Проектирование кейсовых заданий на английском языке для развития умений устной аргументации обучающихся 11 классов

Автор: Николаева Александра Вадимовна

ОГЛАВЛЕНИЕ

 TOC \o "1-3" \h \z \u ВВЕДЕНИЕ. 4

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ МЕТОДА КЕЙС-СТАДИ И УСТНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ.. 6

1.1 Определение и основные характеристики метода кейс-стади. 6

1.2 Классификация кейсов и кейсовых заданий. 9

1.3 Принципы и закономерности формирования устно-речевых умений. 11

1.4 Методические принципы использования метода кейс-стади при обучении устной аргументации английскому языку учеников 11 классов…………………….14

Выводы по главе…………………………………………………………………..……16

2 ЭТАП ПРОЕКТИРОВАНИЯ КЕЙСА НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ ДЛЯ 11 КЛАССА…………………………………………………………………………………17

2.1 Анализ УМК…………………………………………………………………………17

2.2 Анализ анкетирования среди обучающихся 11 класса…………………………..20

2.3 Разработка кейса «Достопримечательности в Нью-Йорке»……………………..21

Выводы по главе. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 26

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………………….29

ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………………….31

ПРИЛОЖЕНИЕ 3……………………………………………………………………….34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Межкультурная коммуникация является одной из самых главных аспектов в наши дни, а также она очень сильно влияет на систему образования, в том числе и в нашей стране. Необходимость общества в постоянном развитии и продвижении международных отношений регулирует принципы и технологии обучения, что несомненно запрашивает повсеместное использование современных и активных методов обучения. Один из наиболее распространённых методов инновационного обучения – это метод кейс-стади. Активное взаимодействие учеников в процессе обучения – это одно из требований данного метода. В данной работе определение «кейс-стади» понимается как деятельность, ориентированная на старших школьников, базируемая на представлении реальной ситуации, включающей в себя проблему и пути её решения.

Согласно современному ФГОС, процесс обучения сегодня направлен на повышение познавательного потенциала каждого ученика, развитие способности к изучению материала различного уровня, творческих способностей школьников, а также данный процесс ориентирован на то, чтобы ученики могли овладевать различными новыми системами знаний и расширять свой креативный потенциал. При этом несомненно огромная работа и ответственность возлагается на учителей. В заданным условиях преподавателям необходимо находить активные пути развития программ обучения, а также определить наиболее эффективные приёмы и технологии процесса обучения. В условиях нового ФГОС важнейшая цель при обучении английскому языку – это формирование коммуникативно-языковой компетенции у учеников на различных ступенях образования [18]. В данном случае метод кейс-стади – это один из путей повсеместного использования на практике инновационных технологий педагогики, направленных на решение задач ФГОС.

Умение устной аргументации является одним из главных условий использования метода кейс-стади. С помощью навыка грамотно аргументировать свою позицию обучающиеся смогут свободно выдвигать разные подходы, варианты решения, рассматривать предмет с разных сторон, придумывать оригинальные способы решения. Использование метода кейс-стади при обучении школьников способно помочь формированию положительной мотивации к учёбе, повышению познавательной активности, активному вовлечению учащихся в процесс образования, стимулированию самостоятельной деятельности, развитию творческих способностей и нестандартности мышления.

Данная работа направлена на анализ метода кейс-стади и его влияние на формирование устно-речевых умений на уроках английского языка среди учеников 11 класса.

Таким образом, актуальность данной работы обусловлена необходимостью разработки эффективных упражнений по иностранному языку для формирования умений устно аргументировать свою позицию среди старших школьников. Эффективность обучения обучающихся 11 класса обусловлена выбором средств для поддержания их интереса к выполняемой деятельности. Также актуальность работы связана с недостаточной изученностью проблемы выбора наиболее результативных приёмов обучения иностранному языку с использованием кейс-стади на ступени среднего общего образования.

Объект исследования – процесс формирования навыков устной аргументации при обучении английскому языку обучающихся 11 класса.

Предмет исследования – использование метода кейс-стади для формирования умений устно аргументировать свою позицию у обучающихся 11 класса при обучении английскому языку.

Цель данного исследования: анализ метода кейс-стади и его влияние на формирование устно-речевых умений на уроках английского языка среди обучающихся 11 класса.

Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:

1) проанализировать определения и основные характеристики метода кейс-стади;

2) рассмотреть классификацию кейсов в рамках использования данного метода;

3) описать принципы и закономерности формирования устно-речевых умений;

4) описать методические принципы использования метода кейс-стади при обучении устной аргументации английскому языку учеников 11 классов;

5) на основе полученной информации разработать упражнение на базе метода кейс-стади, способствующие формированию навыков устной аргументации.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ МЕТОДА КЕЙС-СТАДИ И УСТНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ

 1.1 Определение и основные характеристики метода кейс-стади

Существует огромное количество обозначений термина «кейс-метод». Т.Ю. Айкина рассматривает данное определение как метод эффективного проблемно-ситуационного анализа, базируемый на обучении посредством решения определённых задач – ситуаций [1].

Питер Скейлс объясняет данный термин следующим образом: метод кейс-стади – это процесс обучения, учебная деятельность, направленная в целом на школьников и основывающаяся на воспроизведении реальных жизненных ситуаций. Это проблемы или ситуации, сопровождаемые контекстом. Они дают ученикам возможность применения своих знаний, а также развития умений грамотного оформления мыслей и нахождения и дальнейшего решения той или иной проблемы [2].

