Автор: Николаева Ирина Владимировна
VI районная научно-практическая конференция
«Первые шаги в науку»,
посвященная 250 – летию Н.М. Карамзина
Грызть карандаш — вредная привычка школьников
Автор: Перелева Виктория Сергеевна
3 «а» класс
МБОУ «Княгининская средняя школа №1»
Руководитель: Николаева Ирина Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ «Княгининская средняя школа №1»
г. Княгинино
2020 г.
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………………………………….. 6
1. Что это такое – привычка? ……………………………………………………………………. 7
1.1. Понятие «привычка»…………………………………………………………………………… 7
1.2. Полезные и вредные привычки школьников………………………………………….. 7
2. Причины появления вредных привычек…………………………………………………… 7
3. Влияние вредной привычки грызть и сосать карандаши на развитие школьников 6
4. Способы борьбы с вредной привычкой…………………………………………………… 7
Заключение……………………………………………………………………………………………… 8
Список использованных источников и литературы…………………………………. 9
Приложения…………………………………………………………………………………………… 20
Введение
Актуальность проблемы и практическая значимость работы
На протяжении всей истории существования человека ему присущи те или иные вредные привычки, от которых, несмотря на возникновение множества новейших технологий, люди так и не смогли избавиться.
Говоря о вредных привычках, в первую очередь имеют в виду курение, алкоголь. Однако ими круг неприятных действий не исчерпывается. В поведении некоторых детей встречаются навязчивые действия, которые ребенок осуществляет неосознанно, и они производят довольно неприятное внешнее впечатление. Это привычка теребить волосы или мочку уха, сутулиться, шаркать ногами при ходьбе, хватать собеседника за руку, ковырять в носу, употреблять слова-паразиты и т.п. (см. Приложение 1, Результаты анкетирования детей). Наблюдая за своими одноклассниками, я выделила еще ряд вредных привычек, таких, как ерзать на стуле, слишком жестикулировать, грызть карандаши и ручки. Я видела, что бывает и такое, что карандаши обгрызают почти наполовину. Мне стало интересно, почему дети так делают, и я решила выяснить причины возникновения этой вредной привычки и способы борьбы с ней.
Гипотеза:
Грызть или сосать предметы является вредной привычкой младших школьников и от неё необходимо избавляться.
Методы исследования:
— анализ литературных источников и интернет — ресурсов;
— сбор и анализ информации из различных источников;
— анкетирование;
— беседа;
— сравнительно – сопоставительный анализ данных анкетирования;
— обобщение и систематизация материалов.
Цель работы:
Исследовать данную проблему, её состояние на данный момент времени в 3 а классе МБОУ «Княгининская средняя школа №1», её влияние на здоровье и учащихся и выяснить возможные способы избавления от нее.
Достижение поставленной цели осуществлялось через решение следующих задач:
— изучить источники по избранной теме;
— определить действительность существования такой привычки — сосать и грызть предметы у младших школьников и ее масштабность;
— изучить причины возникновения этой вредной привычки;
— рассмотреть положительные и отрицательные моменты данной проблемы с медицинской, психологической и эстетической сторон;
— составить анкеты для респондентов и провести анкетирование учеников 3 класса и родителей с целью выяснить, знают ли окружающие о существовании привычки и о том, как ее преодолеть;
— проанализировать данные анкетирования;
— выяснить возможные способы борьбы с сосанием предметов;
— систематизировать полученный из разных источников материал и представить его в форме рекомендаций о том, как избавиться от данной привычки;
— побудить детей к формированию у себя хороших привычек.
Проведенная работа имеет практическую значимость – она поможет тем, кто имеет такую привычку, избавиться от нее.
1. Что это такое – привычка?
1.1. Понятие «привычка».
Итак, что же такое привычки, и какие они бывают? Есть несколько определений этого понятия.
Привычка – это автоматизированное действие, выполнение которого в определенных условиях становится потребностью. [6]
Привычка — сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности. [1]
Привычка – сложившийся способ поведения.[12]
Привычка – автоматизированное действие, особая форма поведения человека в определенных условиях. [11]
Таким образом, привычка – это поведение, образ действий, склонность, ставшие для человека обычными, постоянными в жизни. [5]
1.2. Полезные и вредные привычки школьников.
