Программа по коррекции нарушенных функций.

Автор: Лидия Анатольевна Иванова

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №29»

Юридический адрес, ул. Музрукова, 34,  г. Озерск Челябинской области,  456790

телефон 7-55-78,  факс (35130) 2-36-59

Email: school29.ozersk@mail.ru

 

 

 

Согласовано                                                                                   Утверждаю:

Заместитель директора по УВР                                                 директор МБОУ «Школа № 29»

_____________ И.Г. Васильева                                                    ______________ Н.А. Юдина

«____»   ______________2023 г.                                                  «_____»    ____________ 2023 г.

 

 

Программа

по коррекции нарушенных функций через создание эмоционально комфортной среды для успешного формирования и развития учебных, социальных и познавательных навыков обучения с учётом индивидуальных особенностей каждого

 

 

 

 

 

Иванова Л.А.

1.2 класс

                                                                                

 

                                                                                г. Озерск

 

 

Содержание

1.     Пояснительная записка.

2.     Общая характеристика коррекционного курса.

3.     Описание места коррекционного курса в учебном плане.

4.     Направления коррекционной работы.

5.     Требования к уровню подготовки обучающихся.

6.     Содержание коррекционной деятельности.

7.     Тематическое планирование.

8.     Описание материально-технического обеспечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА КУРСА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

С УЧАЩИМИСЯ 1 – 4 КЛАССОВ

1. Пояснительная записка

В МБОУ «Школа № 29» обучаются дети с НОДА. Этот тип коррекционных учреждений один из самых сложных по заболеваниям  воспитанников:

š детский церебральный паралич;

š приобретенные нарушения опорно–двигательного аппарата;

š врожденные патологии опорно–двигательного аппарата;

š наследственные заболевания;

š аномалия развития, гормональная патология, заболевания нервной системы;

š сколиозы.

Специальное обучение детей и подростков с НОДА невозможно без учета психофизических особенностей этих детей. При НОДА, как правило, сочетаются двигательные расстройства, речевые нарушения и задержка формирования отдельных психических функций. Следует подчеркнуть, что не существует параллелизма между выраженностью двигательных и интеллектуальных нарушений, например, тяжелые двигательные нарушения могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, а остаточные явления НОДА с тяжелым недоразвитием отдельных психических функций. Такое многообразие проявлений затрудняет стандартизацию образования этих детей, т.к. можно выделить большое количество групп учащихся с различной структурой нарушений, каждая из которых нуждается в собственных специальных образовательных условиях (применении различных методов, наличия разного оборудования и т. д.).

Формирование познавательных процессов при НОДА характеризуется задержкой и неравномерно выраженным недоразвитием отдельных психических функций.  У некоторых обучающихся страдает наглядно-действенное мышление при лучшем развитии словесно-логического, у других, наоборот, развиваются преимущественно наглядные формы мышления. У многих обучающихся отмечаются:

1. Разнообразные тяжелые нарушения двигательной сферы: гиперкинезы, гипо или гипертонус мышц, дистония, атаксия, парезы и параличи и др.

2. Вегето-сосудистые нарушения: бедность кожных покровов, потливость, снижение аппетита, колебания температуры, нарушения в работе кишечника, нарушения сна и др.

3. Нарушения эмоциональной сферы – разнообразные страхи: прикосновений, пространства, изменения положения тела, темноты и др.

4. Нарушения сенсомоторного развития.

5. Отставание в развитии коммуникативно-познавательного поведения.

6. Отставание в овладении моторными навыками, навыками самообслуживания.

7. Нарушения в развитии зрительно-пространственного, слухового гнозиса.

8. Нарушения слуха и зрения.

9. Нарушения речи.

10. Интеллектуальное развитие имеет свою специфику и наблюдается разная степень его нарушения от незначительного снижения до умственной отсталости.

11. Повышенная утомляемость.

Следует подчеркнуть, однако, что у значительной части этих обучающихся потенциально сохранены предпосылки к развитию высших форм мышления, но множественные нарушения (движений, слуха, речи и т.д.), выраженность астенических проявлений, низкий запас знаний вследствие социальной депривации, маскируют возможности детей.

Обучающиеся нуждаются в корректировке программ ряда общеобразовательных предметов, специальных методах развития речи и коррекции нарушений звукопроизношения, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности.

