Автор: Лидия Анатольевна Иванова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №29»
Юридический адрес, ул. Музрукова, 34, г. Озерск Челябинской области, 456790
телефон 7-55-78, факс (35130) 2-36-59
E—mail: school29.ozersk@mail.ru
Согласовано Утверждаю:
Заместитель директора по УВР директор МБОУ «Школа № 29»
_____________ И.Г. Васильева ______________ Н.А. Юдина
«____» ______________2023 г. «_____» ____________ 2023 г.
Программа
по коррекции нарушенных функций через создание эмоционально комфортной среды для успешного формирования и развития учебных, социальных и познавательных навыков обучения с учётом индивидуальных особенностей каждого
Иванова Л.А.
1.2 класс
г. Озерск
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Общая характеристика коррекционного курса.
3. Описание места коррекционного курса в учебном плане.
4. Направления коррекционной работы.
5. Требования к уровню подготовки обучающихся.
6. Содержание коррекционной деятельности.
7. Тематическое планирование.
8. Описание материально-технического обеспечения.
ПРОГРАММА КУРСА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
С УЧАЩИМИСЯ 1 – 4 КЛАССОВ
1. Пояснительная записка
В МБОУ «Школа № 29» обучаются дети с НОДА. Этот тип коррекционных учреждений один из самых сложных по заболеваниям воспитанников:
детский церебральный паралич;
приобретенные нарушения опорно–двигательного аппарата;
врожденные патологии опорно–двигательного аппарата;
наследственные заболевания;
аномалия развития, гормональная патология, заболевания нервной системы;
сколиозы.
Специальное обучение детей и подростков с НОДА невозможно без учета психофизических особенностей этих детей. При НОДА, как правило, сочетаются двигательные расстройства, речевые нарушения и задержка формирования отдельных психических функций. Следует подчеркнуть, что не существует параллелизма между выраженностью двигательных и интеллектуальных нарушений, например, тяжелые двигательные нарушения могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, а остаточные явления НОДА с тяжелым недоразвитием отдельных психических функций. Такое многообразие проявлений затрудняет стандартизацию образования этих детей, т.к. можно выделить большое количество групп учащихся с различной структурой нарушений, каждая из которых нуждается в собственных специальных образовательных условиях (применении различных методов, наличия разного оборудования и т. д.).
Формирование познавательных процессов при НОДА характеризуется задержкой и неравномерно выраженным недоразвитием отдельных психических функций. У некоторых обучающихся страдает наглядно-действенное мышление при лучшем развитии словесно-логического, у других, наоборот, развиваются преимущественно наглядные формы мышления. У многих обучающихся отмечаются:
1. Разнообразные тяжелые нарушения двигательной сферы: гиперкинезы, гипо или гипертонус мышц, дистония, атаксия, парезы и параличи и др.
2. Вегето-сосудистые нарушения: бедность кожных покровов, потливость, снижение аппетита, колебания температуры, нарушения в работе кишечника, нарушения сна и др.
3. Нарушения эмоциональной сферы – разнообразные страхи: прикосновений, пространства, изменения положения тела, темноты и др.
4. Нарушения сенсомоторного развития.
5. Отставание в развитии коммуникативно-познавательного поведения.
6. Отставание в овладении моторными навыками, навыками самообслуживания.
7. Нарушения в развитии зрительно-пространственного, слухового гнозиса.
8. Нарушения слуха и зрения.
9. Нарушения речи.
10. Интеллектуальное развитие имеет свою специфику и наблюдается разная степень его нарушения от незначительного снижения до умственной отсталости.
11. Повышенная утомляемость.
Следует подчеркнуть, однако, что у значительной части этих обучающихся потенциально сохранены предпосылки к развитию высших форм мышления, но множественные нарушения (движений, слуха, речи и т.д.), выраженность астенических проявлений, низкий запас знаний вследствие социальной депривации, маскируют возможности детей.
Обучающиеся нуждаются в корректировке программ ряда общеобразовательных предметов, специальных методах развития речи и коррекции нарушений звукопроизношения, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности.
