвязаны между собой. Для эффективного изучения иностранного языка, сначала необходимо заниматься аудированием, повторять услышанное и тренировать говорение. Аудирование как понимание воспринимаемой на слух речи подразумевает под собой основу общения, с которой начинается овладение коммуникационным механизмом.
Список литературы