Автор: Смольянинова Вера Геннадьевна
Смольянинова В.Г.
Нарушения чтения у дошкольников и способы их выявления
В настоящее время актуальность проблемы изучения и преодоления нарушений чтения у детей младшего возраста, в ходе работы любого дошкольного образовательного учреждения возрастает. Это объясняется увеличением количества детей с обнаруженным диагнозом «дислексия». На формирование читательской компетенции влияет длительное нахождение детей перед экранами телевизоров, а иногда, с раннего возраста, и перед мониторами компьютеров и смартфонов. Сегодня, некоторые дети получают в руки телефон параллельно с первыми проявлениями навыка речи. Так называемые «развивающие игры» и похожие приложения, предустановленные разработчиками на электронных гаджетах или загруженные родителями лично, оборачиваются против детей. Такие способы «включения» ребенка в мир, на самом деле, становятся угрозой ментальному и психическому здоровью. Позднее, на этапе активного включения умения читать, запоминания букв и необходимости хранения информации о конкретных навыках и окружающем мире в целом, способность ребенка реализовать требуемое оказывается критически низкой.
Существует множество авторских разработок по диагностике и преодолению нарушения чтения. Они вызывают интерес к данной проблеме, определяют её значимость. Диагностический аспект проблемы разработали Л.Т. Кобзарева, Т.И. Кузьмина в своей работе «Ранняя диагностика нарушения чтения и её коррекция», Н.Л. Белопольская предложила экспресс-диагностику определения навыков чтения, счёта и письма к моменту поступления в школу, на уровне старшой группы детского сада. В 2004 году Р.И. Лалаевой и Л.В. Венедиктовой была разработана методика диагностики нарушения чтения и письма у детей старшего дошкольного – младшего школьного возрастов. Коррекционный аспект проблемы представлен в работах Г.Г. Мисаренко, Р.Е. Левиной, И.Н. Садовниковой.
Процесс чтения невозможен без познания звуков речи; познания букв; объединения букв в слоги, которые становятся основной единицей чтения; объединения слогов в слова; автоматизации техники чтения, которая проявляется, как в большой плавности чтения, так и в повышении темпа и качества чтения. В настоящее время существует множество классификаций нарушения процесса чтения. Многие учёные сходятся во мнении, что дислексия – это состояние, основным проявлением которого является стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и оптимальных условий обучения. Центральным нарушением является стойкая неспособность овладеть слогоизлиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. Причинами возникновения подобных нарушений являются различные внешние и внутренние вредоносные факторы, влияющие на деятельность ЦНС. Наиболее частотными по степени распространённости являются две основные формы дислексии – оптическая и фонематическая.
При оптической дислексии наблюдаются трудности усвоения зрительного образа буквы. Характерными ошибками являются: замены одних букв на другие, что обусловлено нестойкостью зрительного восприятия и остановки при чтении, что объясняется недостаточной зрительной памятью, при которой ребёнок забывает, какой звук обозначает данная буква.
При фонематической дислексии возникают замены по артикуляторно-аккустическому сходству, что обусловлено несформированностью фонематического восприятия. В основе лежит неразличение глухих и звонких согласных, нарушение дифференциации твёрдых и мягких согласных, смешение свистящих и шипящих, неразличение сонорных звуков, нарушение дифференциации аффрикат.
Степень тяжести дислексии может быть различной: от полной неспособности читать (при алалии и дизартрии) до отдельных специфических ошибок при чтении.
Дети с нарушение устной речи проходят процесс воспитания, первичного и последующего обучения в специальных коррекционных (логопедических) группах и, позднее, в коррекционных классах с ТНР в общеобразовательных школах. Для правильной организации логопедической работы необходимо выявить трудности в овладении чтением у детей старшего дошкольного возраста.
В данной работе представлены некоторые основные приёмы данного вида работы логопеда:
· Чтение специально подобранных текстов или отдельных букв;
· Чтение слов разной слоговой структуры;
· Подбор соответствующих картинок для оценки осмысления прочитанного (например, подойти к окну);
· Ребенку может быть предложено соотнести картинку с прочитанным (лампа — лапа, трава- дрова, конфеты- конверты);
Для проведения гимнастики для мелкой моторики рук на занятиях необходимо выполнение упражнений с мячиком су-джок, разноцветными камешками (с их помощью выкладывается зрительный образ звука, т.е. нужная буква).
Известно, что дети — логопаты страдают нарушением памяти, внимания. Для развития произвольного внимания в коррекционную работу должны включаться логоритмические занятия. На занятиях логоритмики необходимо выполнение упражнений на переключение внимания с переходом от одного движения к другому в соответствии со сменой музыкального сопровождения.
Детям предлагается два движения и два музыкальных фрагмента, затем количество увеличивается до пяти-шести. Для расширения объёма внимания двум ребятам предлагается одновременно показать простые движения, а третий должен их воспроизвести. Упражнения на распределения внимания включают в себя одновременное выполнение нескольких движений. Как вариант, воспитанники идут по кругу под маршевую музыку и отбивают ритм мелодии ладонями. Особое внимание здесь уделяется музыкально — двигательным играм. Именно такой вид активности развивают все основные качества произвольного внимания.
Однако основным направлением работы воспитателя-логопеда на уровне развития ребенка в детском саду является профилактика и своевременное обнаружение речевых проблем. Данный вид профессиональной деятельности является составной частью системы профилактической педагогической работы образовательного учреждения и конкретного специалиста. Является разделом общей системы психопрофилактической работы. Большое значение в разработке проблемы профилактики речевых расстройств имеет изучение факторов, обеспечивающих нормальное развитие речи у детей. Эти знания имеют непосредственное отношение к гигиене речевого развития, являющегося важнейшим показателем нервно-психического здоровья ребёнка. Задачи её заключаются в изучении возрастных этапов речевого онтогенеза и выявлении условий (включая внешнюю среду и социальные условия) положительно или отрицательно влияющих на речевое развитие.
Библиографический список
1. Ахутина, Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001г.
2. Алтухова, Т. А. Анализ состояния обучения чтению учащихся детей с О.Н.Р. -1994 г. №5 стр. 43-55.
3. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом — Известия АПН РСФСР. — 1950. — Вып. 70.
4. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования — М., Лабиринт, 1996.