Учитывая своеобразие психического развития обучающихся с НОДА, в школе № 29 включена в учебный план область «Обязательные индивидуальные и групповые занятия по коррекции нарушенных функций»
На первом уровне образования задачи решаются на основе комплексной коррекционной работы, направленной на формирование всей двигательной сферы воспитанников, их познавательной деятельности и речи; продолжается коррекционно–восстановительная работа по развитию двигательных, мыслительных, речевых навыков и умений, обеспечивающих социально–трудовую адаптацию воспитанников.
2. Общая характеристика коррекционного курса
Цель коррекционной деятельности – своевременная систематическая медико-психолого-педагогическая помощь обучающимся с отклонениями в развитии, коррекция и компенсация имеющихся отклонений, профилактика вторичных нарушений и социальная адаптация детей с отклонениями.
Задачи коррекционной деятельности:
своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
определение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
создание условий, способствующих освоению обучающимися с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для обучающихся с выраженным нарушением в физическом и(или) психическом развитии;
обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
3. Описание места коррекционного курса
Курс рассчитан на 66 часов в учебном году, 2 раза в неделю.
4. Направления коррекционной работы
Совершенствование движений и сенсомоторного развития
Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук, штриховка предметов, обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов. самостоятельное составление узоров; работа в ограниченном пространстве; знакомство с контуром предмета и его особенностями; моделирование и конструирование предметов из элементов различной конфигурации. Совершенствование движений и сенсомоторного развития.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности
Развитие зрительного восприятия и узнавания: упражнения на различение предметов, тренировка в сравнении зрительного сходных объектов, вычленение объектов из фона, развитие способности последовательного переключения зрительного внимания (с использованием натуральных объектов, цветных и черно-белых предметных изображений, объемных и плоских геометрических фигур.
Развитие зрительной памяти и внимания: упражнения на развитие слухового и зрительного внимания «таблица Шульте», распознавание контурных изображений, зашумленных изображений : перечеркнутые ,заштрихованные, наложенные друг на друга.
Формирование обобщающих представлений о свойствах предмета: сравнение и развитие предметов, похожих и различных; распределение слов по группам, объединение слов в группы; игры «четвертый лишний», «что добавить», дифференциация слов, отвечающих на разные вопросы и т.д.
Развитие пространственных представлений:
— пространственной ориентации – игра «где сидит птица»;
— пространственного восприятия – игра «муха»;
-уровня пространства собственного тела, пространства вокруг собственного тела, окружающие ребенка объекты;
-развитие классификации по обобщающему слову – игра «найди»;
-развитие пространственно-временных представлений (формирование предметно-падежных конструкций).
Развитие звукового анализа: фонетический разбор слов. Игры: «Отгадай-ка», «Самый внимательный» и т.д.
Развитие мышления – уметь видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями (отгадывание ребусов, заучивание предлогов, их роль. Предлоги в ребусах подразумеваются, а не изображаются).
Развитие речи. Развитие фонематического слуха.
Формирование связной речи, навыков построения связного высказывания; стимуляция осознания звуковой стороны речи. Игры «Что было сначала, а потом?», « О чем рассказывает автор?», «Закончи сказку, рассказ».
Развитие навыков саморегуляции – способности устанавливать эмоциональный контакт путем тренировки управлять, понимать и различать чужие эмоциональные состояния, сопереживать, отвечать адекватными чувствами:
игры, направленные на развитие двигательной саморегуляции (игра «Флажок», «Стой», «Запрещенное движение», «Игра в мяч»,»Кулак-ладонь-ребро»);
игры, направленные на развитие эмоциональной саморегуляции (игра Царевна Несмеяна», «Угадай эмоцию», «Зеркало»;
игры, направленные на развитие саморегуляции психических процесов» игры «Муха», «Продолжи ряд», «Где птица сидит».
Коррекция пространственных представлений и ориентировки
Развитие умения ориентироваться в пространстве (установлении пространственных признаков и отношений, развитие пространственных представлений, конструктивной деятельности).
Развитие зрительного внимания и памяти – упражнения по закреплению умений воспринимать форму предметов и их элементов, цвета, предметов, их величину, высоту, длину, ширину и т.д. Подготовительный этап осуществляется в ходе совместной работы логопеда и учителя-дефектолога, учителя, инструктора ЛФК.