Кейсы – это ситуации, которые происходят в различных сферах нашей жизни, в дальнейшем описанные и представленные с целью воспроизведения дискуссии среди обучающихся во время образовательного процесса. Основной идеей метода кейс-стади является перемещение фокуса на активную аналитическую деятельность учеников, подразумевающая владение конкретными языковыми средствами [1].

Проанализировав различные позиции рассмотрения термина «кейс-стади», мы можем проследить главную идею данного метода: закрепление знаний и умений с помощью активного взаимодействия обучающихся в процессе разрешения тех или иных ситуаций, направленного на приобретение профессиональных знаний, а также формирование и развитие различных умений и навыков.

Основная мысль данного метода заключается в имитации на уроках английского языка реальной жизненной ситуации. Обучающимся предлагается ознакомиться с задачей, выделить основную проблему, воспользовавшись информацией из данного кейса. Как правило, одного какого-то правильного решения для конкретной ситуации нет, для каждого кейса существует вариация решений и путей выхода из проблемы. Из этого вытекает, что обучающиеся в процессе дискуссии вольны выдвигать целую массу альтернативных решений, непосредственно аргументировав свой выбор. В конце обсуждения ученики выбирают наиболее приемлемый для них вариант решения проблемы. И в завершении всего процесса обучающимся предоставляется возможность сравнить выбранную ими альтернативу с решением, принятым в реальных условиях [17].

Согласно современному ФГОС, в основе образовательного процесса заложен системно-деятельностный подход, соответственно, школьник является активным и ведущим субъектом учебного процесса. По тому же принципу и построен метод кейс-стади: ученик – это главное действующее лицо, а преподаватель английского языка лишь производит контроль над данным процессом, а также подсказывает, в какую сторону лучше направить свои мысли, чтобы прийти к решению проблемы. Для того, чтобы помочь сформировать и развить у обучающихся коммуникативную компетенцию, учителю необходимо следить за тем, чтобы в процессе говорения ученики уделяли внимание структуре, грамматике, логике высказываний и грамотному использованию лексических единиц. Если же ученики допускают те или иные ошибки, преподавателю важно осторожно намекнуть на них ученику и посредством наводящих вопросов дать ему возможность скорректировать свою мысль [10].

Кейс-метод представляет собой большую сложную сеть, содержащую в себе множество простых методов, таких как: системный анализ, описательный метод, дискуссии и дебаты, моделирование, игровые методы, проблемный метод, мысленный эксперимент, «brainstorm» и другие. Обучающий кейс представляет собой стандартные языковые проблемы, встречающиеся нам повсеместно в привычных нам жизненных реалиях. У данного метода есть огромный потенциал в формировании коммуникативно-языковой компетенции среди обучающихся старших классов. Всё это вытекает из того, что посредством метода кейс-стади на уроках иностранного языка он позволяет обучающимся делиться и обмениваться информацией, а это не только повышает мотивацию к воспроизведению устной речи на английском языке, а также способствует развитию умений анализировать ситуации и проблемы и навыков диалогической и монологической речи [11].

Для учеников старших классов ценен непосредственно процесс изучения и анализа кейса, поиска путей выхода из ситуации, а также большую ценность для них играет желание респектабельно проявить себя в процессе дискуссии и компетентно аргументировать свой выбор решения проблемы на английском языке.

Метод кейс-стади относится к интерактивным методам обучения, так как он содержит в себе следующие задачи:

1) способствует развитию коммуникативной компетенции, помогает образовать эмоциональную связь между учениками;

2) позволяет решать информационную задачу, так как обучающимся предоставляется необходимая информация, при отсутствии которой реализация взаимосвязи невозможна;

3) позволяет сформировать и развить такие умения и навыки, как: анализ, синтез, постановка целей и задач и другие, позволяющие обеспечить решение обучающих задач;

4) продвигает воспитательную задачу, так как идёт привитие обучающимся привычки работать в коллективе и прислушиваться к мнению одноклассников [10].

Обучающий кейс включает в себя:

1) ситуацию (какая-либо проблема, история из реальной жизни, случай);

2) контекст ситуации (исторический, хронологический, особенности действия участников ситуации);

3) комментарий ситуации;

4) задания для работы с кейсом;

5) различные приложения [11].

Ю.П. Сурмин в своих работах сказал, что абсолютно любой кейс должен содержать в себе следующий набор требований [17]:

1) быть основанным на реальных событиях, фактах;

2) быть оформленным таким образом, чтобы была возможность установить баланс между накопленным жизненным опытом учеников старших классов и проблемами из реальной жизни, которые могут им встретиться в будущем;

3) позволять интерпретировать информацию под каждого участника образовательного процесса;

4) включать проблемы и конфликты;

5) быть рассматриваемым и посильным для решения при определённых временных рамках, а также индивидуальных особенностях и уровне каждого обучающегося;

6) допускать разные варианты путей выхода из ситуации [18].

Метод кейс-стади полностью соответствует поставленным перед преподавателем задачам. Кейс – это заранее подготовленный материал, описывающий проблемную ситуацию, приближенную к реальной жизни, а также основанную на жизненном опыте. При этом одного определённого правильного решения для конкретной ситуации нет, для каждого кейса существует вариация решений и путей выхода из проблемы. Работа с кейсом включает в себя анализ проблемы, дискуссию и совместный поиск решения, но учитель играет лишь роль консультанта.

1.2 Классификация кейсов и кейсовых заданий

Кейсы классифицируются по различным принципам. Один из самых распространённых подходов в классифицировании кейсов – это их сложность.

