ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПЕРЕД МОЛОДЫМИ УЧИТЕЛЯМИ МАТЕМАТИКИ, И СПОСОБЫ ИЗ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Автор: Евдокия Фанилевна Зарипова

Многие выпускники педагогических Вузов еще не имеют достаточно опыта для ведения уроков и заполнения документации. Исходя из личного опыта, можно выделить следующие проблемы, возникающие на пути у учителей математики:

1.    Отсутствие мотивации к обучению у учеников изучать дисциплину.

Сейчас очень сложно заинтересовать ребёнка к изучению дисциплины. Многие не понимают важность математики в обычной жизни. Часто дети задаются вопросами: «А  зачем нам это нужно? Чем нам это поможет в жизни? Мне никогда не пригодится синус для решения обыденных задач. А графы разве понадобятся для того, чтобы стать блогером?». Многие дети, в связи с огромным влиянием интернета и западной моды на нашу жизнь, хотят заниматься блогингом. Мы теперь не представляем своей жизни без социальных сетей и других подобных интернет-ресурсов: Вконтакте, Одноклассники, Instagram, YouTube… Каждый день миллионы людей стараются заглянуть на свою страничку и странички своих друзей. Видеоблоггеры оказывают прямое влияние на жизнь и становление личности молодого человека. Эта новая интернет — коммуникация может иметь как позитивные, так и негативные последствия. 

Негативные последствия блогинга:

·       Большое количество затраченного времени впустую

·       Разрушение психики ребёнка

·       Изменение, несоответствие своего «Я»

·       Понижение интеллектуального уровня

Конечно, эта проблема затрагивает не только молодых педагогов, но и опытных учителей. Но современным учителям намного проще решить данную проблему, нежели педагогам старшего возраста, так как молодые более продвинуты в сфере IT-образования. Если детям очень интересно смотреть видеоролики на различных социальных сетях, то очень важно не упустить этот шанс и замотивировать ученика с их помощью. Можно создать собственный канал, где можно выкладывать обучающие видеоролики, «мемы», с содержанием математической иронии, предложить детям поучаствовать в соревновании на лучший видеоролик по математике, с объяснением решения той или иной задачи и тд.

В связи с этим появляется и положительная сторона блогинга при изучении математики:

·       Если детям нравится вести свой блог, то это добавит удовольствие к их повседневной учёбе.

·       Также детям будет весело, что их будут узнавать другие, писать им комментарии, ученики постепенно будут вовлекаться в процесс обучения, изучать некоторые темы самостоятельно, чтобы их блог процветал.

·       Если блог станет немного популярен, то это может принести небольшой доход.

·       Поможет детям запомнить теоремы и доказательства более четко, чем просто читать их.

 

2.    Зависимость от оценок детей, неумение молодого педагога  коммуницировать с родителями.

Родители хотят сделать своего ребёнка отличником, заставляя тем самым его брать дополнительные задания на дом, подходить к учителю, вымаливая оценку «5», также сами пишут учителям, ругаясь с ними, что их ребёнок не отличник. Молодые учителя ещё не научились грамотно и профессионально разговаривать с родителями. Конечно, никто не исключает возможность брать дополнительные задания на дом, но если педагог видит, что ребёнок недостаточно знает предмет, списывает задания, то никто ему ставить незаслуженную оценку не будет. Здесь молодому учителю надо быть аккуратнее, грамотно и внятно объяснить причину невозможности выставить нежеланную оценку, иначе – жалоба в управление образования. Если учитель все-таки хочет попробовать убедить родителя, то перед каждым общением он может использовать следующий алгоритм действий:

·       поставить цель, которую учитель хотел бы достичь в процессе разговора;

·       подобрать стиль общения;

·       убедиться, что учителя слушают;

·       менять свой стиль общения, в зависимости от ответов и поведения родителя;

·       придерживаться в разговоре поставленной цели;

·       решить, на какие уступки учитель готов пойти, а на какие нет;

·       какие проблемы могут возникнуть в процессе разговора;

·       как учитель будет их решать;

·       как учитель сможет использовать проблему на пользу себе или родителю;

·       определить до начала разговора: в какой момент учитель готов закончить разговор, независимо от того достиг ли он поставленной цели или нет.