Условно привычки можно разделить на хорошие (полезные), например, мыть руки перед едой, просыпаться в одно и то же время, делать зарядку или всегда убирать за собой вещи, и плохие (вредные).
Что же можно назвать вредными привычками?
Вредную привычку отличает ее вредоносный характер для самого человека или окружающих людей. Если автоматически повторяющееся действие несет вред здоровью человека и окружающим его людям, то мы можем назвать такое действие вредной привычкой. Так как действие это автоматическое, то получается, что привычку мы не контролируем и часто вообще не задумываемся о последствиях.
Также к вредным привычкам относят те, что вызывают неприязненное, а порой и брезгливое отношение окружающих к совершаемым действиям.
Две трети россиян признают, что у них имеется одна-две, а то и больше вредных привычек. Как показал всероссийский опрос, вредные привычки есть у 78% россиян. Самая распространенная вредная привычка – курение (72%). Грызть ногти, карандаш или ручку 79% россиян считают вредной привычкой, её имеют 18-20% жителей страны. Между тем, по мнению 63% россиян, если вредная привычка безобидна и не мешает окружающим, то от нее необязательно избавляться. [8]
Вредные привычки детей – навязчивые действия, которые отрицательно сказываются на поведении ребенка, его психическом и физическом развитии. [12]
Наиболее распространенные вредные привычки детей такие:
— сосать пальцы;
— грызть ногти, карандаши, ручки, посторонние предметы;
— ковырять в носу;
— ябедничать и обманывать;
— брать чужие вещи;
— быть зависимыми от мобильного телефона, телевизора и компьютера;
— сквернословить. [12]
В проведенном мною анкетировании приняли участие 25 учащихся третьего класса нашей школы, а также их родители – 25 человек. (См. Приложение 1) . Я выяснила, что младшие школьники знают почти все вредные привычки. Наличие привычки грызть и сосать ручки (карандаши) отмечают у себя 13 третьеклассников (52 %). Большая часть взрослых признаются, что в детстве тоже имели такую привычку, а некоторые из них продолжают до сих пор грызть ручки и карандаши (32 %). Большинство из них подтверждает, что и у их детей эта привычка есть. Больше половины опрошенных родителей сказали, что их дети периодически «тащат» карандаши и ручки в рот. Но в тоже время пять мам и пап считают эту привычку неопасной. (Приложение 1, 2. Результаты анкетирования)
Таким образом, мы видим, что у взрослых почти в два раза меньше процент тех, кто грызет карандаши. Это позволяет говорить о том, что, взрослея, дети могут избавиться от этой привычки. Возникнув в детстве, эта вредная страсть у кого-то исчезает, а у кого-то нет. Также можно отметить неодинаковое отношение взрослых к этой проблеме.
Психологи считают, привычка может складываться стихийно, быть результатом воспитания и перерастать в устойчивые черты характера. [13]
2. Причины появления вредных привычек.
Откуда же берется такая напасть, как вредные привычки?
Теорий, пытающихся объяснить, почему люди грызут или сосут предметы, немало. Одна из самых распространенных теорий гласит, что привычка грызть появляется на почве стресса. Грызут, чтобы расслабиться, грызут, чтобы лучше думалось, грызут, когда нервничают.
Многие вредные привычки родом из детства, из семьи. Например, если родители много времени проводят перед телевизором или компьютером, то, наблюдая за ними, дети начинают поступать также.
Специалисты считают, что одной из главных причин появления вредных привычек у детей является недостаток внимания к ребенку со стороны родителей, родных и близких. [13]
Другими причинами могут быть:
— желание ребенка обратить на себя внимание взрослых;
— психологические или физические проблемы у ребенка;
— стремление избавиться от скуки или успокоиться;
— особенности характера ребенка и методы его воспитания в детстве;
— подражание старшим или своим сверстникам и др. [13]
Несмотря на то, что многие из этих причин были названы и участниками анкетирования, большинство школьников затрудняются сказать, почему им свойственно грызть карандаши и ручки (32%). (См. Приложение 1). А родители основными причинами существования этой вредной привычки считают беспокойство ребенка, его нервное напряжение (56%). Волнение или дискомфорт ученик пытается снять тем, что тянет что-нибудь в рот. Пятая часть опрошенных взрослых (5%) объясняют сосание ручки попыткой ребёнка сосредоточиться на решении учебной задачи.
