Автор: Стогова Наталия Викторовна
Актуальность: Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Федеральные государственные образовательные стандарты нацеливают содержание образовательной области «Физическое развитие» на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих задач:
— развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации)
— накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями)
— формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Дошкольное учреждение должно обеспечить детям возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни.
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни одна из первостепенных задач детского сада.
Физкультурно-оздоровительная работа — это комплекс мероприятий, проводимых сотрудниками образовательного учреждения, направленных на укрепление и сохранение физического и психического здоровья и оздоровление организма ребенка.
Целью физкультурно – оздоровительной работы сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у детей, педагогов и родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Основные задачи:
· воспитание потребности в здоровом образе жизни;
· развитие физических качеств в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
· создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни;
· выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через спортивно-оздоровительную активность;
· приобщение детей к традициям большого спорта.
Основные принципы физкультурно-оздоровительной работы:
· принцип активности и сознательности — участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей
· принцип научности — подкрепление проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками
· принцип результативности и гарантированности — реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительных результатов независимо от возраста и уровня физического развития.
· принцип результативности и преемственности — поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья
· принцип комплексности и интегративности — решение оздоровительных задач в системе всего учебно — воспитательного процесса и всех видов деятельности
Что же необходимо для эффективной физкультурно – оздоровительной работы?
Специально созданные условия, т.е. материальная база – помещение, с необходимым оборудованием;
— педагогическое умение организовать двигательную активность детей, научить детей различными подвижными играми, физическими упражнениями и т.п., воспитатель должен воспитать в них потребность в культурном движении.
Нужна система знаний, основанная на следующих принципах:
— непрерывность (с утра до вечера);
— добровольность (вызывать желание, а не принуждать);
— доступность упражнений;
— чередование организованных форм с самостоятельной двигательной деятельностью.
Всё это формирует физическую культуру детей.
Практическая часть аукциона
1.Задание «Ребусы»
2. «Четвёртый лишний»
Вашему вниманию предлагаются карточки, необходимо найти в каждом ряду лишнюю объяснить свой выбор.
1. — Ходьба обычная, на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, перекатом с пятки на носок, приставным шагом вправо, влево
-Ползание на четвереньках змейкой между предметами, переползание через препятствия, пролезание в обруч разными способами, ползание по гимнастической скамейке, опираясь на предплечья и колени, на животе, подтягиваясь руками
-Бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками, перебрасывание мяча из одной руки в другую, отбивание мяча о землю, прокатывание набивных мячей,метание мяча на дальность
-Разведение рук в сторону из положения руки перед грудью, поднимание рук со сцепленными в замок пальцами, повороты, разводя руки в стороны, поочередное, отведение ног в сторону до упора, подъем прямых ног вперед, выполнение выпадов вперед, в сторону. (данная карточка лишняя, т. к. это общеразвивающие упражнения, а остальное основные движения)
2. — Катать друг друга на санках, кататься с горки, ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять повороты на месте и в движении, игра на лыжах «Кто первый повернется?», «Догонялки»
—Бросать биту сбоку, занимая правильное и. п., выбивать городки с полукона (2-3 м) и кона (5-6 м) (игра «Городки»), перебрасывание мяча друг другу двумя руками от груди, ведение мяча правой и левой рукой (игра «Баскетбол»), прокатывание мяча правой и левой ногой в заданном направлении, обведением мяча вокруг предметов, закатывание в лунки, ворота, играть в паре с воспитателем в бадминтон (данная карточка лишняя, т. к. это спортивные игры, а остальное спортивные упражнения)
-Самостоятельно кататься на двухоколесном велосипеде, выполнять повороты направо, налево, кататься на самокате, отталкиваясь правой и левой ногой.
-Выполнять разнообразные движения руками на воде, скользить на груди и на спине, выполнять выдох в воду, игры на воде «Фонтан», «Коробочка», «Море волнуется», «Поймай воду»
3.) -Формировать представления
– Актуализировать представления
– Совершенствовать умения
– Систематизация представлений (данная карточка лишняя, так как это формулировка цели, а остальное – это формулировка задач)
4) -Поощрение
-Похвала
-Одобрение
-Порицание (данная карточка лишняя, так как порицание — это метод осуждения, а остальные относятся к методам поощрения)
3. Провести классификацию задач в соответствии с триадой
— Какие задачи предполагают формирование двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств, развитие двигательных способностей (образовательные)
1-воспитательные
2-оздоровительные
3-образовательные
Какие задачи направлены на формирование правильной осанки, своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата, формирование изгибов позвоночника, укрепление связочно-суставного аппарата, развитие гармоничного телосложения, мышц и др. (оздоровительные)
1-воспитательные
2-оздоровительные
3-образовательные
— Какие задачи направлены на формирование потребности в ежедневных физических упражнениях, умении рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности, приобретение грации, пластичности, выразительности движений, самостоятельности, творчества, инициативности, самоорганизации, взаимопомощи, гигиенических навыков, привычки к самообслуживанию, помощи воспитателю в проведении и организации разнообразных форм спортивных игр. (воспитательные)
1-воспитательные
2-оздоровительные
3-образовательные
4. «Волшебный мешочек». «Какой вид оздоровления отражает предмет?»
Необходимо по предмету на картинке определить вид оздоровления и сформулировать основное содержание оздоровительной направленности технологии.
— Крупа (развитие мелкой моторики рук) — Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
— Травяной сбор (фитотерапия) — это метод лечения с использованием частей растений, обладающих целебными свойствами, — лекарственных трав, листьев кустарников, коры деревьев и т. п. екарственным растениям отводится важная роль в связи с их мягким действием, возможностью длительного применения, отсутствием привыкания и побочных эффектов, широким спектром рабочих концентраций. Они усваиваются гораздо лучше, чем витамины, выделенные синтетическим путём.
