Автор: Забаренко Александр Александрович
Права ребенка в образовательном процессе
Забаренко Александр Александрович
студент, Белгородский государственный университет,
Россия, г. Белгород
Права ребенка в образовательном процессе играют критическую роль в формировании здорового и сбалансированного образования для всех детей. Они являются фундаментальными принципами, обеспечивающими равные возможности для всех детей в обучении. Независимо от их происхождения, расы, религии, пола или инвалидности, права ребенка в образовательном процессе должны быть гарантированы и защищены.
Права ребенка в образовательном процессе являются важной составляющей общих прав человека. Они гарантируют, что дети могут получить качественное образование, развивать свои способности и участвовать в образовательной среде на равных основаниях.
Одно из основных прав, которые должны быть обеспечены в образовательном процессе, — это право на доступ к образованию без дискриминации. Все дети должны иметь равный доступ к образовательным ресурсам, возможностям и программам, а также быть защищены от любых форм дискриминации.
Кроме того, дети имеют право на качественное образование, соответствующее их потребностям и возможностям. Образование должно быть инклюзивным и учитывать разнообразие детей, а также обеспечивать поддержку и помощь для тех, кто нуждается в специальных условиях обучения.
Дети также имеют право на свободу выражения своих мнений и идей в учебной среде, а также на участие в процессе образования и принятие решений, влияющих на их учебный опыт. Это включает в себя участие в ученических советах, обсуждение образовательных вопросов и участие в принятии решений, касающихся их повседневной жизни в школе.
Права ребенка в образовательном процессе также охватывают защиту и безопасность в учебной среде. Дети имеют право на безопасное и поддерживающее обучение, включая защиту от насилия, запугивания и дискриминации.
Наконец, дети имеют право на разнообразные учебные материалы, которые отражают различные культуры и ценности. Это помогает создать инклюзивную среду, которая уважает разнообразие и способствует пониманию и уважению различий.
Все права обучающихся основаны на позитивном праве и охватывают сферу отношений ученика и образовательного учреждения в лице педагогических работников, администрации и учебно-вспомогательного персонала. Права обучающегося закрепляются в нормативных правовых акта органов, осуществляющих управление в сфере образования, в учредительных документах образовательного учреждения («Устав школы») и распорядительных актах ее руководителя (локальные акты).
Права обучающегося не безграничны, они имеют пределы реализации. Такие ограничения необходимы, чтобы учащийся не злоупотреблял каким-либо правом, не использовал его в ущерб другим правам и свободам. Реализация прав обучающегося ограничена во времени.
Права обучающегося общеобразовательного учреждения можно разделить на основные и дополнительные.
В группу основных прав относятся права, реализуемые в сфере образования и представленные в Конституции РФ: право на образование в рамках федеральных государственных образовательных стандартов; на уважение человеческого достоинства; на пользование культурными ценностями в образовательных целях; на бесплатное и всеобщее основное общее образование; на получение, преобразование и распространение учебной информации; на интеллектуальную собственность, создаваемую в результате учебной деятельности; на юридическую помощь в конфликтных ситуациях между участниками образовательного процесса и др.
Группа дополнительных прав обучающегося представлена в федеральных законах Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере образования. К ним относят: права на защиту от физического и психического насилия; право на участие в детском объединении; на участие в управлении образовательным учреждением; на учет индивидуальных возможностей, состояния здоровья; на обучение дистантным технологиям; на дополнительные образовательные услуги; на защиту персональных данных; на охрану жизни и здоровья в рамках образовательного учреждения и др.
Совокупность прав и свобод обучающихся общеобразовательного учреждения представлена также общими (признанными для всех обучающихся) и специальными правами (учитывающими уровень получаемого образования, возрастные особенности обучающихся, вид учреждения, форму обучения).
Общие права равнозначны, равноценны для всех обучающихся системы образования. Базовые положения о правах обучающихся определены в Законе РФ «Об образовании» и множестве подзаконных актов, которые принимают федеральные органы исполнительной власти и орган субъекта РФ.
В целом, права ребенка в образовательном процессе играют ключевую роль в формировании устойчивой, адаптивной и справедливой образовательной среды, способствуя полноценному развитию каждого ребенка. Они представляют собой основополагающие принципы, которые гарантируют, что образовательная среда соответствует потребностям и интересам каждого ребенка. Права ребенка в образовательном процессе играют важную роль в формировании справедливого, инклюзивного и качественного образования для всех детей. Обеспечение и защита этих прав является необходимым условием для развития здорового и устойчивого образования, способного дать детям возможность достичь своего полного потенциала.
Список литературы:
1. Права ребенка [Текст] / Павел Астахов. — Москва: Эксмо, 2010. — 175, [1] с. — (Новейший юридический справочник).
2. Мировая политика и права ребенка. Социальные аспекты глобализации [Текст] / А. Ю. Бухаров. — Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. — 103, [2] с. — Библиогр.: с. 97-102.
3. Первоклассные истории о правах [Текст] / С. А. Лаврова. — Екатеринбург: Сократ: Учебная книга, 2003. — 79 с.: ил. ; 27 см. — 11500 экз.