Учитывая своеобразие психического развития обучающихся с НОДА, в школе № 29 включена в учебный план область «Обязательные индивидуальные и групповые занятия по коррекции нарушенных функций»

На первом уровне образования задачи решаются на основе комплексной коррекционной работы, направленной на формирование всей двигательной сферы воспитанников, их познавательной деятельности и речи; продолжается коррекционно–восстановительная работа по развитию двигательных, мыслительных, речевых навыков и умений, обеспечивающих социально–трудовую адаптацию воспитанников.

2. Общая характеристика коррекционного курса

Цель коррекционной деятельности – своевременная систематическая медико-психолого-педагогическая помощь обучающимся с отклонениями в развитии, коррекция и компенсация имеющихся отклонений, профилактика вторичных нарушений и социальная адаптация детей с отклонениями.

Задачи коррекционной деятельности:

š своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

š определение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

š определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

š создание условий, способствующих освоению обучающимися с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;

š осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

š разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для обучающихся с выраженным нарушением в физическом и(или) психическом развитии;

š обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

š реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

š оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

 

 

3. Описание места коррекционного курса

Курс рассчитан на 66 часов в учебном году, 2 раза в неделю.

4.  Направления коррекционной работы

Совершенствование движений и сенсомоторного развития

Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук,  штриховка  предметов, обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов. самостоятельное составление узоров; работа в ограниченном пространстве; знакомство с контуром предмета и его особенностями; моделирование и конструирование предметов из элементов различной конфигурации. Совершенствование движений и сенсомоторного развития.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности

Развитие зрительного восприятия и узнавания: упражнения на различение предметов, тренировка в сравнении зрительного сходных объектов, вычленение объектов из фона, развитие способности последовательного переключения зрительного внимания (с использованием натуральных объектов, цветных и черно-белых предметных изображений, объемных и плоских геометрических фигур.

Развитие зрительной памяти и внимания: упражнения на развитие слухового и зрительного внимания «таблица Шульте», распознавание контурных изображений, зашумленных изображений : перечеркнутые ,заштрихованные, наложенные друг на друга.

Формирование обобщающих представлений о свойствах предмета: сравнение и развитие предметов, похожих и различных;  распределение слов по группам, объединение слов в группы; игры «четвертый лишний», «что добавить», дифференциация  слов, отвечающих на разные вопросы и т.д.

Развитие пространственных представлений:

š — пространственной ориентации – игра «где сидит птица»;

š — пространственного восприятия – игра «муха»;

š -уровня пространства собственного тела, пространства вокруг собственного тела, окружающие ребенка объекты;

š -развитие классификации по обобщающему слову – игра «найди»;

š -развитие пространственно-временных представлений (формирование предметно-падежных конструкций).

Развитие звукового анализа: фонетический разбор слов.  Игры: «Отгадай-ка», «Самый внимательный» и т.д.

Развитие мышления – уметь видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями (отгадывание ребусов, заучивание предлогов, их роль. Предлоги в ребусах подразумеваются, а не изображаются).

Развитие речи. Развитие фонематического слуха.

Формирование связной речи, навыков построения связного высказывания; стимуляция осознания звуковой стороны речи. Игры «Что было сначала, а потом?», « О чем рассказывает автор?», «Закончи сказку, рассказ».

Развитие навыков саморегуляции – способности устанавливать эмоциональный контакт путем тренировки управлять, понимать и различать чужие эмоциональные состояния, сопереживать, отвечать адекватными чувствами:

š игры, направленные на развитие двигательной саморегуляции (игра «Флажок», «Стой», «Запрещенное движение», «Игра в мяч»,»Кулак-ладонь-ребро»);

š игры, направленные на развитие эмоциональной саморегуляции (игра Царевна Несмеяна», «Угадай эмоцию», «Зеркало»;

š игры, направленные на развитие саморегуляции психических процесов» игры «Муха», «Продолжи ряд», «Где птица сидит».

 Коррекция пространственных представлений и ориентировки

Развитие умения ориентироваться в пространстве (установлении пространственных признаков и отношений, развитие пространственных представлений, конструктивной деятельности).

Развитие зрительного внимания и памяти – упражнения по закреплению умений воспринимать форму предметов и их элементов, цвета, предметов, их величину, высоту, длину, ширину и т.д. Подготовительный этап осуществляется в ходе совместной работы логопеда и учителя-дефектолога, учителя, инструктора ЛФК.