 

3.    Отбор дидактического материала к уроку.

Не все выпускники педагогических вузов, приходя на работу, знают, где брать материал для ведения урока, а также «Что объяснять и как? Что нужно рассмотреть в объяснении той или иной темы?».

Для этого образование не стоит на месте, сейчас появилось много сайтов, где можно взять необходимые документы. Можно выделить наиболее полезные из них:

1)    https://edsoo.ru/konstruktor-rabochih-programm/ — Конструктор рабочих программ предназначен для создания программ по обязательным учебным предметам. Шаблоны рабочих программ конструктора  соответствуют ФООП и ФРП. [7]

Очень полезный ресурс для начинающего учителя и не только. Данный сайт поможет создать рабочую программу в соответствии с обновленным ФГОС. «Конструктор рабочих программ» – удобный бесплатный онлайн-сервис для быстрого создания рабочих программ по учебным предметам.
Конструктор позволяет учителю создавать программы на основе утвержденных примерных рабочих программ по учебным предметам. Утвержденные примерные рабочие программы являются частью примерных образовательных программ, поэтому педагог вправе взять их и использовать в том виде, в котором они представлены.

2)    https://rosuchebnik.ru/material/metodicheskaya-pomoshch-uchitelyu-matematiki/ — Корпорация Российский учебник. На данном ресурсе есть всё, что необходимо учителю, от каких-то заданий, вебинаров до рабочих программ.[8]

3)    ­ЭБС Лань —  система – ресурс, включающий в себя как электронные версии книг издательства «Лань», так и других ведущих издательств учебной литературы. Кроме того, в ЭБС есть электронные версии периодических изданий по естественным, техническим и гуманитарным наукам. Цель создания ресурса – обеспечение вузов доступом к научной, учебной литературе и научной периодике по максимальному количеству профильных направлений, поэтому ассортимент электронно-библиотечной системы постоянно расширяется.

Что касается тестов и проверки знаний учащихся, то помогут следующие ресурсы:

1)    https://myquiz.ru/ — Команда myQuiz создаёт квиз-ивенты с нуля в соответствии с вашим запросом. [9]

2)    https://education.yandex.ru/main — Современное образование на основе технологий Яндекса. Контроль освоения навыков у каждого ученика в реальном времени. Анализ действий учеников и автоматическая подборка заданий для каждого. Работа в классе и дома, олимпиады, контрольные, повторение, курсы по математике и программированию. [10]

3)    https://skysmart.ru/ — возможность задавать интерактивные задания ученикам, легко и удобно организовать обучение дистанционно. [11]

 

4.    Дисциплина в классе.

 

Когда учитель приходит в класс, он должен понимать, что перед ним сидят дети, горячо любимыми своими родителями, самые милые, самые дорогие, самые лучшие на свете. Но в классе они шалят, нарушают дисциплину, «достают» учителя. Да, так бывает достаточно часто. Дети «испытывают» молодых учителей. И надо быть очень терпеливым, чутким и внимательным, чтобы выдержать это испытание. Дисциплина на любом уроке важна, а на математике она важна особенно, чтобы не упустить какой-нибудь, на первый взгляд, маленькой детали. А потом окажется, что от этой детали зависит умение решать примеры, задачи, уравнения. Если молодому учителю не удастся добиться рабочей дисциплины на уроках, то его труд окажется напрасным.

Меняйте почаще виды работ, что бы детям не было скучно, чтобы переключить их внимание. Но настройте их с самого начала, что к каждому виду работы они должны отнестись очень серьезно и внимательно, потому что будут совершать открытия, а любые открытия требуют серьезного подхода и предельного внимания. Уроки математики – это не развлечения, а серьезная работа, которую надо выполнять качественно. И все они ответственны за ее выполнение.