В младенческом возрасте малыши достаточно часто сосут пальцы, когда они голодны. Этим жестом они дают понять взрослым свою обеспокоенность или чувство голода. Стремление все исследовать, заложенное еще до рождения, толкает малыша погрызть и дотронуться до всего вокруг. Когда ребенок сосет палец, к нему приходит чувство безопасности и уверенности. По мнению врачей, эта привычка у детей должна исчезать к двум годам. Но исчезает она не у всех и перерастает в привычку грызть карандаши и ручки.
Есть и такая теория: если родители грызли карандаши, то и дети будут заниматься тем же самым, уж ничего не поделать. Но, вероятно, дети видят, что делают их родители и просто им подражают. Значит, искать причины нужно не в наследственности.
3. Влияние вредной привычки на развитие школьника.
48% опрошенных нами родителей, отмечают вредное влияние этой привычки. Больше половины считает, что вред наносится здоровью детей, т.к. в организм попадает грязь с ручек и карандашей, а вместе с ней микробы и паразиты. С родителями согласны большинство учащихся (64%). (См. Приложение 2)
Также ряд родителей переживают, что ребёнок может проглотить мелкие части ручки и подавиться ими. Ко всему прочему, человек любого возраста, сосущий ручку, выглядит некрасиво.
Сами учащиеся (66%) считают, что ручка (карандаш) во рту их только отвлекает от учебы, а вовсе не помогает сосредоточиться.
Убедиться в правильности выводов родителей о вреде сосания школьных принадлежностей мне помогли беседы со школьной медсестрой Мироновой Н.В., врачом-стоматологом Пуженковой И.С., логопедом Рябовой Г.Б. и социальным педагогом Вавиловой С.Н. (см. Приложение 3)
Все они однозначно заявляют, что это очень вредная привычка. Школьный логопед Рябова Г.Б. отметила, что многие ее обладатели даже не сразу понимают, что у них есть такая проблема.
С медицинской точки зрения нужно указать на следующие негативные моменты:
— Ребенок, сосущий кончик авторучки или карандаша, вносит к себе в полость рта дополнительную инфекцию. Это грозит ему такими заболеваниями, как стоматит, острый фарингит, ангина, хронический тонзиллит. Также могут развиться воспалительные заболевания пищевода, желудка, кишечника.
— Кроме этого, в прессе бывают сообщения о том, что зачастую продают некачественные письменные принадлежности, которые содержат токсические вещества. Попадая в организм ребенка, они накапливаются в печени. (см. Приложение 5)
— У ребенка, имеющего привычку грызть кончик авторучки или карандаша, могут испортиться зубы (особенно если кончик авторучки из металла). Эмаль зубов, испытывая нагрузку, на какую она не рассчитана, довольно быстро разрушается, и тогда развивается кариес. Приходят проблемы, связанные с ним, — зубная боль, бессонные ночи, некрасивая улыбка, затруднения с пережевыванием пищи, болезни желудка и т.п.
— Любое неполезное действие может вызвать склонность и, в конце концов, перерасти в болезнь, если это действие будет повторяться из раза в раз и закрепится на подсознательном уровне как «приятное». Вырабатывается зависимость.
Логопед Рябова Г.Б. прежде всего обращает внимание на то, что это возникает из-за неуравновешенности нервной системы или нервозности, тревожности. (См. Приложение 3)
Чаще всего данную привычку можно наблюдать у тех детей, которых с младенчества воспитывали жестко или уделяли мало внимания. Ребенок, ощущая недостаток впечатлений, ухода, ласки, а в связи с этим испытывающий скуку или страх, ищет компенсацию, успокоение, отвлечение в доступных ему действиях. Родители также отмечают, что дети начинают грызть карандаши и другие предметы тогда, когда приходят в школу.
Для большинства детей школа – это стресс, смена обстановки и нагрузки. Дети боятся сказать или сделать что-нибудь не так, особенно если это вызывает насмешки у одноклассников или замечание учителя. Поэтому они всегда нервничают, когда им надо ответить или писать контрольную работу и незаметно для себя начинают грызть карандаши. Ребенок нервничает, переживает, а карандаш помогает ему снять нервное напряжение. Опасность состоит в том, что нередко привычка превращается в черту характера. Одна вредная привычка может породить другую, и они могут в будущем привести к возникновению у ребенка комплексов, неврастении.