 

 Применение элементов физической культуры для укрепления здоровья учащихся:

1) элементы антистрессовой пластической гимнастики-развитие пластики рук «волны пальцами», «волны рукой», «веер», «мотылек», «огонь»,

«театр рук», составление фигур с помощью кистей рук(круг, квадрат, заяц, собака, имитация шумовых эффектов с помощью пальцев рук (стук колес поезда, топот лошадей), имитация «игры» не ударном или клавишном инструменте

2)суставной массаж;

3) медитативные упражнения: для глаз, позвоночника;

4) самомассаж биологически активных зон по А.А. Уманской  для профилактики и лечения респираторных заболеваний (9 зон).

5) физкультурные паузы  и минутки во время уроков и самоподготовки для восстановления и поддержания на оптимальном уровне умственной работоспособности; повышение двигательной подготовленности учащихся.

6)гимнастика для глаз;

7)игровые динамические паузы;

8)минутки здоровья (комплексы №1, №2, №3)

9) веселые минутки;

10)физкультурная пауза с помощью карандаша и грецкого ореха;

11)самомассаж носа и горла;

12)самомассаж ушных раковин;

13)нейромоторное расслабление по Джейкобсону;

14)гимнастика для глаз;

15)пальчиковая гимнастика

Организация и соблюдение режимов разгрузки позвоночного столба:

Режим № 1 –полная разгрузка позвоночного столба. Назначается детям с прогрессирующей формой искривления, при наличии функциональной недостаточности мышц. Во время уроков и выполнения домашнего задания дети находятся в положении лежа на животе, спине или на боку. Общее время разгрузки составляет 19 часов в сутки.

Режим №2 — частичная разгрузка. Назначается детям в период относительной стабильности искривления, при общем удовлетворительном состоянии мышц. Письменные занятия во время уроков проводятся сидя за партой, устные в положении лежа на кушетке,стоя за конторкой.

Режим №3 – общий. Назначается детям, у которых отсутствует прогрессирование искривления при общем хорошем состоянии. Занятия проводятся в положении сидя за партой, разгрузка позвоночника достигается во время дневного и ночного сна.

 Соблюдение гигиенических требований к условиям обучения, способствующим предупреждению  и устранению сколиоза, нарушений осанки, плоскостопия, нарушения зрения.

Рациональная организация рабочего места, соответствие его возрастно-ростовым особенностям детей.

Ношение рациональной обуви и ортопедических приспособлений.

5. Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

Личностными результатами изучения коррекционной программы в 1-м классе является формирование следующих умений:

        Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

        В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения программы в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

        Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

        Проговаривать последовательность действий.

        Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

        Учиться работать по предложенному учителем плану.

        Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

        Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

        Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

        Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

        Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

        Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

        Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

        Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

        Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

        Слушать и понимать речь других.

        Читать и пересказывать текст.

        Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

        Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения программы в 1-м классе являются формирование следующих умений.

— описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» — «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

    6.   Содержание  коррекционной деятельности

Материал каждого занятия рассчитан на 30-35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше­ние детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируют­ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп­равлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре­шения задачи определенного вида. На этом этапе у детей форми­руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож­ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо разви­ты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и стара­тельностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому сла­бые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, кото­рые они могут решать успешно).

Обучающие на этих заняти­ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

      Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

    В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

В процессе выполнения каждого задания    происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент  делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

š задания на развитие внимания;

š задания на развитие памяти;

š задания на совершенствование воображения;

š задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и це­лый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и рас­пределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формирова­нию таких жизненно важных умений, как умение целенаправлен­но сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, ре­шая двух — трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

Упражнения на развитие и совер­шенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять спе­циальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий обучающиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз­личные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей уве­личивается объем зрительного и слухового запоминания, развива­ется смысловая память, восприятие и наблюдательность, заклады­вается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

š развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

š дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

š выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

š вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо на­чертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

š выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

š выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выяв­ления замаскированного рисунка;

š деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

š складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление

 Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью используются задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгорит­мическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Основные принципы распределения материала:

 1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

 2)принцип «от простого — к  «сложному»: задания постепенно усложняются;

 3) увеличение объема материала;

 4) наращивание темпа выполнения заданий;

 5) смена разных видов деятельности.