При этом различают:

1) иллюстративные учебные ситуации – это кейсы, целью которых является обучение определённому алгоритму, согласно которому ученики в конечном итоге принимают конкретное решение в различных ситуациях;

2) учебные ситуации (содержащие проблему) – это кейсы, включающие в себя формирование проблемы; они содержат в себе описание ситуации в определённый период временной промежуток, а также чёткую формулировку проблемы. Целью такого кейса является диагностика ситуации и поиск, а в дальнейшем – принятие решения по конкретной проблеме;

3) учебные ситуации (не содержащие в себе проблемы) – это кейсы, не включающие в себя формирование проблемы; в данном случае идёт описание более сложной (в отличие от предыдущего типа) ситуация, в которой уже чёткая формулировка проблемы отсутствует, предоставлен лишь набор различных данных: оценка общественного мнения, органов власти и т.д. Целью данного типа кейсов выступает индивидуальный поиск проблемы, а также нахождение различных альтернатив для решения проблема, включая анализ определённых ресурсов;

4) прикладные упражнения – это тип кейсов, который включает в себя описание определённой ситуации, а также задачу по поиску её решения. Целью данного кейса является нахождение путей выхода из определённой ситуации [4].

Кейсы могут быть классифицированы, исходя из целей и задач процесса обучения. В этом случае могут быть выделены следующие типы кейсов:

Также кейсы классифицируются согласно целям и задачам процесса обучения:

1) обучающие анализу и оценке;

2) обучающие решению проблем и принятию решений;

3) иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом [7].

Заслуживает внимания классификация кейсов, приведенная Н. Федяниным и В. Давиденко, хорошо знакомыми с зарубежным опытом использования метода case-study:

Далее представлена классификация, разработанная Н. Федяниным и В. Давиденко, имеющим большой опыт использования метода кейс-стади за рубежом:

1) highly structured или структурированный кейс – это тип кейс, включающий в себя минимум второстепенной информации; чтобы решить проблему, заданную в кейсе, ученику необходимо использовать конкретную модель или формулу; у данных кейсов обычно как правило существуют оптимальные альтернативные пути решения;

2) short vignetts или небольшие наброски – это кейсы, включающие в себя 1-10 текстовых страниц и 1-2 страницы, содержащие приложения; данный тип кейсов даёт только основные моменты; при анализе такого кейса ученику необходимо применить свои знания и опыт;

3) long unstructured cases или большие неструктурированные кейсы – это большие и самые трудные по сравнению с другими учебными заданиями такого типа кейсы, объём которых может быть до 50 страниц; информация, предоставляемая в данных кейсах, очень подробная, даже если часть из неё совсем не требуется для решения задачи, кроме того, требуемая для полной создания картины информация может просто отсутствовать; ученикам необходимо замечать данные моменты, сбивающие с толку и суметь справиться с заданием грамотно;

4) ground breaking cases или первооткрывательские кейсы – это тип кейсов, при котором школьникам необходимо не только уметь использовать изученные ранее теоретические материалы и закрепить уже имеющиеся знания и умения, а также и выдвинуть что-то совершенно инновационное; роль школьников – исследователи [4].

В зависимости от того, содержит и кейс в себе какой-либо сюжет или нет, кейсы подразделяются на два вида: сюжетные и бессюжетные. Сюжетные кейсы подразумевают под собой рассказ о каких-либо ситуациях, включая действующие лица, конкретное время и место. В отличие от них, бессюжетные кейсы ставят сюжет на второй план, так как подробное представление сюжетной линии во многом раскрывает решение [7].

Кейсы могут принимать абсолютно различные формы: от малого количества страниц до больших объёмов текста. Несомненно, необходимо понимать, что чем больше по объёму кейс, тем сложнее с ним работать, особенно если работа с подобным методом происходит в первый раз. Кейс способен включать в себя одну историю или же множество историй, создающих одну основную. Не существует конкретных конструкций представления кейсов. Обычно кейсы идут в электронном или печатном формате, но если привнести в кейс визуальные компоненты, такие как: фото, диаграммы, таблицы, схемы, модели и т.д., то он станет более наглядным. Лучше всего преподносить материалы кейсов распечатанными или же в электронном формате, так как такую информацию легче воспринимать, нежели аудиозаписи или видео-формат. Это может привести к искажению воспринимаемого материала и впоследствии к ошибкам.

Как итог, существует большое количество классификаций и, соответственно, типов кейсов. Важно выбрать для своей профессиональной сферы нужный. Использование метода кейс-стади на уроках английского языка помогает развитию такого умений, как: анализ ситуации, оценка различных приемлемых альтернатив, выбор оптимального варианта решения, а также конструирование алгоритма для его поиска.

1.3 Принципы и закономерности формирования устно-речевых умений

В процессе обучения иностранному языку речь должна плавно перетекать в язык. Данный принцип редко является реализованным в школьной практике. Но тем не менее это один из основных и немаловажных пунктов в современной методике. Только следуя данному принципу речевые умения развиваются должным образом. В школах повсеместно встречается проблема: учебный процесс состоит из изучения языковых правил, но к речи обучающиеся приступают редко или же не доходят до неё вообще.

Одна из базовых причин недостаточного уровня овладения устной речью – это несоответствие неким законам формирования и в дальнейшем развития данных навыков и умений.

Устно-речевые умения содержат в себе определённый набор характерных черт, позволяющих судить о ступени их формирования, а конкретно: бессознательность, полная автоматизация, абсолютное соотношение с языковыми нормами, скорость выполнения, устойчивость – аналогичность речи самой себе вне зависимости от изменяющихся обстоятельств. В том случае, если все характеристики устно-речевых умений соотносятся с ранее указанными – эти умения считаются полностью сформированными. Данные умения и навыки содержат в себе фонетический, лексический и грамматический навыки, также технические навыки чтения и письма.