Применение элементов физической культуры для укрепления здоровья учащихся:
1) элементы антистрессовой пластической гимнастики-развитие пластики рук «волны пальцами», «волны рукой», «веер», «мотылек», «огонь»,
«театр рук», составление фигур с помощью кистей рук(круг, квадрат, заяц, собака, имитация шумовых эффектов с помощью пальцев рук (стук колес поезда, топот лошадей), имитация «игры» не ударном или клавишном инструменте
2)суставной массаж;
3) медитативные упражнения: для глаз, позвоночника;
4) самомассаж биологически активных зон по А.А. Уманской для профилактики и лечения респираторных заболеваний (9 зон).
5) физкультурные паузы и минутки во время уроков и самоподготовки для восстановления и поддержания на оптимальном уровне умственной работоспособности; повышение двигательной подготовленности учащихся.
6)гимнастика для глаз;
7)игровые динамические паузы;
8)минутки здоровья (комплексы №1, №2, №3)
9) веселые минутки;
10)физкультурная пауза с помощью карандаша и грецкого ореха;
11)самомассаж носа и горла;
12)самомассаж ушных раковин;
13)нейромоторное расслабление по Джейкобсону;
14)гимнастика для глаз;
15)пальчиковая гимнастика
Организация и соблюдение режимов разгрузки позвоночного столба:
Режим № 1 –полная разгрузка позвоночного столба. Назначается детям с прогрессирующей формой искривления, при наличии функциональной недостаточности мышц. Во время уроков и выполнения домашнего задания дети находятся в положении лежа на животе, спине или на боку. Общее время разгрузки составляет 19 часов в сутки.
Режим №2 — частичная разгрузка. Назначается детям в период относительной стабильности искривления, при общем удовлетворительном состоянии мышц. Письменные занятия во время уроков проводятся сидя за партой, устные в положении лежа на кушетке,стоя за конторкой.
Режим №3 – общий. Назначается детям, у которых отсутствует прогрессирование искривления при общем хорошем состоянии. Занятия проводятся в положении сидя за партой, разгрузка позвоночника достигается во время дневного и ночного сна.
Соблюдение гигиенических требований к условиям обучения, способствующим предупреждению и устранению сколиоза, нарушений осанки, плоскостопия, нарушения зрения.
Рациональная организация рабочего места, соответствие его возрастно-ростовым особенностям детей.
Ношение рациональной обуви и ортопедических приспособлений.
5. Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностными результатами изучения коррекционной программы в 1-м классе является формирование следующих умений:
— Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
— В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения программы в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
— Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
— Проговаривать последовательность действий.
— Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
— Учиться работать по предложенному учителем плану.
— Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
— Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
— Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
— Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
— Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
— Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
— Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
— Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
— Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
— Слушать и понимать речь других.
— Читать и пересказывать текст.
— Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
— Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения программы в 1-м классе являются формирование следующих умений.
— описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» — «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
6. Содержание коррекционной деятельности
Материал каждого занятия рассчитан на 30-35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Обучающие на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
задания на развитие внимания;
задания на развитие памяти;
задания на совершенствование воображения;
задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух — трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
Упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий обучающиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью используются задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2)принцип «от простого — к «сложному»: задания постепенно усложняются;
3) увеличение объема материала;
4) наращивание темпа выполнения заданий;
5) смена разных видов деятельности.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
поведение обучающися на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли обучающие с этими заданиями самостоятельно;
косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой обучающихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Развитие основных видов чувствительности
Срезание развешенных на нитке предметов, рисование объекта с закрытыми глазами. Выполнение различных упражнений с открытыми и закрытыми глазами. Конструирование объектов из деталей. Определение местоположения предметов (над, под, слева, справа, около, спереди, сзади, рядом и т.п.) на наглядном материале, затем по словесному описанию.
Ребенок должен уметь: ориентироваться в пространстве и времени (развитие глазомера; развитие функции равновесия; точных движений; тактильно-вибрационных ощущений).
Развитие внимания и наблюдательности, восприятия, памяти и воображения.