\
4. Способы борьбы с вредной привычкой.
Итак, большинство специалистов сходятся во мнении, что грызть письменные принадлежности – это вредно, а иногда опасно. Значит, с этим надо бороться. Но что делать и как избавиться от этой вредной привычки? Социальный педагог Вавилова С.Н. отмечает, что взрослым это сделать проще, так как они обладают развитой силой воли. У детей с этим проблема. (См. Приложение 3)
Как показало анкетирование, основная масса младших школьников (44%) честно признались в том, что не знают, как можно избавиться от привычки «тащить» предметы в рот. При этом достаточно велико число детей (20 %), которые считают, что надо себя контролировать. А вот примерно столько же родителей считают, что на это не надо обращать внимание. (См. Приложение 2)
Около половины опрошенных взрослых ругают детей, пытаясь отучить от привычки. По мнению школьного логопеда, таким методом наносится ещё больший вред психике ребёнка. Как отметила Галина Борисовна, причины привычки у ребёнка трудно определить, поэтому работа должна вестись комплексно: психологом, родителями, врачами и педагогом.
Изучив анкеты, учебную литературу и интернет — источники, побеседовав со специалистами, я выделила следующие возможные способы избавления от данной привычки:
— Если причина в тревожности – снять стресс, волнение, успокоить ребёнка. Можно переключить внимание на что-то приятное, подбодрить, создать ситуацию успеха. Об этом говорила логопед Рябова Галина Борисовна.
— Если ребенку тяжело учиться, он не справляется с домашним заданием, грызет карандаш, родителям нужно ему помочь. Необходимо объяснить ему материал еще раз, потренировать в самостоятельной деятельности. Ученик будет чувствовать себя намного увереннее и забудет про карандаш.
— Во время выполнения заданий необходимо следить, чтобы ребенок брал в руки карандаш или ручку только тогда, когда ему нужно писать. А во время обдумывания задания ручка должна находиться в стаканчике или пенале.
— Необходимо проводить беседы с ребенком, указывая на неэстетичность данной привычки. Без криков приучать к самоконтролю. Помнить о собственном примере в данном вопросе.
— Во время занятий можно переключить внимание ребенка на игру, сменить на время вид деятельности, атмосферу.
— Ругать и запугивать в этом случае малоэффективно. Как отметили медсестра Наталья Владимировна Миронова, социальный педагог Светлана Николаевна Вавилова и врач стоматолог Пуженкова Ирина Сергеевна возможен «народный» способ: намазывать школьные принадлежности горькими или невкусными смесями – солью, горчицей, перцем.
— Также Светлана Николаевна рассказала о том, что можно купить ручки с красивыми оригинальными наконечниками, а вместо деревянных карандашей использовать металлические с прячущимся грифелем. (см. Приложение 3,6). У неё самой в детстве была такая привычка, и её отучили от этого именно таким способом.
— Купить ручку с устройством, которое изобрели стоматологи. Устройство смонтировано на ручке для письма и содержит сенсорный датчик с двумя электродами, при попытке ввести конец ручки в рот включаются звуковые сигналы.
Если привычка носит поведенческий характер, то есть мы просто привыкли поступать определенным образом, то достаточно начать контролировать свое поведение. Если же привычка связана с нервозностью, то можно обратиться к психологу. Самостоятельно было бы здорово найти для себя расслабляющее и успокаивающее занятие. Способов может быть много. Например, логопед Галина Борисовна Рябова показала мне несколько успокаивающих и расслабляющих упражнений: «Кошечка», «Бравый солдат», «Восьмерка» и другие. (см. Приложение 3)
Также очень важно при этом направлять свою энергию и силы не на борьбу с вредной привычкой, а на то, что бы сформировать другую – полезную привычку, если это еще будет приносить Вам радость и удовольствие, то успех обеспечен!
Если же вы никак не можете избавиться от этой привычки, но боитесь за здоровье, можно предложить следующее:
— Покупать только качественные канцелярские принадлежности (например, самыми безопасными по химическому составу карандашами, по результатам независимых экспертиз, являются немецкие).