Для высокоуровневой коммуникации не хватит лишь речевых навыков. Школьникам следует произвольно и осознанно менять выбор и сочетание речевых операций (навыков) в зависимости от цели, ситуации и типа коммуникативного партнёра. Если у ученика отсутствуют затруднения с этими пунктами – это значит, что коммуникативные или коммуникативно-речевые умения уже сформированы. Наличие такого умения означает обладать умением правильного выбора стиля речи, подчинения формы речевого высказывания задачам коммуникации, а также употребления наиболее эффективных языковых и неязыковых средств.

И.А. Зимняя умение говорить на английском языке выражает следующим образом: это «способность человека выражать мысли или воспринимать высказывания изучаемого языка» [6].

Обладать умением говорения – это значит обладать способностью передачи и обмена мыслей. Данное умение подразделяется на диалогическую и монологическую речь. Так, мы можем выделить ещё два навыка: первое – умение логически связывать части текста, высказывания, и – навык моментально реагировать на высказывания коммуникативного партнёра.

Навыки и знания являются базой всех умений. Содержание устного текста – это основа умений, соответственно, форма – это база навыков. В ситуации если школьник овладевает в полной мере лексическими, грамматическими и фонетическими средствами, то он может отойти от схемы построения самого высказывания, а уделить внимание такому пункту как содержание. Навык является автоматизированной составляющей умения. Умение, как правило, включает в себя только творческую составляющую. В частоте случаев в образовательных учреждениях успешно удается достичь лишь совершенствования навыков, но не умений.

Необходимо держать в памяти тот факт, что при изучении английского языка нельзя резко перейти на следующий этап без ознакомления и закрепления предыдущего, без овладения навыками и умениями на предшествующей ступени. Абсолютно на каждом этапе материал должен быть закреплён и тщательно отработан для продвижения к следующему разделу обучения.

Базируясь на вышеперечисленных фактах, можно сформулировать ряд педагогических требований, с помощью которых устно-речевые умения среди школьников будут совершенствоваться:

1) создать условия для более полного формирования языковой среды на уроках английского языка;

2) обеспечить благоприятную атмосферу на уроках;

3) создать личностно-значимый урок, основываясь на индивидуально возрастные и психологические особенности обучающихся;

4) обучать иностранному языку, основываясь на принципе формирования и совершенствования коммуникативной компетенции;

5) корректировать учебный процесс согласно современным инновационным достижениям лингводидактики и лингвопсихологии [15].

Таким образом, можно утверждать, что существующие минусы подбора учебного материала, средств обучения, а также организации учебного процесса не должны препятствовать формированию и совершенствованию устно-речевых умений. Тщательно проработанные педагогические методы, используемые на уроках английского языка, а также разнообразные дополнительные материалы помогут успешной организации процесса изучения английского языка с целью овладения школьниками такими навыками как устная аргументация.

1.4 Методические принципы использования метода кейс-стади при обучении устной аргументации английскому языку учеников 11 классов

Использование метода кейс-стади в учебном процессе предполагает содержание в себе своих особенностей. Формирование кейса – это целая система, долгий и кропотливый процесс. С.Ю. Попова и Е.В. Пронина отмечают некоторые критерии, которые необходимо учитывать при создании кейса: он должен соответствовать принципу посильности, т.е. должен быть весьма нетрудным для понимания; соотноситься с задачами, которые предстают перед обучающимися в реальной жизни; соответствовать современной действительности, а также быть представлен в довольно тактичной форме.

С.Ю. Попова и Е.В. Пронина выдвигают идею содержания кейса следующим образом:

1) введение, содержащее в себе персонажа или персонажей кейса, история, повествуемая в кейсе, а также временные рамки описания представленных событий;

2) основная часть, включающая в себя главную информацию, кульминацию, внутреннюю интригу и непосредственно саму проблему;

3) заключительный этап – поиск путей решения и принятие наиболее приемлемого для решения данной ситуации.

После содержания кейса можно имеют место быть вопросы к нему, а также различные приложения и дополнительные материалы, например, схемы, диаграммы, таблицы, картинки и т.д. [16]

М.А. Корнеева предлагает следующие требования для создания качественного кейса:

1) необходимо учитывать уровень и опыт аудитории;

2) нужно подбирать ситуации и проблемы, работающие на перспективу;

3) любой кейс должен содержать в себе актуальные задачи;

4) в кейс следует закладывать цитаты для придания реалистичности;

5) кейс должен соответствовать педагогическим целям;

6) подразумевает принятие конкретного решения;

7) включает вывод и этап рефлексии по окончании работы;

8) кейс должен быть небольшим по объёму и соответствовать возрастным и психологическим особенностям обучающихся [20].

Урок английского языка на основе кейс-технологии можно построить по следующей концепции:

Урок английского языка может быть построен по следующим принципам:

1) первая группа упражнений: вводные упражнения или starting up, цель которых – это обучение лексике, а также формирование и развитие устно-речевых навыков;

2) вторая группа упражнений: аудирование или listening. Упражнения этого раздела подразумевают формирование и развитие навыков аудирования, письма, а также на освоение новых лексических единиц и закрепление их на практике посредством использования для аргументации совей позиции в устной форме;

3) третья группа упражнений: чтение или reading. Данная группа упражнение нацелена на формирование и развитие навыков чтения, понимания текста на английском языке и освоение нового лексического материала по теме урока, а также использования его в устной речи;

4) четвертая группа упражнений: повторение и закрепление грамматики или grammar review посредством использования грамматических структур для устной аргументации;

5) пятая группа упражнений: изучение проблемы или соответственно case study [12].