Угадывание предмета по словесному описанию и самостоятельное описание предметов с указанием их существенных и несущественных признаков.
Выделение в рисунках замаскированных деталей с доказательством (рассуждением, умозаключением). Нахождение отличия и сходства в наблюдаемых объектах и картинах. Нахождение сходства и отличия на словесном материале. Запоминание и воспроизведение ряда слов. Работа с картинками и текстом. Работа над многозначностью слова.
Ребёнок должен научиться:
развивать умение рассматривать сложные сюжетные картины, анализировать их содержание, определять лишние объекты, недостающие объекты и замаскированные детали, обобщать предметы по определённым признакам; сравнивать предметы по разным и одинаковым признакам;
устанавливать закономерности в расположении объектов на картине;
обосновывать свои действия, свой выбор в словесной форме (развитие умения устанавливать причинно-следственные связи);
запоминать, воспроизводить материал, фантазировать.
Развитие мышления
Самостоятельное составление рассказа по картинкам с объяснением причинно-следственных связей и отношений между объектами. Составление текста по опорным словам; составление текста по данному началу или концу в устной и письменной форме; составление предложений с установлением логических связей.
Составление ответов на вопросы с обоснованием доказательства. Решение ребусов, кроссвордов, логических задач, загадок. Работа с пословицами.
Ребёнок должен научиться:
анализировать предъявленные тексты, картины, предметы;
устанавливать логические связи и отношения на словесном материале;
построить словесные высказывания в виде доказательств, рассуждений и умозаключений;
оценивать деятельность и давать самооценку со словесным обоснованием (потому, что, так как, поэтому и т.п.). (Развитие основных мыслительных операций)
Восприятие времени
Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарём и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминоло
Ребенок должен уметь:
измерять время по часам;
воспринимать временные интервалы;
работать с календарём и моделью календарного года;
определять возраст людей;
решать бытовые задачи на время;
определять течение времени;
обозначать словом временные представления и использовать усвоенные понятия в повседневном общении.
Развитие речи
Использование заданий и упражнений, направленных на:
формирование звуковой культуры речи;
обогащение, закрепление и активизацию словаря;
формирование грамматического строя речи;
развитие связной речи;
формирование элементарного осознания некоторых языковых явлений.
Ребенок должен уметь:
слышать и различать фонологические средства языка;
выражать голосом своё отношение к высказыванию: понижать – повышать голос, логически и эмоционально подчёркивать произносимый текст;
называть предмет, его качества, свойства, действия;
подбирать слова, близкие по своему значению;
самостоятельно образовывать и подбирать слова;
образовывать формы единственного и множественного чисел;
использовать в речи предлоги;
строить предложения, моделировать фразу;
рассказывать:
по готовому образцу;
по плану;
по восприятию;
по памяти;
понимать значение слова;
употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом, с речевой ситуацией;
отбирать языковые средства при построении связного высказывания;
изменять слова по родам, числам, падежам;
образовывать слово на базе другого с помощью специальных средств;
строить простое предложение в условиях контекстной речи;
строить диалог:
спрашивать – отвечать;
просить – объяснять;
подавать реплики;
составлять предложение по демонстрируемым действиям;
составлять предложение по картинке, по серии картинок;
составлять предложение по серии сюжетных картинок;
показывать в любой книге титульный лист;
ориентироваться на странице;
слышать и различать фонологические средства языка;
выражать голосом своё отношение к высказыванию: понижать – повышать голос, логически и эмоционально подчёркивать произносимый текст;
называть предмет, его качества, свойства, действия;
подбирать слова, близкие по своему значению;
самостоятельно образовывать и подбирать слова;
образовывать формы единственного и множественного чисел;
использовать в речи предлоги;
строить предложения, моделировать фразу;
рассказывать:
по готовому образцу;
по плану;
по восприятию;
по памяти
7. Тематическое планирование
№ п / п |
Тема. |
Содержание |
Дата проведения |
1-2 |
Обсуждение планов на будущее. Постановка целей и задач на учебный год.