Заключение
В результате своего исследования я выяснила, что проблема грызть и сосать школьные канцелярские принадлежности была и остается актуальной в наше время, и борьба с ней – это задача не только ребенка, но и родителей, и специалистов.
Я много узнала о причинах появления привычки младших школьников тащить в рот разнообразные предметы и их вреде для детского организма.
Причины возникновения этого навязчивого действия в основном психологические.
Привыкание к вредному происходит незаметно, постепенно, раз от разу, когда человек в течение продолжительного времени совершает одни и те же действия. При этом формируется тяга к привычному необдуманному действию.
Единого способа борьбы с этими привычками не существует, но, прежде всего, необходимо приучить ребенка контролировать своё поведение, донести до него информацию о вреде этих привычек.
Если вредная привычка уже сформировалась и приняла устойчивый характер, и человек уже не может отказаться от того, чтобы не тянуть письменные принадлежности в рот, то необходимо четко усвоить, что бороться надо не с ребенком, а преодолевать именно эту привычку. И победа над ней возможна только в том случае, если в этом принимают участие две стороны – родители и сам ребенок, который должен захотеть избавиться от этого недостатка.
Если не справиться с этим на определенном этапе, в более позднем возрасте эта привычка может перерасти в другие более вредные привычки или нанести вред организму ребенка.
Итак, предположение о том, что сосать или грызть предметы — это вредная привычка и от неё необходимо избавляться, подтвердилось. Об этом я расскажу своим одноклассникам, которые, как выяснилось из анкет, либо не знают, что это является вредной привычкой, либо не знают способов ее победить.
Моя работа поможет и младшим школьникам, и их родителям понять, что брать в рот, грызть и сосать письменные принадлежности вредно и не эстетично. Моим исследованием можно пользоваться на классных часах, родительских собраниях, проводить профилактические беседы, углублять знания младших школьников о привычках, вредных для здоровья, использовать на уроках по окружающему миру для формирования серьезного и правильного отношения детей к своему здоровью.
«Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу!» А это значит, нужно работать над собой и развивать в себе хорошие, полезные привычки.
Своё исследование хочу закончить стихотворением о вредной привычке неизвестного автора.
Совсем не встает перед нею вопроса
О том, что жевать не положено косу.
А ниже – мальчишка с футбольным мячом.
Шнуровка мяча для него нипочем.
И ловко свою проявляя сноровку,
Он прямо зубами хватает веревку.
И рядом – другой. Резко сдвинувши брови,
Вгрызаясь в науку, уроки готовит.
При этом как будто конфету тянучку
Сжевал карандаш и дошел уж до ручки.
Как будто бы мелочи это, а все же
Зубами за вещи хвататься негоже.
Ведь ясно: обычно и грязны, и колки
Бывают булавки, а также иголки.
И каждый, наверное, слышал не раз
О том, что под ногтем скрывается грязь.
А грызть карандаш? Разве это годится?
Нельзя ж за его чистоту поручиться.
Мы знаем, конечно, что всем это ясно,
И все же ведем разговор не напрасно:
Чтоб меньше встречалось привычек таких,
Невредно напомнить о вредности их.
Список использованных источников и литературы
1. Большая российская энциклопедия./М.: «Большая Российская энциклопедия». – 2004. – с.521.
2. Всё обо всём./М.: Филологическое общество «Слово». – 1994. – с.319.
3. Гусева Н.А. «Тренинг предупреждения вредных привычек у детей» — М., Просвещение, 2007. – 250 с.
4. Кулинич Г.Г. «Вредные привычки: профилактика зависимости: 1-4 классы» — СПб.: Речь, 2008.- 226с.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка./М.: ООО «ИТИ Технологии».- 2003.- с.588.
6. Советский энциклопедический словарь./М.: Советская энциклопедия. – 1987. – с.1226.
7. Энциклопедия для детей. Т.18. Человек. Ч.2./М.: Аванта+.- 2003. — с.483.
8. Я познаю мир: детская энциклопедия./М.: ООО «Издательство АСТ».- 2001. – с. 280.