Как итог, метод кейс-стади предоставляет возможность не только для активизации теоретических знаний и применения опыта на практике, но и также формированию и совершенствованию монологического и диалогического умений рассуждения и высказывания своих мыслей, мнений, идей, предположений; принятию различных альтернатив, устной аргументации собственной позиции по поводу решения той или иной проблемы; проявлению и развитию анализа и оценивания ситуации, а также готовности к работе в коллективе [21].

 

 

Выводы по главе

Подведя итог, можно произвести следующие выводы:

1) в основе кейса может быть заложена социальные проблемы, наука, образование, факты из реальной жизни;

2) Метод кейс-стади позволяет сформировать и развить аналитические, практические, творческие, коммуникативные, социокультурные навыки, а также навыки саморефлексии, которые представляют собой неотъемлемую часть методической компетенции.

Плюсы в применении данного метода заключаются в прекрасной возможности создания условий для закрепления пройденного материала, осмыслении проблемы, представленной в кейсе, а также приобретения и использования на практике различных знаний и умений, включая устно-речевые.

Выбирая работу по данному методу, необходимо учитывать уровень знаний и ступень обучения учеников, а также индивидуальные особенности, потребности, опыт и интересы обучающихся. А также важным фактором является высокая квалификация учителя, так как кейсы и работа на уроке в целом должны быть грамотно и тщательно продуманы и представлены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ЭТАП ПРОЕКТИРОВАНИЯ КЕЙСА НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ ДЛЯ 11 КЛАССА

2.1 Анализ УМК

Овладение обучающимися старших классов неподготовленной спонтанной устной речью в рамках образовательной программы является основной целью обучения устной речи в 10-11 классах. Речевая ситуация определяет устную речь. Если рассматривать критерии оценивания достижения определённого уровня овладения устной речью со стороны, беря во внимание критерии оценивания ЕГЭ, то на базовом уровне берётся лишь оценка и проверка базовых умений диалогической речи, а монологическая речь проверяется уже в соответствии с углублённым уровнем изучения английского языка.

Современные условия образования ставят перед преподавателями и администрацией школы трудную задачу, а именно: выбор УМК в соотношении с примерными результатами обучения согласно ФГОС. Эффективность работы и методика обеспечивает качество УМК. Учебно-методический комплекс должен содержать в себе набор определённых требований, таких как: объективное отражение явлений и событий англоговорящих стран, их устои и обычаи, уклад жизни, а также параллель с социокультурной спецификой нашей страны.

ЕГЭ, являясь формой итогового контроля, очень сильно повлиял на основное содержание упражнений, тем, сфер общения и разделов дидактической стороны учебника, а также набором требований к уроку и к учебному процессу в целом. В наши дни есть множество инновационных видов учебных пособий по английскому языку, базируемых на современных теоретических критериях, которые учитывают временные разработки в методике, дидактике, психологии, психолингвистике и лингвистике. Преподаватель каждый раз должен прикладывать невероятные усилия, чтобы уметь ориентироваться в огромном множестве УМК.

Задача заключается в том, чтобы проанализировать УМК «Spotlight 11» (Английский язык. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / [О.В. Афанасьева, Дж. Дули, И.В. Михеева и др.]. M.: Express Publishing: Просвещение, 2009, 256 с., ссылка на электронный ресурс: Учебник Английский язык в фокусе 11 класс Афанасьева Дули Михеева (uchebniki-shkola.com)) на соответствие заданиям устной части формата ЕГЭ.

Устный этап в ЕГЭ делится на 4 задания:

1) чтение небольшого отрывка текста вслух;

2) ознакомление с рекламным объявлением, а затем задача 4 вопросов на основе клише;

3) прохождение интервью на заданную актуальную тему, задача состоит в том, чтобы ответить на 5 вопросов;

4) обоснование и выражение своего мнения по проектной работе (проиллюстрировано двумя фотографиями).

При разработке данного УМК были учтены требования ФГОС, Европейские стандарты в области изучения иностранных языков, более того – авторская методическая концепция линии УМК «Английский в фокусе» (Spotlight). Авторы данного учебно-методического пособия выделяют такую характерную отличительную черту, как модульный подход в серии «Английский в фокусе» в сочетании с ФГОС и Европейским стандартом, отмечая, что он является абсолютным отражением базового уровня подготовки обучающихся на ступени старших классов, а также он конкретизирует тем, содержащихся в ФГОС, открывая возможность для осуществления разностороннего развитие обучающихся. По окончании учебного процесса выпускники должны будут обладать знаниями и компетенциями согласно уровню B2 в соответствии с общеевропейскими стандартами. Выделяется 105 учебных часов в год для дальнейшего изучения дисциплины, что составляет 3 часа в неделю.

Данный УМК содержит в себе:

1) учебник для обучающихся;

2) рабочая тетрадь;

3) книга для учителя;

4) языковой портфель ученика;

5) книга для чтения;

6) аудио-курс к книге для чтения;

7) аудио-курс для занятий в классе;

8) электронное приложение к учебнику с аудио-курсом для самостоятельных занятий дома;

9) контрольные задания.