|
— Вводная беседа. — Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, (психогимнастика, «снежный ком», «улыбка», «нос, пол, потолок», «запрещенное движение», «Перекличка») — Рисование. |
|
3-4 |
Коррекция развития основных видов чувствительности. Определение местоположения предметов (над, под, слева, справа, около, спереди, сзади, рядом и т.п.) на наглядном материале |
— Психогимнастика. — Разминка (вопросы – ответы) — Выполнение упражнений и заданий — Динамическая пауза («Саймон сказал», «Хор») |
|
5-6 |
Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Коррекция развития аналитических способностей и способности рассуждать. |
— Психогимнастика. — Разминка (вопросы – ответы) — Выполнение упражнений и заданий — Динамическая пауза («Животные — растения», «Сосед справа», «Смена имен») |
|
7-8 |
Тренировка слуховой памяти. Коррекция развития тактильно-вибрационных ощущений. Совершенствование мыслительных операций
|
— Психогимнастика. — Разминка (вопросы – ответы) — Выполнение упражнений и заданий в тетради. — Динамическая пауза («Незнайки», «Перекличка») |
|
9-10 |
Коррекция развития крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. Дорисовывание симметричной половины изображения. Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. |
— Психогимнастика. — Разминка (вопросы – ответы) — Выполнение упражнений и заданий — Динамическая пауза («Саймон сказал» «Закончи слово») |
|
11-12 |
Коррекция развития логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
— Психогимнастика. — Разминка (вопросы – ответы) — Выполнение упражнений и заданий — Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Четвертый лишний») |
|
13-14 |
Совершенствование воображения. Коррекция развития тактильно-вибрационных ощущений. Коррекция развития наглядно-образного мышления. |
— Психогимнастика. — Разминка (вопросы – ответы) — Выполнение упражнений и заданий — Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…») — Решение ребусов. |
|
15-16 |
Коррекция развития крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. Совершенствование мыслительных операций. |
— Психогимнастика. — Разминка (вопросы – ответы) — Динамическая пауза («Перекличка», «Слушай и исполняй») |
|
17-18 |
Коррекция развития концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
— Психогимнастика. — Разминка (вопросы – ответы) — Выполнение упражнений и заданий — Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Превращение слов») |
|
19-20 |
Коррекция развития основных видов чувствительности. Развитие орфографических навыков. |
— Психогимнастика. — Разминка (вопросы – ответы) — Выполнение упражнений и заданий — Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Закончи слово») |
|
21-22 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. работа с деформированным текстом.
|
— Психогимнастика. — Разминка (вопросы – ответы) — Выполнение упражнений и заданий — Динамическая пауза («Правильно услышим и покажем, что услышали», «Будь внимателен») |
|
23-24 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Письмо по памяти.
|
— Психогимнастика. — Разминка (вопросы – ответы) — Выполнение упражнений и заданий — Динамическая пауза («Четыре стихии», «Рыба, птица, зверь») |
|
25-26 |
Коррекция восприятия времени. Коррекция развития логического мышления. Развитие умения составлять предложения. |
— Психогимнастика. — Разминка (вопросы – ответы) — Выполнение упражнений и заданий — Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Перечисли предметы на букву..») |
|
27-28 |
Совершенствование воображения. Коррекция развития наглядно-образного мышления. Составление текста по картинкам.
|
— Психогимнастика. — Разминка (вопросы – ответы) — Выполнение упражнений и заданий — Динамическая пауза («Саймон сказал», «Скульптор») — Решение ребусов. |
|
29-30 |
Коррекция развития быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Слова-синонимы. |
— Психогимнастика. — Разминка (вопросы – ответы) — Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Животные — растения») |
|
31-32 |
Коррекция развития концентрации внимания. Совершенствование умения решать нестандартные задачи. |
— Психогимнастика. — Разминка (вопросы – ответы) — Выполнение упражнений и заданий — Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Сосед справа») |
|
33-34 |
Тренировка внимания Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Слова-антонимы. |
— Психогимнастика. — Разминка (вопросы – ответы) — Выполнение упражнений и заданий — Динамическая пауза («Зеркало», «Незнайки») |
|
35-36 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Письмо па памяти. |
— Психогимнастика. — Разминка (вопросы – ответы) — Выполнение упражнений и заданий — Динамическая пауза («Четыре стихии», «Футбол») |
|
37-38 |
Коррекция развития словесно-логического мышленияСовершенствование умения составлять текст по данному началу или концу в устной и письменной форме. |
— Психогимнастика. — Разминка (вопросы – ответы) — Выполнение упражнений и заданий — Динамическая пауза («Что изменилось», «Хор») |
|
39-40 |
Совершенствование воображения. Коррекция развития наглядно-образного мышления. Слова-омонимы.