 

 

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

š степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

š поведение обучающися на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

š результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли обучающие с этими заданиями самостоятельно;

š косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой обучающихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Развитие основных видов чувствительности

Срезание развешенных на нитке предметов, рисование объекта с закрытыми глазами. Выполнение различных упражнений с открытыми и закрытыми глазами. Конструирование объектов из деталей. Определение местоположения предметов (над, под, слева, справа, около, спереди, сзади, рядом и т.п.) на наглядном материале, затем по словесному описанию.

Ребенок должен уметь: ориентироваться в пространстве и времени (развитие глазомера; развитие функции равновесия; точных движений; тактильно-вибрационных ощущений).

 

Развитие внимания и наблюдательности, восприятия, памяти и воображения.

Угадывание предмета по словесному описанию и самостоятельное описание предметов с указанием их существенных и несущественных признаков.

   Выделение в рисунках замаскированных деталей с доказательством  (рассуждением, умозаключением). Нахождение отличия и сходства в наблюдаемых объектах и картинах. Нахождение сходства и отличия на словесном материале. Запоминание и воспроизведение ряда слов. Работа с картинками и текстом. Работа над многозначностью слова.

Ребёнок должен научиться:

š развивать умение рассматривать сложные сюжетные картины, анализировать их содержание, определять лишние объекты, недостающие объекты и замаскированные детали, обобщать предметы по определённым признакам; сравнивать предметы по разным и одинаковым признакам;

š устанавливать закономерности в расположении объектов на картине;

š обосновывать свои действия, свой выбор в словесной форме (развитие умения устанавливать причинно-следственные связи);

š запоминать, воспроизводить материал, фантазировать.

 

Развитие мышления

Самостоятельное составление рассказа по картинкам с объяснением причинно-следственных связей и отношений между объектами. Составление текста по опорным словам; составление текста по данному началу или концу в устной и письменной форме; составление предложений с установлением логических связей.

    Составление ответов на вопросы с обоснованием доказательства. Решение ребусов, кроссвордов, логических задач, загадок. Работа с пословицами.

 Ребёнок должен научиться:

анализировать предъявленные тексты, картины, предметы;

устанавливать логические связи и отношения на словесном материале;

построить словесные высказывания в виде доказательств, рассуждений и умозаключений;

оценивать деятельность и давать самооценку со словесным обоснованием (потому, что, так как, поэтому и т.п.). (Развитие основных мыслительных операций)

 

Восприятие времени

Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарём и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминоло

Ребенок должен уметь:

измерять время по часам;

воспринимать временные интервалы;

работать с календарём и моделью календарного года;

определять возраст людей;

решать бытовые задачи на время;

определять течение времени;

обозначать словом временные представления и использовать усвоенные понятия в повседневном общении.

 

Развитие речи

Использование заданий и упражнений, направленных на:

формирование звуковой культуры речи;

обогащение, закрепление и активизацию словаря;

формирование грамматического строя речи;

развитие связной речи;

формирование элементарного осознания некоторых языковых явлений.

Ребенок должен уметь:

слышать и различать фонологические средства языка;

выражать голосом своё отношение к высказыванию: понижать – повышать голос, логически и эмоционально подчёркивать произносимый текст;

называть предмет, его качества, свойства, действия;

подбирать слова, близкие по своему значению;

самостоятельно образовывать и подбирать слова;

образовывать формы единственного и множественного чисел;

использовать в речи предлоги;

строить предложения, моделировать фразу;

рассказывать:

по готовому образцу;

по плану;

по восприятию;

по памяти;

понимать значение слова;

употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом, с речевой ситуацией;

отбирать языковые средства при построении связного высказывания;

изменять слова по родам, числам, падежам;

образовывать слово на базе другого с помощью специальных средств;

строить простое предложение в условиях контекстной речи;

строить диалог:

спрашивать – отвечать;

просить – объяснять;

подавать реплики;

составлять предложение по демонстрируемым действиям;

составлять предложение по картинке, по серии картинок;

составлять предложение по серии сюжетных картинок;

показывать в любой книге титульный лист;

ориентироваться на странице;

слышать и различать фонологические средства языка;

выражать голосом своё отношение к высказыванию: понижать – повышать голос, логически и эмоционально подчёркивать произносимый текст;

называть предмет, его качества, свойства, действия;

подбирать слова, близкие по своему значению;

самостоятельно образовывать и подбирать слова;

образовывать формы единственного и множественного чисел;

использовать в речи предлоги;

строить предложения, моделировать фразу;

рассказывать:

по готовому образцу;

по плану;

по восприятию;

по памяти

7. Тематическое планирование

 

п / п

Тема.