9. http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-prichiny-vrednyh-privychek-u-detey
10. internet-soc-opros.ru
11. https://livescience.ru
12. https://ru.wikipedia.org/wiki/
13. http://slovari.yandex.ru
14. http://tvoypsiholog.ru/publ/sosanie_palca/17-1-0-545
15. http://zdoroviy-malish.kiev.ua/blog/o-vrednich-privichkach-u-detej
Приложения
Приложение 1
Анкета для учащихся 3 классов
1.Какие вредные привычки ты знаешь?
2.Имеешь ли ты вредную привычку грызть (тащить в рот) посторонние предметы (карандаш, ручку)? А) да Б) нет
2.Как реагируют на эту привычку взрослые (родители, учителя):
А) никак Б) ругают словесно В) наказывают Д) другой вариант
4.Назовите причины, почему вы сосете ручку, карандаш, другие предметы?
5.Что необходимо, по-вашему, сделать, чтобы эта привычка у Вас исчезла?
6.Как Вы думаете, влияет ли эта привычка на здоровье человека?
А) Да Б) Нет В) Не знаю
7. Как Вы думаете, отвлекает ли Ваше внимание привычка сосать предметы?
А) да Б) нет В) Не знаю
Результаты анкетирования детей
№
|
Варианты ответов |
Количество, чел. |
% |
1 |
курение алкоголизм наркомания не мыть руки грызть ногти ковырять в носу брать ручку (карандаш) в рот щелкать пальцами |
10 3 1 5 3 7 13 1
|
40 12 4 20 12 2 52 4
|
2 |
Да Нет |
13 12 |
52 48 |
3 |
никак ругают словесно наказывают другой вариант |
2 18 5 3 |
8 72 20 12 |
4 |
я не сосу ручку, карандаш потому, что хочется пожевать не могу назвать причину, не знаю руки не дают покоя волнуюсь привычка нечего делать я в этот момент думаю, сосредотачиваюсь из-за невоспитанности |
12 2 8 1 4 3 1 4 6
|
48 8 32 4 16 12 4 16 24
|
5 |
контролировать себя не тащить в рот применить силу воли придерживаться правил поведения не знаю наказать не брать предметы в руки, пока они не нужны сразу после работы класть предметы на место намазать ручки чем-нибудь
|
7 6 1 2 4 1 1
1
2 |
28 24 4 8 16 4 4
4
8 |
6 |
Да Нет Не знаю |
16 7 2 |
64 28 8 |
7 |
Да Нет Не знаю |
23 2 0 |
92 8 0 |
Приложение 2
Анкета для родителей
1.Ваш пол
2.Ваш возраст
3. Сталкивались ли Вы с такой вредной привычкой, как сосание ручки (карандаша)?
4. Как Вы считаете, каковы причины существования этой привычки?
5. Сосет или грызет ли Ваш ребенок ручку (карандаш)?
6. Считаете ли Вы эту привычку опасной и почему?
7. Как Вы считаете, почему ребенок «тащит» предметы в рот?
8.Какие методы борьбы с этой привычкой Вы используете?
Результаты анкетирования родителей
№
|
Варианты ответов |
Количество, чел. |
% |
1 |
А) женский Б) мужской |
24 1 |
96 4 |
2 |
А) от 20 до 30 лет Б) от 30 до 40 лет В) от 40 до 50 лет |
2 21 2 |
8 84 8 |
3 |
А) нет Б) да, в детстве имел такую привычку В) имею ее и сейчас |
2 15
8 |
8 60
32 |
4 |
А) нервозность Б) нечем заняться В) помогает сосредоточиться, лучше думать Г) из детства на уровне подсознания |
14 5 5
1 |
56 20 20
24 |
5 |
А) Да Б) Нет |
13 12 |
52 48 |
6 |
А) Нет Б) Да, потому что: — могут попасть микробы (паразиты) и навредить здоровью — некрасиво — портится эмаль зубов -можно проглотить мелкие детали ручки и подавиться |
4
12 2 6 1 |
16
48 8 24 4 |
7 |
А) воображает Б) чтобы сосредоточиться В) инстинкт Г) нервничает Д) успокаивается Е) просто так Ё) скучно Ж) так дети познают окружающий мир З) не знаю И) рефлекс Й) повторяет за взрослым |
0 7 2 9 0 1 2 1
1 1 1 |
0 28 8 36 0 4 8 4
4 4 4 |
8 |
А) не обращаю внимания Б) одергиваю руку В) ругаю словесно Г) пытаюсь перевести его внимание на что-то другое Д) объясняю Е) намазать ручку чем-нибудь горьким |
3 2 14 1
1 4
|
12 8 56 4
4 16 |
Приложение 3
Беседа со школьной медсестрой Мироновой Н.В.