|
— Психогимнастика. — Разминка (вопросы – ответы) — Выполнение упражнений и заданий — Динамическая пауза («Четыре стихии», «Заверши предложение») — Решение ребусов. |
|
41-42 |
Коррекция восприятия времени. Совершенствование умения воспроизводить последовательность основных жизненных событий. |
— Психогимнастика. — Разминка (вопросы – ответы) — Динамическая пауза («Смена имен») |
|
43-44 |
Коррекция развития концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
— Психогимнастика. — Разминка (вопросы – ответы) — Выполнение упражнений и заданий — Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало») |
|
45-46 |
Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Коррекция развития аналитических способностей и способности рассуждать. |
— Психогимнастика. — Разминка (вопросы – ответы) — Выполнение упражнений и заданий — Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал…»)
|
|
47-48 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Письмо по памяти.
|
— Психогимнастика. — Разминка (вопросы – ответы) — Выполнение упражнений и заданий — Динамическая пауза («Зеваки», «Будь внимателен») |
|
49-51 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Составление текста.
|
— Психогимнастика. — Разминка (вопросы – ответы) — Выполнение упражнений и заданий — Динамическая пауза («Четыре стихии», «Хор») |
|
52-53 |
Коррекция развития логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
— Психогимнастика. — Разминка (вопросы – ответы) — Выполнение упражнений и заданий — Динамическая пауза («Разведчики», «Да — нет») |
|
54-55 |
Совершенствование воображения. Коррекция развития наглядно-образного мышления.
|
— Психогимнастика. — Разминка (вопросы – ответы) — Выполнение упражнений и заданий — Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…») — Решение ребусов. |
|
56-57 |
Коррекция развития быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.
|
— Психогимнастика. — Разминка (вопросы – ответы) — Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Зернышки») |
|
58-59 |
Коррекция развития концентрации внимания. Коррекция развития пространственного восприятия и сенсомоторной координации |
— Психогимнастика. — Разминка (вопросы – ответы) — Выполнение упражнений и заданий — Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало») |
|
60-61 |
Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Коррекция развития аналитических способностей и способности рассуждать. |
— Психогимнастика. — Разминка (вопросы – ответы) — Выполнение упражнений и заданий — Динамическая пауза («Закончи слово», «Саймон сказал»)
|
|
62-63 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций
|
— Психогимнастика. — Разминка (вопросы – ответы) — Выполнение упражнений и заданий — Динамическая пауза («Сосед справа», «Будь внимателен») |
|
64-65 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.
|
— Психогимнастика. — Разминка (вопросы – ответы) — Выполнение упражнений и заданий — Динамическая пауза («Четыре стихии», «Да-нет») |
|
66 |
Коррекция восприятия времени. Работа с календарем и моделью календарного года. |
— Психогимнастика. — Разминка (вопросы – ответы) — Выполнение упражнений и заданий — Динамическая пауза ( «Будь внимателен») |
|
Итого 66 ч. |
|
8. Описание материально-технического обеспечения
Список литературы
1. Шабанова М.А. Социальная адаптация в контексте свободы // Социс – 1995. — №9. – С.81-88.
2. Социальная педагогика / Под общей ред. М.А. Галагузовой. — М., 2000. — С.80.
3. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 312 с.
4. Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии / В.О. Скворцова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 160 с.
5. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системой в группах кратковременного пребывания: Методическое пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. – 2-е изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 128 с.
С.Ю.Казанцева, Н.А. Рукина
6. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе.– М.: Владос, 2001.
7. Специальная педагогика/ Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: «Academa», 2000.
8. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: «Школа – пресс», 1994.