Содержание

Дата

проведения

1-2

Обсуждение планов на будущее.

Постановка целей и задач на учебный год.

 

 

— Вводная беседа.

— Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, (психогимнастика, «снежный ком», «улыбка», «нос, пол, потолок», «запрещенное движение», «Перекличка»)

— Рисование.

 

3-4

Коррекция развития основных видов чувствительности. Определение местоположения предметов (над, под, слева, справа, около, спереди, сзади, рядом и т.п.) на наглядном материале

— Психогимнастика.

— Разминка (вопросы – ответы)

— Выполнение упражнений и заданий

— Динамическая пауза («Саймон сказал», «Хор») 

 

5-6

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Коррекция развития аналитических способностей и способности рассуждать.

— Психогимнастика.

— Разминка (вопросы – ответы)

— Выполнение упражнений и заданий

— Динамическая пауза («Животные — растения», «Сосед справа», «Смена имен»)

 

7-8

Тренировка слуховой памяти.

Коррекция развития тактильно-вибрационных ощущений.

Совершенствование мыслительных операций

 

— Психогимнастика.

— Разминка (вопросы – ответы)

— Выполнение упражнений и заданий в тетради.

— Динамическая пауза («Незнайки», «Перекличка»)

 

9-10

Коррекция развития крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. Дорисовывание симметричной половины изображения.

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

— Психогимнастика.

— Разминка (вопросы – ответы)

— Выполнение упражнений и заданий

— Динамическая пауза («Саймон сказал» «Закончи слово»)

 

11-12

Коррекция развития логического мышления.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

— Психогимнастика.

— Разминка (вопросы – ответы)

— Выполнение упражнений и заданий

— Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Четвертый лишний»)

 

13-14

Совершенствование воображения.

Коррекция развития тактильно-вибрационных ощущений.

Коррекция развития наглядно-образного мышления.

— Психогимнастика.

— Разминка (вопросы – ответы)

— Выполнение упражнений и заданий

— Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…»)

— Решение ребусов. 

 

15-16

Коррекция развития крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Совершенствование мыслительных операций.

— Психогимнастика.

— Разминка (вопросы – ответы)

— Динамическая пауза («Перекличка», «Слушай и исполняй»)

 

17-18

Коррекция развития концентрации внимания.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

— Психогимнастика.

— Разминка (вопросы – ответы)

— Выполнение упражнений и заданий

— Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Превращение слов»)

 

19-20

Коррекция развития основных  видов чувствительности. Развитие орфографических навыков.

— Психогимнастика.

— Разминка (вопросы – ответы)

— Выполнение упражнений и заданий

— Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Закончи слово»)

 

21-22

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций. работа с деформированным текстом.

 

— Психогимнастика.

— Разминка (вопросы – ответы)

— Выполнение упражнений и заданий

— Динамическая пауза («Правильно услышим и покажем, что услышали», «Будь внимателен»)

 

23-24

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций. Письмо по памяти.

 

— Психогимнастика.

— Разминка (вопросы – ответы)

— Выполнение упражнений и заданий

— Динамическая пауза («Четыре стихии», «Рыба, птица, зверь»)

 

25-26

Коррекция восприятия времени.

Коррекция развития логического мышления.

Развитие умения  составлять предложения.

— Психогимнастика.

— Разминка (вопросы – ответы)

— Выполнение упражнений и заданий

— Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Перечисли предметы на букву..»)

 

27-28

Совершенствование воображения.

Коррекция развития наглядно-образного мышления. Составление текста по картинкам.

 

— Психогимнастика.

— Разминка (вопросы – ответы)

— Выполнение упражнений и заданий

— Динамическая пауза («Саймон сказал», «Скульптор»)

— Решение ребусов.

 

29-30

Коррекция развития быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций. Слова-синонимы.

— Психогимнастика.

— Разминка (вопросы – ответы)

— Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Животные — растения»)

 

31-32

Коррекция развития концентрации внимания.

Совершенствование умения решать нестандартные задачи.

— Психогимнастика.

— Разминка (вопросы – ответы)

— Выполнение упражнений и заданий

— Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Сосед справа»)

 

33-34

Тренировка внимания

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций. Слова-антонимы.