В учебник входит 8 модулей. Каждый модуль рассчитан на 9 академических часов. В каждом модуле есть основные подразделы: «Reading Skills», содержащий в себе: «Vocabulary», «Grammar», «Writing», «Speaking», затем идёт «Listening & Speaking Skills», включающий в себя «Vocabulary», «Listening», «Everyday English», «Reading», «Speaking», «Say it right», «Idioms» и «Think». Далее идёт раздел «Grammar in Use», который подразумевает под собой работу над грамматической составляющей, а также «Literature» и «Science» – разделы, которые знакомят обучающихся с произведениями великих писателей, а также предоставляюи их биографию. Затем идёт раздел «Writing Skills», включающий в себя совершенствование навыков письменной речи. «Culture Corner» знакомит школьников с культурой и жизнью жителей англоговорящих стран в соотношении с принципом интернациональной вариативности и диалога культур. «Across the Curriculum» представляет собой применение английского языка как средства получения информации. «Going Green» повышает осведомлённость обучающихся в сфере экологии посредством тщательно подобранных текстов. Целью «Spotlight on Exams» возможность ознакомиться обучающихся с заданиями формата ЕГЭ. В завершении модуля находится «Progress Check», включающий в себя проверку знаний по изученным лексическим и грамматическим темам, а также умений чтения, письма и говорения.

Вдаваясь в подробности заданий, можно увидеть, что для отработки заданий ЕГЭ устной части первого типа находится лишь небольшое количество заданий. Например, на страницах 99, 135 и 163. На странице 65 размещено задание, касающееся прослушивания и чтения текста, которое в принципе является полезным для подготовки. Но данное задание является единственным во всём учебнике. Далее в учебнике можно увидеть множество заданий на аудирование, что, по мнению, авторов, является достаточным для подготовки чтения вслух.

Также в учебнике есть задания, приближенные ко 2 типу заданий устной части ЕГЭ: страницы 61, 153, 163. Они полностью соотносятся с данным типом задания. Данные упражнения можно с легкостью использовать для подготовки к экзамену, а также с целью развития устно-речевых умений.

Касаемо 3 и 4 типа заданий, такие задания тоже присутствуют в учебнике. Например, страницы 11, 43, 81, 117, 164, 165. Единственный минус – отсутствие клише, присутствует лишь план ответа без опорного материала. Также отсутствуют критерии оценивания и набора требований в формулировке самого задания.

Подводя итоги анализа заданий и упражнений УМК с точки зрения поиска заданий для развития устной речи в рамках экзамена ЕГЭ, можно отметить, что данный учебно-методический комплекс не содержит в себе достаточное количество материала для подготовки к устной части экзамена. Необходимо заполнять процесс подготовки дополнительными упражнениями, помимо УМК.

Если рассматривать большинство заданий в целом на формирование устно-речевых умений, почти все они не представляют никакой ситуативности, лишь отдельные вопросы, вопросы по тексту или же обсуждение иллюстративной составляющей. Многие из заданий, содержащих долю ситуативности, не особо релевантны интересам старшеклассников, а также не в полной мере представляют ситуации из реальной жизни, с которыми обучающиеся уже столкнулись или встретятся в будущем. Есть большая потребность использования дополнительных материалов для развития устно-речевых умений.

2.2 Анализ анкетирования среди обучающихся 11 класса

Основа исследования: социологический опрос. Данный опрос был проведен среди обучающихся 11 класса «МБОУ СШ №27» с целью выявить трудности в говорении на уроках английского языка, а также продиагностировать необходимость введения такого метода как кейс-стади в образовательный процесс.

Цель: исследовать и выявить проблему разработки практических методов применения кейс-технологии, дающей обучающимся возможность заниматься ситуационным анализом с целью развития устной аргументации на уроках английского языка.

Задачи исследования:

1)              Провести анкетирование среди обучающихся 11 класса (Приложение 1)

2)              Установить наиболее сложный компонент изучения английского языка.

3)              Исследовать трудности при устном аргументировании своей позиции на уроках английского языка.

4)              Выявить потребность\отсутствие потребности во внедрении метода кейс-стади на уроках английского языка для развития устно-речевых умений;

5)              Сравнить, сопоставить и проанализировать все собранные данные, исходя из опроса.

Актуальность исследования. Одной из самых актуальных проблем в методике обучения иностранному языку является проблема формирования и развитие устно-речевых навыков. Необходимость выяснить проблемы в говорении на уроках английского языка, а также диагностика потребности или отсутствия потребности

Объект исследования – обучающиеся 11 класса «МБОУ СШ №27».

Предмет исследования – уровень развития устно-речевых умений при высказывании совей позиции на уроках английского языка среди старшеклассников.

Методы исследования:

1.               Провести опрос среди респондентов, используя анкету (Приложение 1).

2.               Анализ предоставленных данных, получение выводов.

3.               Систематизация выводов, полученных в ходе анкетирования, и представление результатов в графическом виде (диаграммы).

Результаты исследования

В ходе исследования было опрошено 26 учеников 11 класса «МБОУ СШ №27».

Результаты анкетирования (Приложение 2)

2.3 Разработка кейса «Достопримечательности в Нью-Йорке»

Кейс 1. (Приложение 2)

«Достопримечательности в Нью-Йорке»

Вид кейса: обучающий

Тип кейса: аналитический, сюжетный

Класс: 11

Ситуативное проблемное задание.

Представьте случай. Вы являетесь работником тур фирмы. Вам необходимо стать организатором путешествия в Нью-Йорк для конкретной группы людей.

Ваша задача: провести анализ информации, предложенной на карточках, а также необходимо выбрать оптимальные варианты размещения и проведения досуга.

Краткое описание работы с кейсом:

1) данный кейс выдаётся обучающимся, для ознакомления с ним будет достаточно 10 минут;

2) класс делится на 3 группы, каждая из которых является конкретной туристической организацией; каждая группа подробно разбирает кейс; кейс включает в себя необходимую информацию о различных знаковых местах Нью-Йорка; перед обучающимися стоит задача ознакомления с кейсом и дискуссия, в ходе которой будет выбран оптимальный вариант его решения;

3) на заключительном этапе старшеклассники представляют итоги решения кейса, а именно разработанный вариант маршрута;

4) оценивание работы групп и отдельных учеников согласно целесообразности выбора достопримечательностей и с точки зрения полноты и грамотности ответа учеников;

5) рефлексия.

