Автор: Куренкова Валерия Александровна
ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
Воронежский Государственный Педагогический Университет, г. Воронеж
к.б.н.Картышева С.И.
Куренкова В.А.
Аннотация: Заболеваемость младших школьников является одним из показателей, характеризующих состояние здоровья при воздействии различных факторов, в том числе фактора питания. В данной статье рассмотрены особенности организации школьного питания в общеобразовательных учреждениях, которые непосредственно влияют на формирование здоровья учащихся. Также проанализированы документы — «СП 2.4.3648-20» и «СП 2.4.5.2409-08», в которых сформированы правила предоставления горячего питания в школах. В нормативных документах обусловлены рекомендации к организации питания в образовательных учреждениях, требуемые в законодательном порядке
Ключевые слова: организация питания, здоровье школьников, санитарно-эпидемиологические требования, совершенствование питания, питание школьников.
Abstract: The morbidity of younger schoolchildren is one of the indicators characterizing the state of health under the influence of various factors, including the nutrition factor. This article discusses the features of the organization of school meals in general education institutions, which directly affect the formation of students’ health. Also analyzed are the documents — «SP 2.4.3648-20» and «SP 2.4.5.2409-08», which form the rules for providing hot meals in schools. The regulatory documents provide recommendations for the organization of meals in educational institutions, required by law
Keywords: organization of nutrition, health of schoolchildren, sanitary and epidemiological requirements, improvement of nutrition, nutrition of schoolchildren.
Питание является основным фактором, определяющим жизнедеятельность организма ребенка, его нормальное развитие и состояние здоровья. Питание также формирует развитие интеллекта и центральной нервной системы. Правильное (рациональное) питание детей и подростков обеспечивает устойчивость организма к неблагоприятным факторам внешней среды.
Исходя из данных Министерства здравоохранения РФ Более 91% детей прошли профилактические осмотры в России в прошлом году, при этом плановый показатель был на 11% ниже, сообщил глава Минздрава РФ Михаил Мурашко 31 января в верхней палате в ходе расширенного заседания Комитета СФ по социальной политике [3].
По результатам осмотров, 85% детей были признаны здоровыми или практически здоровыми. В новых регионах России также проводятся профилактические медицинские осмотры, их прошли 110 тысяч детей.
Министр напомнил о трёх этапах развития детской системы здравоохранения — национальный проект «Здоровье», инвестиции в инфраструктуру, акцент на профилактическом и реабилитационном направлении. Отдельно Мурашко подчеркнул, что сейчас детские поликлиники оснащены более чем на 98% современным медоборудованием. Ранее «СенатИнформ» приводил данные опроса исследовательского центра «Ромир», согласно которым, 83% россиян по итогам 2022 года оказались удовлетворены медицинской помощью, а 38% оценили отечественную медицину как «хорошую» и «очень хорошую», что вдвое больше показателя 2021 года [5].
Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению. Хорошая организация школьного питания ведет к улучшению показателей уровня здоровья населения, и в первую очередь детей, учитывая, что в школе они проводят большую часть своего времени. Поэтому питание является одним из важных факторов, определяющих здоровье подрастающего поколения.
Полноценное горячее питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей и подростков, создает условия к их адаптации к современной жизни [2].
Рациональное питание обучающихся — одно из условий создания сберегающей среды в общеобразовательном учреждении, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии.
Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами, и поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания.
С 1 января 2021 г. вступили в действие новые санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», действующие до 2027 г. [5].
Для общеобразовательных организаций введены требования к обязательности организации питьевого режима при проведении экзаменов (п. 3.4.16).
Данный раздел регламентирует норму употребления количества белков, жиров и углеводов, энергетической ценности и рекомендованный вес продуктов для разных возрастных групп.
Ввиду появления с 2022 г. нового СанПиН для школьной столовой и пищеблока, образовательным учреждениям с указанного периода надо обновлять по СанПиН 2021-2022 существующие служебные, локальные акты:
— положения об организации питания;
— ведомости контроля за рационом;
— журналы бракеража [5].
Согласно СП 2.4.3648-20 — здоровое питание предусматривает первый прием пищи ребенком дома с учетом режима дня и организации образовательного процесса. Обучающиеся общеобразовательных организаций, в зависимости от режима (смены) обучения обеспечиваются горячим питанием в виде завтрака и (или) обеда. Продолжительность перемены для приема пищи должна составлять не менее 20 минут. Обучающиеся первой смены обеспечиваются завтраком во вторую или третью перемены [3].
Завтрак должен состоять из горячего блюда и напитка, рекомендуется добавлять ягоды, фрукты и овощи. Завтрак для обучающихся 1-4 классов должен содержать 12-16 г белка, 12-16 г жира и 48-60 г углеводов, для обучающихся старших классов — 15-20 г белка, 15-20 г жира и 60-80 г углеводов.
Обед должен включать закуску (салат или свежие овощи), горячее первое, второе блюдо и напиток. Обед в зависимости от возраста обучающегося, должен содержать 20-25 г белка, 20-25 г жира и 80-100 г углеводов. Для реализации принципов здорового питания целесообразно дополнение блюд свежими фруктами, ягодами. При этом фрукты должны выдаваться поштучно [2].
Меню разрабатывается на период не менее двух учебных недель, с учетом требуемых для детей поступления калорийности, белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов, необходимых для их нормального роста и развития. Меню обеда должно быть составлено с учетом получаемого школьного завтрака. Если на завтрак выдавалось крупяное блюдо (каша, запеканка, макаронные изделия и пр.), то на обед — мясное или рыбное блюдо с овощным гарниром (картофель отварной, пюре, капуста тушеная, овощное рагу и пр.).
Для обеспечения биологической ценности в питании детей рекомендуется использовать:
— продукты повышенной пищевой ценности, в т.ч. обогащенные продукты (макро — микронутриентами, витаминами, пищевыми волокнами и биологически активными веществами);
— пищевые продукты с ограниченным содержанием жира, сахара и соли.
Содержание вносимой в блюдо соли на каждый прием пищи не рекомендуется превышать 1 грамм на человек. При разработке меню рекомендуется руководствоваться следующим: включать блюда, технология приготовления которых обеспечивает сохранение вкусовых качеств, пищевой и биологической ценности продуктов и предусматривает использование щадящих методов кулинарной обработки [4].
В меню не допускается включать повторно одни и те же блюда в течение одного дня и двух последующих дней. Меню разрабатывается с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам (классам) обучающихся. На основе предлагаемых вариантов меню могут быть разработаны другие варианты в зависимости от региональных, национальных и других особенностей при условии соблюдения требований к содержанию и соотношению в рационе питания основных пищевых веществ.
Таким образом, реализация на практике требований санитарных правил должна обеспечить здоровьесберегающие условия воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.
Список литературы
1. Баранова, О. Организация рационального питания детей в образовательных учреждениях / О. Баранова. — Москва: Бибком, 2017. — 838 c.
2. Лутошкина, Г.Г. Гигиена и санитария общественного питания: Учебное пособие / Г.Г. Лутошкина. — Москва: Academia, 2019. — 16 c
3. Методические рекомендации 2.4.0179-20 «Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций». — URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/documents/details (дата обращения: 20.11.2023)
4. Рубина, Е.А. Санитария и гигиена питания: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Е.А. Рубина. — Москва: ИЦ Академия, 2011. — 272 c.
5. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». — URL:http://ruo.ch—adm.eps74.ru/Upload/files/SP-3648-20 (дата обращения: 20.11.2023)