— Наталья Владимировна, как Вы думаете, является ли привычка грызть и сосать канцелярские принадлежности вредной привычкой?
— Конечно. Корни этой привычки надо искать скорее в раннем детстве ребёнка, даже в младенчестве. Среди врачей есть мнение, что чаще всего тащат посторонние предметы в рот те дети, которым мало уделялось внимания. Недостаток ласки со стороны родителей или пережитый ребенком стресс приводят к тому, что ребенок таким образом пытается компенсировать этот недостаток, успокоиться. На мой взгляд, эта привычка носит скорее психоневрологический характер, но может перерасти в болезнь.
— Чем вредна эта привычка?
— Микробы, которые оседают вокруг нас, могут попасть в организм. Ребенок бегает, играет, при этом постоянно трогая различные предметы. Этими же руками он берет свои письменные принадлежности и тащит их в рот. Хорошо ещё, если это его ручки, а если нет? Микробы попадают в организм, вызывая болезни кишечника, которые требуют обязательного лечения.
— Какие способы борьбы с данной вредной привычкой Вы бы посоветовали?
— Прежде всего, необходимо приучить ребенка контролировать свое поведение. Могу посоветовать так же способ, известный уже давно: намазать кончик ручки (карандаша) чем-нибудь горьким или жгучим. Но самое главное, это забота и внимание со стороны родителей, чтобы ребенок успокоился, перестал испытывать внутренний страх. Тогда у него просто не будет возникать необходимости тянуть что-то постороннее себе в рот.
Беседа с врачом стоматологом Пуженковой И.С.
— Как Вы думаете, является ли привычка грызть и сосать карандаши и ручки вредной привычкой?
— Да, безусловно.
— Почему эта привычка вредна?
— Когда ребенок берет посторонние предметы в рот, которые чаще всего грязные, в рот попадает грязь и микробы и развивается такая неприятная болезнь полости рта, как стоматит. Лечить стоматит не так-то легко. Кроме того, что человек испытывает болезненные ощущения при еде, может подняться температура и потребоваться стационарное лечение.
— Какие способы борьбы с этой привычкой Вы могли бы посоветовать?
— Назвать универсальный способ борьбы нельзя. Я считаю, что на этот вопрос должен ответить индивидуально каждый родитель. Именно родители знают особенности своего ребенка, и, исходя из них, могут подобрать верный способ избавления от этой вредной привычки.
Беседа с логопедом Рябовой Галиной Борисовной
— Как Вы думаете, является ли привычка грызть и сосать карандаши и ручки вредной привычкой? Почему?
— Это можно назвать неприятным навязчивым действием. Многие дети даже не осознают, что у них есть такая вредная привычка. Вред от неё для окружающих скорее эстетический. А вот для самого сосущего предметы – это вредная привычка и симптом более глубинных нарушений в организме.
Определить причины этой проблемы очень сложно. Такая привычка восходит берет начало от детских впечатлений и условий воспитания ребёнка.
— Какие способы борьбы с этой привычкой Вы могли бы посоветовать?
— Прежде чем лечить или бороться с навязчивыми действиями, нужно найти психологические причины этого. Я советую родителям, которые озаботились таким поведением своего ребёнка, подойти к проблеме комплексно: обратиться к психологу, педагогам, врачам, родным. После всестороннего исследования проблемы, сформировать план коррекции.
Самая распространённая причина – тревожность. Следовательно, необходимо её снять. Ни в коем случае нельзя ругать, запрещать, запугивать ребёнка. Нужно его отвлечь в момент волнения, переключить на другой вид деятельности, успокоить, вселить силы. Нельзя в классном коллективе выделять ребёнка, имеющего такую привычку, наказывать его, грубо одёргивать. Это только усугубит проблему. Вместе с тем, необходимо мягко, с юмором, по-доброму напоминать ребёнку, чтобы он не засовывал в рот письменные принадлежности. Кроме этого, существуют упражнения для успокоения и расслабления, такие, как «Кошечка», «Черепаха», «Бравый солдат», «Восьмерка». Сейчас я тебе их покажу, и мы попробуем их выполнить вместе.