Содержание кейса

Ключевые моменты:

1) агенты, работающие в туристических фирмах очень опытны в своём деле, и часто сталкиваются с подобными задачами организации групповых и индивидуальных поездок;

2) разработка тура является достаточно трудной задачей, учитывая тот факт, что необходимо соблюсти много факторов: бюджет, длительность, наполнение мероприятиями, а также личные предпочтения каждого из путешественников.

Основная задача

Необходимо вообразить ситуацию, в рамках которой вы являетесь работником туристической организации. В вашу фирму обратились персоны (семья с двумя детьми, семейная пара преклонного возраста, группа друзей), желающие поехать в Нью-Йорк на два дня. Им нужна ваша помощь. От вас требуется провести анализ информации, а также необходимо выбрать оптимальные варианты размещения и осмотр знаковых мест Нью-Йорка.

Набор требований к путешествию:

1) поездка длится 2 дня;

2) необходимо выбрать наиболее приемлемое размещение для той или иной группы;

3) необходимо также выбрать наиболее оптимальный маршрут посещения достопримечательностей для определённой группы (не больше 2 мест за 1 день).

Инструкция к заданию:

1) ознакомиться с информацией про путешественников;

2) ознакомиться с информацией об отелях;

3) выбрать наиболее оптимальную альтернативу размещения;

4) ознакомиться с информацией о базовых достопримечательностях Нью-Йорка и разработать маршрут в соответствии с запросами и интересами конкретной группы;

5) предоставить все необходимые результаты работы классу и учителю.

Критерии оценивания:

1) соответствие задаче кейса (были соблюдены все необходимые требования к поездке, есть план путешествия на двое суток, представлен оптимальная альтернатива размещения, а также учтены интересы и запросы клиентов);

2) активное участие в дискуссии, обсуждении кейса между собой;

3) устное представление результатов работы, подкреплённое весомыми/ значимыми аргументами;

5) языковая беглость и грамотность, а также разнообразие лексических единиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе

В данной части работы был проанализирован учебно-методический комплекс «Spotlight 11» с целью выявления слабых сторон в создании заданий и упражнений согласно подготовке к устной части ЕГЭ, а также развития устно-речевых умений. Также были рассмотрены задания на говорение с точки зрения наличия в них ситуативности. Как итог, данный УМК не достаточно хорошо проработан в плане разработки заданий на развитие устно-речевой компетенции, необходимо использовать дополнительные материалы.

Также были проанализированы результаты анкетирования среди обучающихся 11 класса. Было выявлено, что ученикам сложно выражать свои мысли на английском языке в устной форме, а также необходима разработка дополнительных материалов согласно методу кейс-стади для разнообразия учебного процесса, повышения интереса учеников, а также для развития умений устной аргументации своей позиции.

Также был разработан кейс-продукт. Проектирование кейса происходило согласно всем вышеперечисленным критериям и принципам, а также исходя из интересов и потребностей школьников. Данный кейс нуждается в апробации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Метод кейс-стади является инновационным и современным. Его использование всё больше набирает популярность среди преподавателей общеобразовательных учреждений. Использование данного метода соответствует принципам ФГОС.

У метода кейс-стади есть много особенностей, такие как: возможность поработать всему коллективу над одной проблемой, использовать и структурировать полученную информацию, работать в условиях временных рамок, использовать принципы проблемного обучения и т.д.

В рамках работы с методом кейс-стади был разработан кейс «Достопримечательности в Нью-Йорке» согласно всем критериям и принципам создания кейса для дальнейшей апробации среди учеников 11 класса.

Кейс-метод – это один из видов интерактивных технологий. Кейсы основываются на реальных фактах из жизни, с какими-то проблемами, с которыми школьники либо уже сталкивались, либо им ещё только предстоит это сделать. Использование кейс-стади на уроках английского языка гарантирует не сколько на овладение какими-то знаниями, а скорее применение их на практике, а также закрепление определённых навыков, таких как устно-речевые. Кейсы активизируют работу обучающихся на уроках, развивают аналитические и коммуникативные способности, позволяя ученикам столкнутся с интересными ситуациями из жизни лицом к лицу.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1)              Айкина Т.Ю. Метод кейсов в формировании коммуникативной компетенции студентов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 1 (129). С. 58–60 (Дата обращения: 10.01.2023).

2)              Велиева Наиля О некоторых моментах использования метода кейсов в обучении иностранному языку // Проблемы Науки. 2016. №12 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/onekotoryhmomentahispolzovaniyametodakeysovvobucheniiinostrannomuyazyku-1 (Дата обращения: 09.01.2023).

3)              Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. – М.: Педагогика, 1982. – С. 264–269 (Дата обращения: 13.01.2023).

4)              Гейхман, Л.К. Дистанционное образование в свете интерактивного подхода / Л.К. Гейхман // Матер. II Международ. Науч.-практ. конф. (Пермь, 6-8 февраля 2007 г.). – Пермь: Изд-во ПГТУ, 2006. — C.25-32 (Дата обращения: 17.01.2023).

5)              Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с. (Дата обращения: 15.01.2023)

6)              Зимняя, И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. [Текст] / И.А. Зимняя. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000 (Дата обращения: 15.01.2023).

7)              Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru (Дата обращения: 13.01.2023).