— Апельсин (аромотерапия, витаминизация) — Ароматерапия укрепляет защитные функции организма, способствует, используя целительные возможности природы,
Витамины – это такие вещества, которые нужны каждому организму. Они повышают работоспособность, сопротивляемость к инфекционным болезням, способствуют росту нашего тела. Если в пище недостаточно витаминов, человек болеет разными болезнями, становится вялым, слабым и грустным …
В природе витамины образуются в растениях, поэтому плоды, овощи и фрукты служат людям основным источником поступления витаминов в организм.
— Мыльные пузыри (дыхательная гимнастика) — Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру.
— Перчатка (пальчиковая гимнастика) — Пальчиковые игры помогают ребенку достичь хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.
— Диск – (музыкотерапия) Музыкотерапия — это исцеление музыкой. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
— Кукла (игротерапия) — Игротерапия является эффективным способом коррекции при работе с детьми, имеющими совершенно разные физические и психические особенности. Среди общих показаний к проведению игротерапии выделяют такие, как: замкнутость, необщительность, фобии, сверхпослушание, нарушения поведения, вредные привычки и др. Игротерапия – процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредством игры, это процесс совместного с ребенком проживания и осмысления какой- либо жизненной важной ситуации, поданной в игровой форме.
— Цветок (цветотерапия) — Цветотерапия – коррекция психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Благодаря воздействию определенного цвета на ребенка можно добиться значительных результатов в преодолении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, умении управлять своими эмоциями.
цветные карандаши (арт-терапия) Арт – терапия дает возможность ребенку самореализоваться в творчестве, повысить свою самооценку, выразить чувства к происходящему. Функциями педагогической арт-терапии являются обучение, воспитание, развитие, социализация.
— Су-джок (массаж) — Укрепить здоровье ребенка. Причем, речь не только о профилактике заболеваний, но и о борьбе с ними: ведь раздраженные массажем нервные окончания, расположенные на кистях и стопах, посылают импульсы в головной мозг, а тот дает ответную команду на активизацию функций рефлекторных органов. Уравновесить психоэмоциональное состояние малыша. Массаж су- джок позволяет создать энергетический баланс в теле человека, привести в норму процессы возбуждения и торможения, помогая избавиться от гиперактивности, тренируя усидчивость и умение концентрироваться.
— Фасоль – сухой бассейн — Занятия в сухом бассейне помогают удовлетворить естественную потребность ребенка в движении, стимулируют его поисковую и творческую активность, позволяют чередовать упражнения с отдыхом, а также добиваться качественной релаксации. В сухом бассейне тренируются различные мышечные группы, в том числе и формирующие осанку.
5. БЛИЦ
1. Назовите формы организации двигательной деятельности в ДОУ:
-НОД по физическому развитию детей
— Физкультурно — оздоровительная работа в режиме дня
— Утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке
— Физкультминутки
— Физкультурные паузы
-Бодрящая гимнастика после дневного сна
-Закаливающие мероприятия
-Физкультурный уголок в группе
-Самостоятельная двигательная деятельность детей
-Активный отдых
— Физкультурный досуг
— Физкультурные праздники
— Дни здоровья
2. Это является для ребенка особым радостным событием, сюда входят разнообразные физические упражнения и веселые подвижные игры, включаются движения, предварительно разученные на физкультурном занятии
— физкультурный досуг
3.Назовите группы здоровьесберегающих технологий:
1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья;
2.Технологии обучения здоровому образу жизни;
3.Коррекционные технологии.
4. Что относиться к технологии сохранения и стимулирования здоровья
— Ритмопластика
— Динамические паузы
— Подвижные и спортивные игры
— Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой со средней
— Релаксация
— Гимнастика пальчиковая
— Гимнастика для глаз
— Гимнастика дыхательная
— Гимнастика бодрящая
— Гимнастика корригирующая
5. Что относится к технологии обучения здоровому образу жизни
— Физкультурное занятие.
— Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)
— Коммуникативные игры
— Занятия из серии «Здоровый образ жизни»
— Самомассаж
— Точечный самомассаж
— Активный отдых
6.Что относится к коррекционным технологиям
— Технологии музыкального воздействия
— Сказкотерапия
— Технологии воздействия цветом
— Психогимнастика
— Гимнастика для глаз.
7. Какие методы активизируют сознание ребенка, способствуют осмыслению поставленных задач и осознанному выполнению физических упражнений, самостоятельному и творческому применению их в различных ситуациях?
— вербальные
8. Воспитатель объясняет содержание и правила игры детям младшего дошкольного возраста:
— в процессе игры
— до начала игры
— по частям
9. Интерес к игре в старшем дошкольном возрасте поддерживается с помощью
— показа игрушки
— использование пособий и атрибутов
— эмоциональности воспитателя
10.Роли в игре в младшем дошкольном возрасте распределяются
— по желанию детей
— педагогом
— жеребьевкой
Итог: для того, чтобы добиться положительных результатов в деле здоровьесбережения детей нужна целенаправленная комплексная система физкультурно-оздоровительной деятельности как в детском саду, так и в семье. А нам — педагогам-дошкольников необходимо:
— Уделять особое внимание организации подвижных игр, как средство повышения двигательной активности дошкольников.
— Максимально увеличить время пребывания детей на свежем воздухе с обязательной организацией двигательной активности
— Рационально сочетать физкультурные занятия с закаливающими процедурами
— Наращивать резервные возможности организма ребёнка за счёт регулярных проведений подвижных игр, физических упражнений.
– Уделять особое внимание развитию у детей движений циклического характера (бег, прыжки, ходьба и т. д.)