Автор: Королева Виктория Александровна
НОД по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Пространственные отношения: слева, справа»
Цель:формирования пространственных представлений и уточнения отношения: справа, слева.
Задачи:
1) закрепить пространственные отношения;
2) развивать внимание, умение точно выполнять учебную задачу, умение ориентироваться на листе бумаги в клеточку;
3) развивать логическое мышление, память, воображение, зрительное и слуховое восприятие, речь;
4) научить называть и различать правую и левую руки;
5) развивать любознательность, интерес к познанию нового;
6) воспитывать доброту, отзывчивость, интерес к различным видам деятельности;
7) воспитывать умение взаимодействовать в коллективной деятельности, желание оказать помощь, быть полезным.
Материалы к занятию:
Демонстрационный − картинки: березка, елка, кустик, грибок, заяц, белка, ворона, лиса, еж, домик; карточки с расположением рук левой и правой; карточки со стрелками направление влево, вправо и вперед; робот Ползун с полем и планшетом для управления; конверту с заданиями; матрешка с ключом и схема движения для робота Ползуна.
Раздаточный − Материал для игры «Муха» (лист бумаги с разлинованными клетками и красный кружок-фишка).
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию
Дети собираются около воспитателя, встают в круг и приветствуют друг друга и воспитателя с помощью карточек (приветствие с помощью карточек «Как ты хочешь поздороваться» на паласе)
— Ребята, я сегодня принесла вам робота. Посмотрите, Робота зовут Ползун, он умеет выполнять команды вперед и поворачиваться вправо и влево. Попробуем с вами пройти поле подготовленное для робота Ползуна.
Воспитатель пробует включить робота, но нечего не получается и не находиться ключ.
— Ой, ребята, видимо не получиться с роботом поиграть, нет ключа.
Звучит звонок сообщения от королевы роботов.
— Ребята, извините мне пришло сообщение. Ой, так это сообщение для всех нас и тут написано, чтобы найти ключ, нужно выполнить задания, которые, находятся в конвертах. Конверты находятся в разных местах и находить мы их будем по подсказкам.
— Ребята, поможете мне найти подсказки и выполнить задание, чтобы потом найти ключ и с вами поиграть роботом? (Ответ детей)
— Ребята, а как вы думаете где мы будим искать первое задание? (Ответ детей)
— Сколько много разных предложений, спасибо вам за идеи, но, наверное, внимательно нужно посмотреть в сообщении может там написано.Сейчас посмотрим, в сообщении написано, что первое задание лежит на столе под телевизором. (Дети находят коробку с первым заданием)
— Ребята присаживайтесь за столы только там, где есть геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник.
2. Формирование пространственных отношений
Пространственные отношения: правый, левый.
— Ребята, в коробке резинки и карточки с запиской, как вы думаете зачем резинки? (Ответ детей)
— В записке написано, что эти резинки вам сегодня помогут не путаться и выполнять задание если вы наденете их на левую руку.Попробуем? (Ответ детей)
— Поднимите вашу главную руку, которой вы держите ложку, рисуете, вышиваете. Назовите ее.(Дети кто правша поднимают правую руку, а кто левша, поднимают левую руку)
При обсуждении этого задания воспитатель помогает каждому ребенку уточнить для себя, какая у него рука правая, какая − левая. (Для левши главная рука − левая).
— А теперь правую руку опустите и поднимите противоположную руку – это левая рука. На какую руку нужно по заданию в письме надеть резинку. Наденьте на левую руку резинку. (Дети надевают резинки на левую руку)
− Что находится справа от вас, слева от вас?
После этого один ребенок (ведущий) по желанию выходит к доске, поворачивается к группе спиной и по команде воспитателя поднимает правую руку, затем левую руку. Остальные дети, сидя на своих местах, выполняют те же команды.
Воспитатель просит ведущего повернуться лицом к группе, и все выполняют те же команды.
— Что вы заметили? (Когда ведущий повернулся лицом, получилось, как бы зеркальное изображение − мы по-другому увидели правую и левую руки.)
— Ребята, а в коробке ещё лежали карточки, на которых, наверное, задание которое нам нужно выполнить чтобы найти следующую подсказку для поиска ключа.
· Дидактическая игра «Повтори действие рук зеркально по карточкам»
— Ребята, я вам показываю карточку, а вы повторяете действие, которое там изображено. (Дети выполняют действие, которое показано на карточке)
Если дети путаются, то напоминать им что на левой руке у них есть ориентир резинка.