8)              Ковшиков В.А., Пухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. – М.: Астрель, 2007. – 303 с. (Дата обращения: 10.01.2023).

9)              Комарова Ю.А., Мирзалиева Д.Р. Особенности обучения англоязычной эмоционально-окрашенной монологической речи учащихся старших классов. // Методика обучения иностранному языку: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – С. 26-42 (Дата обращения: 09.01.2023).

10)          Крутилин В.А. Интерактивные методы в практике преподавания маркетинга: методическое пособие. – М.: РосНИИкадры, 2003. – 156 с. (Дата обращения: 15.01.2023).

11)          Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод: общие понятия // Маркетинг. – 1999. – № 1. – С. 109-117 (Дата обращения: 17.01.2023).

12)          Павленко В. Г. Применение кейс-метода при обучении английского языка в неязыковом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 17. — С. 534–538. — URL: http://e-koncept.ru/2016/46282.htm (дата обращения: 18.01.2023).

13)          Пассов, Е.И. Проблемы коммуникативных методов обучения иноязычной речевой деятельности [Текст] / Е.И. Пассов. — М.: Воронеж, 1992. (Дата обращения: 17.01.2023).

14)          Пассов, Е.И. Прогрессивная концепция иноязычного образования [Текст] / Е.И. Пассов. — М.: Титул, 2000. С. 73-75. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18547/ (дата обращения15.01.2023).

15)          Пикеева, Е. Н. Педагогические условия развития устной речи на уроках английского языка / Е. Н. Пикеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9.1 (89.1). — С. 73-75. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18547/ (дата обращения: 18.01.2023).

16)          Попова С.Ю. Современные образовательные технологии. Кейс-стади: учебное пособие для академического бакалавриата / С. Ю. Попова, Е. В. Пронина. Москва: Юрайт, 2017. 113 с. (Дата обращения: 10.01.2023).

17)          Сурмин Ю.П. Ситуационный анализ или анатомия кейс-метода – К.: Центр инноваций и развития, 2002. – 286 с. (Дата обращения: 13.01.2023).

18)          Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0 (Дата обращения:15.01.2023).

19)          Щербатых Л. Н. Метод Case Study в обучении английскому языку старшеклассников // Известия высших учебных заведении: Гуманитарные науки. Иваново: Изд-во ИГХТУ, 2013. № 3. С. 235 —240 (Дата обращения: 13.01.2023).

20)          Якубова, Д. Р. Сase study как один из инновационных методов преподавания английского языка учащимся старших классов / Д. Р. Якубова, Е. В. Самсонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 172-175. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64627/ (дата обращения: 09.01.2023).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета

1.               С какой целью Вы изучаете английский язык?

1)              Общаться с носителями языка

2)              Для будущей профессии

3)              Родители заставляют

4)              Получить хорошие оценки в школе

5)              Другое:

2.               Нравятся ли Вам уроки английского языка в Вашей школе?

1)              Да, очень

2)              Иногда

3)              Нет

3.               Какой компонент для Вас является самым трудным при изучении английского языка?

1)              Аудирование

2)              Грамматика

3)              Запоминание слов

4)              Письмо или эссе

5)              Устная часть

4.               Сложно ли Вам начать разговор на английском языке?

1)              Не вызывает затруднений

2)              Есть небольшие трудности

3)              Сложно

5.               Что для Вас самое сложное в говорении на английском языке?

1)              Незнание слов или сложность в их подборе

2)              Присутствует языковой барьер

3)              Сложно логически выстроить мысли

4)              Отсутствие желания говорить на заданную тему

5)              Другое:

6.               Как часто Вы обсуждаете различные заданные ситуации на уроках английского языка?

1)              Каждый урок

2)              Достаточно часто

3)              Редко

4)              Не обсуждаем

7.               Сложно ли Вам аргументировать свою позицию во время обсуждения тех или иных ситуаций?

1)              Не вызывает затруднений

2)              Есть небольшие трудности

3)              Сложно

8.               Интересны ли Вам ситуации, которые обсуждаются на уроках английского языка?

1)              Да, очень

2)              Время от времени

3)              Редко бывают интересными

4)              Нет

9.               Как обычно вводится тема для обсуждения?

1)              Берём ситуацию из учебника

2)              Учитель раздаёт карточки с разными темами

3)              Учитель устно вводит проблему для обсуждения

4)              Одноклассники задают тему для обсуждения

10.           Хотелось бы Вам больше дискутировать на разные темы, интересные Вам, на уроках английского языка?

1)              Да, можно больше

2)              И так всё устраивает

3)              Нет

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Были получены следующие данные:

Наиболее трудными компонентами при изучении английского языка среди 11-классников являются аудирование (27%) и устная часть (35%). В классе присутствуют проблемы с выражением своих мыслей в устной форме.

 

Данные показывают следующую статистику: у большинства учеников присутствуют трудности в высказывании мыслей при устном ответе, и одной из главных причин является языковой барьер.

 

 

И, наконец, проанализировав, данные, можно увидеть, что обсуждение различных ситуаций на уроке вызывает у учеников интерес. Подавляющее большинство учеников хотело бы чаще вводить такую практику как дискуссия на различные темы на уроках английского языка.

 

 

 

Собрав все данные, можем сделать выводы, что цель нашего исследования имеет место быть. Проблема действительно актуальна. Обучающиеся частично готовы к внедрению метода кейс-стади в образовательный процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Информация об отдыхающих

Группа 1

 

Группа 2

 

Группа 3

 

Информация об отелях:

1 отель

 

 

 

 

 

 

 

2 отель

 

3 отель

 

×
×