Беседа с социальным педагогом школы Вавиловой Светланой Николаевной
— Как Вы думаете, является ли привычка грызть и сосать карандаши и ручки вредной привычкой? Почему?
— Это можно квалифицировать как навязчивое повторяющееся действие. Да, безусловно, это относится к вредным привычкам детей, и не только.
Определить причины этой проблемы очень сложно. В научных источниках можно найти мнение, что такая привычка уходит корнями в детство ребенка и условиям его воспитания.
— Какие способы борьбы с этой привычкой Вы могли бы посоветовать?
— Разумеется взрослым, имеющим развитую силу воли, проще добиться нужного результата. У детей с этим проблема. Прежде чем лечить или бороться с навязчивыми действиями, нужно найти причины этого. Я бы посоветовала подойти к проблеме комплексно: избавляться от этого ребенку должны помочь и родители, и специалисты: психолог, педагоги.
В школе не следует выделять ребёнка, имеющего такую привычку. Это только может увеличить проблему и вселит в ребенка неуверенность, может вызвать насмешки со стороны одноклассников. Необходимо по-доброму, а иногда и с юмором напоминать ребёнку, чтобы он не забывал себя контролировать. Также могу посоветовать исследующий способ: купить ручку с оригинальным наконечником. У меня самой в детстве была такая проблема, и родители отучили меня от этого благодаря ручке со специальным наконечником. Грызть или сосать такую ручку неудобно, и постепенно привычка уходит.
Приложение 4
Анализ состава материалов, используемых при производстве карандашей
Разделяют два основных типа карандашей: качественные и некачественные.
Качественные карандаши не содержат свинец. Они содержат графит, одну из форм углерода – не более ядовитую, чем дерево, в которое он «завернут». Даже краску сегодня делают без свинца.
Глину и графит сутками перемешивают и сушат, а воздушные пузырьки между ними заполняют жирами. В зависимости от того, карандаш какой твердости хотят получить на выходе, грифели опускают то в чан с воском (для твердых стержней), то со стерианином, а для мягких – и вовсе в кондитерский саломас, который добавляют в шоколадки и майонез.
С цветными карандашами проще: замесил массу – и полдела сделано. Красители только пищевые на основе свеклы, моркови и даже трав. Экологическую безопасность качественных карандашей подтверждают документы, в том числе европейский сертификат качества.
Древесные оболочки для таких карандашей изготавливаются из «живого», ничем не обработанного дерева. В дощечках вырезают желобки, туда кладут стержни, потом дощечки склеивают клеем ПВА (он тоже съедобный). Как, впрочем, и нитроцеллюлоз – природный углевод, из которого делают эмаль для карандашей.
Но дорогие канцтовары могут позволить себе далеко не все. Поэтому чаще всего в ранец к ребенку попадают дешевые, некачественные ручки, ластики и другие принадлежности. Дети тоже подогревают обстановку, пытаясь выпросить у мам и пап какую-нибудь яркую безделушку. Так, например, «ручки-змейки» — простейшую ручку, обмотали синтетическим мехом, а сверху приклеили комок из остатков меха и перьев, изображающих зверька. Писать такой «ручкой» нельзя, держать неудобно. Каким клеем пользовались производители, и что за перья скрывают ручку, никто не знает. Более того, в обилии меха обитают клещи и клопы. С укусами насекомых, живущих в таких ручках, к врачам обращались неоднократно. «Товар не подлежит обязательной сертификации» — вот что написано на некачественном товаре для детей.
Вывод: покупая канцтовары, необходимо убедиться в его качестве. На этикетке товара обязательно должны быть данные производителя, информация о возрастной категории и безопасном использовании на русском языке. Продавец обязан предоставить экземпляр любого товара без упаковки, чтобы можно было внимательно рассмотреть будущую покупку. Сильный запах, облезающая краска, некрепко сидящие съемные детали – веские причины забраковать вещь. Кроме того, не стоит покупать подобные товары в сомнительных местах.
Приложение 5
фото 1
фото 2
Фото 3