— Психогимнастика.

— Разминка (вопросы – ответы)

— Выполнение упражнений и заданий

— Динамическая пауза («Зеркало», «Незнайки»)

 

 

35-36

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций. Письмо па памяти.

— Психогимнастика.

— Разминка (вопросы – ответы)

— Выполнение упражнений и заданий

— Динамическая пауза («Четыре стихии», «Футбол»)

 

37-38

Коррекция развития словесно-логического мышления

 Совершенствование умения составлять текст по данному началу или концу в устной и письменной форме.

— Психогимнастика.

— Разминка (вопросы – ответы)

— Выполнение упражнений и заданий

— Динамическая пауза («Что изменилось», «Хор»)

 

39-40

Совершенствование воображения.

Коррекция развития наглядно-образного мышления. Слова-омонимы.

 

— Психогимнастика.

— Разминка (вопросы – ответы)

— Выполнение упражнений и заданий

— Динамическая пауза («Четыре стихии», «Заверши предложение»)

— Решение ребусов.

 

41-42

Коррекция восприятия времени. Совершенствование умения воспроизводить последовательность основных жизненных событий.

— Психогимнастика.

— Разминка (вопросы – ответы)

— Динамическая пауза («Смена имен»)

 

43-44

Коррекция развития концентрации внимания.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

— Психогимнастика.

— Разминка (вопросы – ответы)

— Выполнение упражнений и заданий

— Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»)

 

45-46

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Коррекция развития аналитических способностей и способности рассуждать.

— Психогимнастика.

— Разминка (вопросы – ответы)

— Выполнение упражнений и заданий

— Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал…»)

 

 

47-48

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций. Письмо по памяти.

 

— Психогимнастика.

— Разминка (вопросы – ответы)

— Выполнение упражнений и заданий

— Динамическая пауза («Зеваки», «Будь внимателен»)

 

49-51

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций. Составление текста.

 

— Психогимнастика.

— Разминка (вопросы – ответы)

— Выполнение упражнений и заданий

— Динамическая пауза («Четыре стихии», «Хор»)

 

52-53

Коррекция развития логического мышления.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

— Психогимнастика.

— Разминка (вопросы – ответы)

— Выполнение упражнений и заданий

— Динамическая пауза («Разведчики», «Да —  нет»)

 

54-55

Совершенствование воображения.

Коррекция развития наглядно-образного мышления.

 

— Психогимнастика.

— Разминка (вопросы – ответы)

— Выполнение упражнений и заданий

— Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…»)

— Решение ребусов.

 

56-57

Коррекция развития быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

 

— Психогимнастика.

— Разминка (вопросы – ответы)

— Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Зернышки»)

 

58-59

Коррекция развития концентрации внимания.

Коррекция развития пространственного восприятия и сенсомоторной координации

— Психогимнастика.

— Разминка (вопросы – ответы)

— Выполнение упражнений и заданий

— Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»)

 

60-61

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Коррекция развития аналитических способностей и способности рассуждать.

— Психогимнастика.

— Разминка (вопросы – ответы)

— Выполнение упражнений и заданий

— Динамическая пауза («Закончи слово», «Саймон сказал»)

 

 

62-63

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

 

— Психогимнастика.

— Разминка (вопросы – ответы)

— Выполнение упражнений и заданий

— Динамическая пауза («Сосед справа», «Будь внимателен»)

 

64-65

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

 

— Психогимнастика.

— Разминка (вопросы – ответы)

— Выполнение упражнений и заданий

— Динамическая пауза («Четыре стихии», «Да-нет»)

 

66

Коррекция восприятия  времени. Работа с календарем и моделью календарного года.

— Психогимнастика.

— Разминка (вопросы – ответы)

— Выполнение упражнений и заданий

— Динамическая пауза ( «Будь внимателен»)

 

 

 Итого 66 ч.

 

 

8. Описание материально-технического обеспечения

Список литературы

1. Шабанова М.А. Социальная адаптация в контексте свободы // Социс – 1995. — №9. – С.81-88.
2. Социальная педагогика / Под общей ред. М.А. Галагузовой. — М., 2000. — С.80.
3. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 312 с.
4. Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии / В.О. Скворцова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 160 с.

5. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системой в группах кратковременного пребывания: Методическое пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. – 2-е изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 128 с. 
С.Ю.Казанцева, Н.А. Рукина

6. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе.– М.: Владос, 2001.

