Автор: Хобта
Проектная деятельность как фактор поддержки
детской инициативы и самостоятельности.
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
Китайская пословица.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. Проблема формирования у детей инициативы, самостоятельности и активности была и остаётся самой актуальной. Именно поэтому в дошкольном возрасте необходимо помочь ребёнку раскрыть своё «я», научиться высказывать своё мнение, проявлять инициативу, а не действовать по указке взрослых. Решение данной проблемы может осуществляться через вовлечение детей в проектную деятельность. Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает использование метода проекта.
Входящая рефлексия «Воздушные шары»
Но прежде чем мы начнем подробный разговор о методе проектов, предлагаю помахать воздушными шарами:
· Если вы не имеете представления о проектных методах, помашите красными шарами;
· Если вы имеете представления о проектных методах и иногда используете их в работе с детьми, то помашите желтыми шарами;
Если же вы активно используете метод проектов в работе с детьми, то помашите зелеными шарами.
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития социальной активности и поддержки детской инициативы.
Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, планировать свою деятельность, проявлять инициативу и самостоятельность.
Проектная деятельность развивает творческое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители.
Проект — это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов — система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий — проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Для поддержки детской инициативы дошкольников в своей работе стала использовать проектную деятельность.
Начиная работу с детьми раннего возраста, я увидела, что сам ребенок не всегда способен находить или придумывать такие занятия, которые отвечают его возможностям, развивают его способности. Чтобы деятельность стала действительно развивающей, ребенку нужна помощь взрослого. Обрести и реализовать свою активность, а, следовательно, нормально развиваться ребенок может только в совместной деятельности с взрослым.
И моя роль, как педагога заключалась в том, чтобы заинтересовать ребенка какой-то полезной и новой деятельностью, стимулировать его собственную активность и эмоциональную вовлеченность в развивающие игры и занятия. Чтобы ребенок получил полноценное качественное развитие, нужно чтобы развитие проходило через его инициативу и самостоятельность ребенка, чтобы ребенок сам что-то придумывал и создавал, сам к чему-то стремился.
Конечно, по отношению к самым маленьким моим воспитанникам проектная деятельность была во многом упрощена. Для них я использовала продуктивные методы и приемы.
Метод проблемного изложения – это устный монолог воспитателя, который активизирует мыслительную деятельность через создание проблемной ситуации и последующее изложение по ее разрешению. Грамотно построенное проблемное изложение подталкивает детей к получению новых знаний, а не дает их в готовом виде.
Прием: предъявить детям преднамеренно нарушенную логику изложения, доказательства.
Например (кукле пора обедать, может быть мы дадим ей чай с конфетами, и др.).
Метод эвристического диалога – это вопросно-ответный способ организации процесса обучения, в котором вопрос имеет проблемный характер, а ответ является результатом активного поиска детей, под руководством воспитателя.
Например, кукла Катя заболела. Как вылечить куклу? (проблемная ситуация). Выдвижение гипотез детьми: напоить лекарством, поставить укол, завязать бинт и т.д. Обоснование и доказательство – из личного опыта детей. Вывод – надо куклу показать доктору (врачу).
Метод «мозгового штурма»– интенсивное и хаотическое генерирование идей без их сиюминутного анализа. В основе метода лежит создание вероятных ситуаций. Метод предполагает участие всех детей в выдвижении идей с последующим коллективным анализом.
Например, кукла Катя хочет спать. А что для этого надо? Дети высказывают свои идеи (кровать, диван, подушка, одеяло и т.д.). Из всего предложенного, дети выбирают нужные предметы для того, чтобы уложить куклу спать.
Одним из первых проектов были: «Мы встречаем гостей». Я сообщала детям о том, что к нам в гости должна прийти кукла Катя. Вместе с детьми обсуждаем встречу куклы (проблемно-игровая ситуация); решаем, как мы будем встречать куклу и что нам для этого нужно (находим и решаем проблему, ставим цель). Обговариваем, что и как необходимо сделать? С чего начать? (планирование деятельности, составление алгоритма действий); рассматриваем и расставляем предметы посуды, обговариваем ее предназначение (выполнение алгоритма действий по картинкам); встречаем куклу Катю, показываем ей, что мы для встречи приготовили, угощаем куклу (рефлексия, презентация). «Таня огородница» — сообщаю малышам, что с приходом весны в поле и саду начинаются сезонные работы. С детьми ведем беседу, обсуждаем и приходим к выводу, что мы можем тоже сделать огород на окне. Далее решаем, что будем делать и как. На каждом этапе у детей формируются специфические умения: самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи.
Моя педагогическая практика показала, что использование метода проектов в работе с детьми раннего возраста имеет большое значение для развития личности ребенка. После реализации проектов у детей стала проявляться познавательная активность, любознательность, интерес к окружающему, уверенность в себе, доверие к другим людям, целенаправленность действий и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое.
Продолжая работу с воспитанниками в более старшем возрасте, в котором у детей развивается память, закладываются основы мыслительной деятельности, они уже могут делать самостоятельные суждения, высказывать свое мнение. В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Одним из мотивов является поиск ответов на вопросы, ведь дошкольники вступают в возраст «почемучек». Теперь уже ребенок начинает понимать, что предмет не так прост, как ему казалось раньше, и начинает изучать предметы, пытаясь проникнуть в их устройство и сущность.
Независимо от возрастной группы – дети принимают активное участие в различных проектах. Родители воспитанников с удовольствием вовлекаются в проектную деятельность, зачастую становясь нашими незаменимыми помощниками.
Примерами таких проектов являются «Осень листьями шуршит», «Земля-наш дом», «Светлая Пасха», «Веселая Масленница». Это лишь небольшая часть, проведенных проектов.
В проектном методе использую следующие формы поддержки детских инициатив:
— «Успех гарантирован» — любая инициатива ребенка, ради которой совершено усилие, сама по себе является успехом, замеченным и вознагражденным участниками проекта с помощью бонусной оценки.
— «Успех каждого — успех общего дела» — вклад в общее дело становится наградой за проявленные усилия, важным фактором непринужденной самореализации в детских инициативах.
— Поддержка гуманитарной инициативы по принципу: «Научился сам – научу другого» — стремления ребенка вовлечь младших или ровесников в работу над проектом, передать свои знания и умения, поддержать другого в деятельности.
Работу над проектами стараюсь строить в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Совместно обсудив план — проект и нацелившись на дальнейшую работу, родители стали активными участниками и помощниками в реализации поставленных задач. Вместе с детьми они принимали участие в изготовлении плакатов, поделок, кормушек для птиц, коллажей, выпуске газет, которые использовались для оформления различных тематических выставок Активная работа с родителями привела к тому, что они не только стали средством информации и поддержки ребенка, но и сами активно включились в проектную деятельность, а также обогатили свой педагогический опыт, испытали чувство сопричастности и удовлетворения от совместной с детьми работы.
Использование метода проектов в моей практике позволило значительно повысить самостоятельную активность детей. Способствовало активизации познавательной деятельности у детей; формированию у них специфических умений и навыков коммуникативного характера; развитию творческой активности детей в процессе игровой и познавательной деятельности. К тому же позволило объединить педагогов, детей и родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.
Для педагогов, участие в проектной деятельности, явилось неким мостиком на пути к доброжелательному общению и открытости со стороны родителей и обнаружению новых личностных качеств их воспитанников. Можно с уверенностью сказать, что использование метода проектов позволяет сблизить всех участников между собой.