Описание психотехнических игр и упражнений
Упражнения, направленные на развитие навыков саморегуляции, развитии свойств внимания, снятия эмоционального напряжения
- « Нос, пол, потолок»
По команде дети показывают рукой направления: пол, окно, потолок, дверь, нос. Педагог сначала, проговаривая команду, показывает правильно, а затем называет одно направление, а показывает другое. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает ведущий.
- «Гномы – великаны»
По команде «Гномы» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Ведущий сначала правильно показывает команды, затем произносит команду «Гномы», но не приседает и т.д. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает ведущий.
Подобная игра «Четыре стихии». Команды: Земля, воздух, вода, огонь.
- «Саймон сказал…» или «Пожалуйста…»
Ведущий произносит команду выполнить какое – либо действие (подпрыгнуть, повернуться, поднять правую руку). Если в начале команды звучит фраза «Саймон сказал…» или «Пожалуйста…» ее нужно выполнять, если нет, то не стоит. Главное не ошибиться и выполнять команды только с этими фразами.
- «Запрещенное движение»
Предварительно договариваются, какие движения будут « запрещенными». Ведущий показывает какое-либо движение, а остальные его повторяют. Нельзя выполнять «запрещены» движения.
- «Зеркало»
Ведущий показывает какое — либо движение или образ, остальные должны как зеркало точно его скопировать и показать. Выбирается «лучшее зеркало», которое продолжает игру.
- « Веселый счет»
Возможны различные варианты проведения: счет до 10-20 в прямом и обратном порядке, сопровождающийся движениями (мотаем веревочку, поднимаемся по лесенке и т.д.)
— назови «соседей» цифры…
— «да» — «нет». Производится действие с числами, дается ответ, верен он или нет (2+1= 5 «да» – хлопок, «нет» – тишина, можно и покричать)
- «Зоопарк»
Каждый превращается в любое животное, героя сказок, сего характерными движениями, повадками. Остальные пытаются угадать.
Упражнения, направленные на развитие памяти
- «Мы собирались в поход…»
Обыгрывается ситуация сбора в поход. Игра идет по кругу. Первый называет свой предмет, который возьмет с собой, следующий повторяет названный предмет и добавляет свой, и так дальше продолжается по кругу.
- « Что изменилось»
Множество вариантов. Например.
— выложить предметы, картинки. Попросить запомнить. Отвернулись или опустили головы, меняем расположение, количество, состав и т.д. предметов. Затем вопросы о характере изменений.
— 5-6 человек строятся в шеренгу, потом меняется их местоположение. Запомнить, кто, где стоял и вернуть на места.
- « Повтори за мной»
Задание выслушать, запомнить и повторить или продолжить. Зачитываются слова, пары слов, словосочетания, предложения, скороговорки.
- « Кто больше увидит и запомнит»
Детям предлагается за определенный промежуток времени осмотреть и запомнить все предметы, которые есть в комнате. Затем каждый по очереди называет любой предмет обстановки не повторяясь. Выигрывает тот, кто последним называет предмет. Игру можно усложнять, например, называть предметы только на букв, в которых два слога, и т.д.
Упражнения, направленные на развитие мышления
- «Закончи слово, предложение»
Произносится часть слова, предложения. Нужно его продолжить.
- «Назови одним словом»
Предлагается ряд слов, нужно подобрать обобщающее.
- «Превращения слов»
Предлагается ряд слов, их нужно:
-превратить в «большие» (рука — ручище), «маленькие» (дом – домик),
— превратить в похожие слова по смыслу (красивый – прекрасный)
— превратить в «слова – наоборот» (белый — черный)
— «смягчить» (мол – моль) и т.д.
- «Бывает – не бывает»
Предлагается ряд действий, ситуаций. Бывает – хлопок, не бывает – тишина.
- «Что можно сделать с …»
Предлагается любой предмет Нужно придумать как можно больше вариантов его применения, даже самых фантастических
- «Животные – растения»
Называются слова. Если это название растения нужно поднять руки вверх, если животного – хлопок, посторонний предмет – тишина. Возможны варианты.(птица, звери, рыбы; и т.д.)