7. Специальная педагогика/ Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: «Academa», 2000.

 8. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: «Школа – пресс», 1994.

Описание психотехнических игр и упражнений

Упражнения, направленные на развитие навыков саморегуляции, развитии свойств внимания, снятия эмоционального напряжения

  1. « Нос, пол, потолок»

По команде дети показывают рукой направления: пол, окно, потолок, дверь, нос. Педагог сначала, проговаривая команду,  показывает правильно, а затем называет одно направление, а показывает другое. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает ведущий.

  1. «Гномы – великаны»

По команде «Гномы» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Ведущий сначала правильно показывает команды, затем произносит команду «Гномы», но не приседает и т.д. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает ведущий.

Подобная игра «Четыре стихии». Команды: Земля, воздух, вода, огонь.

  1. «Саймон сказал…» или «Пожалуйста…»

 Ведущий произносит команду выполнить какое – либо действие (подпрыгнуть, повернуться, поднять правую руку). Если в начале команды звучит фраза «Саймон сказал…» или «Пожалуйста…» ее нужно выполнять, если нет, то не стоит. Главное не ошибиться и выполнять команды только с этими фразами.

  1. «Запрещенное движение»

Предварительно договариваются, какие движения будут « запрещенными». Ведущий показывает какое-либо движение, а остальные его повторяют. Нельзя выполнять «запрещены» движения.

  1. «Зеркало»

Ведущий показывает какое — либо движение или  образ, остальные должны как зеркало точно его скопировать и показать. Выбирается «лучшее зеркало», которое продолжает игру.

  1. « Веселый счет»

Возможны различные варианты проведения: счет до 10-20 в прямом и обратном порядке, сопровождающийся движениями (мотаем веревочку, поднимаемся по лесенке и т.д.)

— назови «соседей» цифры…

— «да» — «нет». Производится действие с числами, дается ответ, верен он или нет (2+1= 5 «да»  – хлопок, «нет» – тишина, можно и покричать)

  1. «Зоопарк»

Каждый превращается в  любое животное, героя сказок, сего характерными движениями, повадками. Остальные пытаются угадать.

Упражнения, направленные на развитие памяти

  1. «Мы собирались в поход…»

Обыгрывается ситуация сбора в поход. Игра идет по кругу. Первый называет свой предмет, который возьмет с собой, следующий повторяет названный предмет и добавляет свой, и так дальше продолжается по кругу.

  1. « Что изменилось»

Множество вариантов. Например.

— выложить предметы, картинки. Попросить запомнить. Отвернулись или опустили головы, меняем расположение, количество, состав и т.д. предметов. Затем вопросы о характере изменений.

 — 5-6 человек строятся в шеренгу, потом меняется их местоположение. Запомнить, кто, где стоял и вернуть на места.

  1. « Повтори за мной»

Задание выслушать, запомнить и повторить или продолжить. Зачитываются слова, пары слов, словосочетания, предложения, скороговорки.

  1. « Кто больше увидит и запомнит»

Детям предлагается за определенный промежуток времени осмотреть и запомнить все предметы, которые есть в комнате. Затем каждый по очереди называет любой предмет обстановки не повторяясь. Выигрывает тот, кто последним называет предмет. Игру можно усложнять, например, называть предметы только на букв, в которых два слога, и т.д.

Упражнения, направленные на развитие мышления

  1. «Закончи слово, предложение»

Произносится часть слова, предложения. Нужно его продолжить.

  1.  «Назови одним словом»

Предлагается ряд слов, нужно подобрать обобщающее.

  1. «Превращения слов»

Предлагается ряд слов, их нужно:

-превратить в «большие» (рука — ручище), «маленькие» (дом – домик),

— превратить в похожие слова по смыслу (красивый – прекрасный)

— превратить  в «слова – наоборот» (белый — черный)

— «смягчить» (мол – моль) и т.д.

  1. «Бывает – не бывает»

Предлагается ряд действий, ситуаций. Бывает – хлопок, не бывает – тишина.

  1. «Что можно сделать с …»

Предлагается любой предмет Нужно придумать как можно больше вариантов его применения, даже самых фантастических

  1. «Животные – растения»

Называются слова. Если это название растения нужно поднять руки вверх, если животного – хлопок, посторонний предмет – тишина. Возможны варианты.(птица, звери, рыбы; и т.д.)

 

×
×