— Смотрите, а на последней картинке что изображено, как вы думаете, что это? (Ответ детей, что это подсказка, где находиться следующее задание)
Следующее задание располагается возле доски в конверте.
· Игра: «Динамические картинки».
— Вы совершенно правы, смотрите внизу доски лежит конверт, посмотрим, что же там.
— Ребята, посмотрите здесь картинки.
На магнитной доске выставляется елка. К доске выходят по желанию дети. Каждый получает свою картинку: березку, кустик, грибок, зайца, белку, ворону, лису, ежа, домик. Воспитатель вводит детей в игровую ситуацию:
− Сейчас каждый из вас превратится в художника, и все мы создадим картину. Надо только точно выполнить команды.
Дети располагают свои картинки по заданию воспитателя:
Березка справа от ёлки. Ворона под ёлкой.
Заяц слева от ёлки. Лиса идет к ёлки.
Куст перед ёлкой. Ежик идет от ёлки.
грибок под ёлкой. Домик за ёлкой.
Белка на ёлке.
− Изменим положение вещей: пусть белка будет слева от березки, а кустик − справа от нее.
− Пусть зайчик будет справа от ежика, а лиса − слева. И т. д.
— Ребята, молодцы задание мы выполнили, ой телефон завибрировал. Мне пришло сообщение и там написано, что следующее задание находиться под такой-же картинкой в книжном уголке. Воспитатель просит принести одного ребенка из книжного уголка рисунок такой как получился на доске.
· Игра «Муха».
— Это такой конверт и тут лежат, таблички и фишки, а еще три карточки. Каждому ребёнку раздаётся табличка и фишка. Дети по очереди выполняют задания у доски.
— Перед вами таблички, на них нарисованы клеточки, поставьте фишку в левый нижний угол, с этой точки мы начнем выполнять задания. Вишка по команде может двигаться влево, вправо и вперед. Я буду говорить куда двигаться и показывать с помощью карточек со стрелочками, влево, вправо и вперед. «Муха» в левом нижнем углу, затем она переместилась на клеточку вверх, на клеточкувправо и т. д. (Дети выполняют действия на местах и по очереди у доски).
Физкультминутка «Хлоп, ладошка».
-Молодцы ребята, задания мы выполнили, а подсказки еще нет. Вы уже немного засиделись мы с вами немного поиграем с нашими ладошками. Встаньте возле своих мест и повернитесь друг к другу.
Дети стоят в парах лицом друг к другу. Декламируют стихотворение и одновременно выполняют движения:
Вот у нас игра какая:
Хлоп, ладошка, (Дети соединяют «зеркально» свою ладошку с ладошкой напарника − начинают с любой, по своему выбору.)
Хлоп, другая. (Дети соединяют «зеркально» с ладошкой напарника другую ладошку.)
Правой правую ладошку
Мы пошлепаем немножко. (Три хлопка правой ладошкой по правой ладошке соседа.)
А потом ладошкой левой
Ты хлопки погромче делай. (Три хлопка левой ладошкой.)
А потом, потом, потом
Левой правую побьем. (Три хлопка левой ладошкой по правой и наоборот.)
— Молодцы ребята, немного отдохнуть. Ой телефон завибрировал, посмотрим. Ребята пришли сообщение с подсказкой. Написано, что, ребята, вы молодцы выполнили все задания подсказка для запуска робота находиться под матрешкой, а ключ в матрешки. Ребята, подойдите все к полю с роботом и встаньте вокруг него. Воспитатель просит одного ребёнка взять подсказку и матрешку с ключом и принести.
— Спасибо вам за помощь, теперь мы можем запустить нашего робота. Включается робот и дети по очереди в руках воспитателя на пульте пристраивают маршрут робота.
3. Итог занятия
— Молодцы ребята, вы сегодня мне помогли выполнить задания и найти ключ и включить робота Ползуна.
— Вам понравилось играть с роботом Ползуном? А задание выполнять? Ответ детей.
— Покажите мне правую руку, покажите мне левую руку. Сделайте шаг вперед те, кому понравилось сегодня наше занятие. Воспитатель спрашивает тех детей, которые не сделали шаг вперед, что им не понравилось, для того чтобы потом улучшить другие занятия и детям было интересно. Если все дети сделали шаг в перед, то спрашивает воспитатель что им понравилось больше всего.
— Ребята, спасибо вам большое за занятие.