 

5.    Внедрение нового учебного предмета «Вероятность и статистика».

 

Внедрение теории вероятности в школьный курс столкнулось с некоторыми трудностями, в первую очередь, это методическая неподготовленность учителей, способных к успешной реализации вероятностно-статистической линии в школьном курсе математики и отсутствие единой методики. Нужно позаботиться о том, чтобы базовые концепции статистики и вероятности были понятны и привычны для учителей математики, которым трудно перестроиться с преподавания абстрактных фактов на применение математики при обсуждении практических задач.

Количество методической литературы тоже пока невелико. Трудности в преподавании вероятности и статистики вызваны не только недостатком знаний у учителей, но и отсутствием школьных традиций преподавания вероятности и статистики.

Учебная литература резко разделяется на две категории: книги доступные лишь читателю с солидной математической подготовкой и книги, изучающие предмет на интуитивном уровне.

При введении теории вероятности в основной курс школы остро стала проблема изложения данного вопроса в школьных учебниках. К реализации этой темы в действующих учебниках авторы подошли по-разному. Изложение некоторых вопросов в учебных пособиях не совсем удачно.

Очень часто к теории вероятностей относятся как к набору фактов и формул, в которые дети должны подставлять известные числа, чтобы получить результат. Такой подход мы видим в преподавании математики: зная алгоритм, школьник успешно решает задачи, не понимая смысла своих действий… Заставляя школьников считать по формулам, не задумываясь над смыслом явления и результата, мы непременно придем в тупик. Очень важно научить учащихся работать с базовыми понятиями без формул, опираясь на здравый смысл. Проведем аналогию между вероятностью и другими разделами математической дидактики. Свойства рисунка (длины, углы, соединения линий) формализуются геометрией. Если школьник в детстве не рисовал человечков, солнышко и дым из трубы, то геометрия для него превращается в абстрактный набор фактов, которые плохо подкреплены опытом. Любая математическая теория формализует привычные наглядные или мыслимые образы. Нет образов – нет теории.

Главная проблема в том, что события менее наглядны, чем фигуры, числа или выражения, а шансы и изменчивость не так интуитивны, как длина, площадь или объем. Событие и его шансы – особые типы мыслимых объектов, формализация которых в математические происходит значительно сложнее, чем формализация рисунка (переход к геометрии) или количества (к арифметике или алгебре). Вторая проблема состоит в том, что большинству детей до определенного возраста чуждо представление об изменчивости и неустойчивости явлений. Вопрос о том, в каком возрасте ребенок готов к восприятию изменчивых моделей, и какими эти модели должны быть, предстоит изучать.

Иногда возникает проблема негативного отношения к этому предмету со стороны родителей, связанная с невозможностью оказания эффективной помощи ребенку в его изучении, обусловленная отсутствием собственных знаний в этой области.

Несмотря на перечисленные выше трудности, которые возникают у учителей, учащихся и их родителей преподавание и изучение «Теория вероятностей и статистика» в средней общеобразовательной школе является насущной необходимостью, обусловленной реалиями современного мира.

Итак, в школьном математическом образовании есть проблемы, но все они решаемы. Ведь главное для учителя — научить ученика думать, рассуждать, доказывать. Одной из задач на сегодняшний день является продвижение в понимании того, как нам, учителям математики, успешно решать профессиональные задачи, адекватно реагировать на вызовы времени, на современные потребности государства и общества. Как обнаружить и пробудить талант, дать ему раскрыться в полной мере, как готовиться умно и умело, творчески и целеустремленно, с любопытством и трудолюбием. Мы знаем, что это нелегко. Настоящий учитель математики не боится проблем. Он не ищет легких путей. Он ищет правильные пути, ведущие к цели.

 

 

×
×