Автор: Светлана Александровна Шестакова
Интерактивные игры – инновационная форма обучения дошкольников»
Материал подготовили:
воспитатель И.Ю.Коновалова
учитель-логопед Шестакова С.А
.
Основной формой деятельности дошкольников является игра. Игра для ребенка увлекательна. Она снимает накопившуюся умственную усталость, повышает оптимистический настрой дошкольников, помогает сплотить группу и стимулирует образовательную деятельность.
Интерактивная игра также является современным и признанным методом, обладающим образовательной и развивающей функциями. В играх новые знания усваиваются гораздо легче! Именно поэтому детские развивающие игры – это прекрасный способ сделать процесс обучения ребёнка увлекательным и более эффективным.
Главным преимуществом интерактивных игр является наглядность, а также восприятие новой информации на слух, с помощью движения объектов.
ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств воспитательно-образовательного процесса, так как они передают информацию быстрее. Движения, звук, анимация надолго привлекает внимание воспитанников и способствует повышению у них познавательного интереса. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества у детей дошкольного возраста.
Применение ИКТ обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн и т.п.
Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни, например, воспроизведение звуков природы или работу транспорта.
Использование информационных технологий побуждает воспитанников к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.
У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Главным принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип наглядности. Использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамичного, позволяет педагогам дошкольного образования быстрее достичь намеченной цели во время совместной деятельности с детьми и в процессе непосредственной образовательной деятельности.
Использование в работе с детьми возможности Интернет ресурсов позволяет сделать воспитательно-образовательный процесс информационно ёмким, зрелищным и комфортным.
Благодаря современным возможностям информационно-коммуникационных технологий у воспитателя есть возможность сделать обычную дидактическую игру электронной, а интерактивную доску огромным игровым полем, своеобразным планшетом.
Дидактическую игру можно конструировать с помощью программы SMART Notebook и успешно использовать на занятиях, реализуя на интерактивной доске SMART Board.
Программа SMART Notebook, позволяет самим создавать свои занятия, игры (строить таблицы, размещать иллюстрации и т.д.).
Алгоритм создания интерактивных игр:
Для того чтобы начать работать, нужно войти в программу Notebook. Базовые функции программы Смарт и Доски, работать с галереей и инструментами.
Использовать файлы и страницы Notebook из «Галерии». «Сортировка вихрей — изображения» — это один из способов или приемов. Это стандартная сортировка. Начинаем создание игры с кнопки «Правка».
Для начала надо определить тему игры.
· Например, Тема игры «Всемирный день животных»
Цель: закрепить знания детей о домашних и диких животных, развивать у детей внимание, память, логическое мышление.
В поле «Вихрь 1» прописывается название первого круга – «домашнее животное». В поле «Вихрь 2» – второго круга «дикое животное». Далее выбираем количество изображений. Также можно поменять количество изображений.
· Чтобы вставить рисунок в новое поле нужно рисунок навести на спираль.
· Чтобы все изменения вступили в силу, нажимаем Ок. Игра готова, можно играть.
Дети руками двигают и подставляют нужную картинку. Если название подобрано верно – картинка исчезает в кружочке, если неверно – отлетает на свое место.
Преимущество этих заданий состоит в том, что уже не нужно придумывать различные дидактические игры, а просто один раз изучить возможности SMART Board и ввести в задания нужный материал.
В заключении, хочется отметить, что все технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а педагоги.
Именно педагоги делают занятия интересными, детей – заинтересованными, а интерактивная доска – это только инструмент. И важно понимать, что эффективность работы с доской во многом зависит от нас самих, от того как мы используем те или иные ее возможности.
Технологическая карта интерактивной игры
Тема: «Осень» «Праздники природы» интерактивная игра старший дошкольный возраст |
|
Разработчики: воспитатель- Коновалова И.Ю. Учитель- логопед – Шестакова С.А. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Созвездие», город Чусовой, Пермский край. |
|
Целевая аудитория: |
Старший дошкольный возраст |
Образовательная область применения игры: |
Познавательное развитие. Речевое развитие. Социально – коммуникативное развитие. |
Форма организации воспитанников |
Индивидуальная, в парах, в команде (2-5 воспитанников) подгрупповая, фронтальная. |
Ресурсы: |
Дидактический материал, разработанный с помощьюпрограммного обеспечения CMART/дляинтерактивной доски, интерактивная доска,мультимедиа проектор, ноутбук, сюрпризныймомент новая настольная игра. |
Развитие психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления, умения рассуждать и анализировать. |
|
Дидактическая задача: |
1. Закреплять знания детей старшего дошкольного возраста о классификации овощей и фруктов. 2. Дать детям старшего дошкольного возраста знания о жизни животных осенью, о том, как готовятся к зиме, чем питаются. 3. Развивать координацию, точность движений. 4. Развивать навык вопросно-ответной формы речи, работа по расширению и активизации словаря. 5. Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста чувство любви к природе и окружающему миру. 6. Закреплять навык пользования карточек-моделей. 7. Закреплять знания и представления детей о лесе. 8. Закреплять представления детей старшего дошкольного возраста об осенних изменениях в природе. 9. Развивать творческое воображение, наблюдательность. |
Игровые правила и действия: |
1.Быстро и правильно разложить овощи и фрукты по корзинам. 2.Разгадывания загадок о деревьях (расшифровка букв и составление слов). 3.Правильно без ошибок разместить животных (диких, домашних) на лесной полянке (спирали). 4.Назвать зимующих и перелетных птиц перемещая картинки птиц на доске. 5.Собрать и назвать картинку по частям. |
Организация детей на игру: |
Звучит музыка «Пение лесных птиц» |
Ход игры: |
19 сентября — « Праздник урожая» Задачи: Уметь правильно и быстро наполнить корзины (классификация «овощи» и «фрукты») Ход игры: Помочь Маше выбрать на полянке фрукты, а Мише овощи . 15 сентября — « Российские дни леса»
Задачи: Умение разгадывать загадки о деревьях и составлять из букв слова. Ход игры: Разгадывание загадок о деревьях (расшифровка букв и составление слов). 4 октября — «Всемирный день животных»
Задачи: Умение классифицировать по группам «домашние» и «дикие животные» Ход игры: Правильно без ошибок разместить животных (диких, домашних) на лесной полянке (спирали).
13 октября — «Всемирный день мигрирующих птиц»
Задачи: Умение находить перелетных птиц и переместить в облачко Ход игры: Назвать зимующих и перелетных птиц перемещая картинки птиц на доске.
12 ноября — « Синичкин день» Задачи: Умение правильно по отдельным картинкам собрать (открыть) общую картину. Ход игры: Открыть и назвать картинку по частям. |
Итог игры: |
Воспитатель организует рефлексию по следующему алгоритму:
Дайте оценку своего участия в игре, используя разноцветные фишки.
Таким образом, систематическое и целенаправленное внедрение в коррекционно-образовательный процесс специальных компьютерных программ позволяют развивать фонематические процессы; познавательный интерес;повышают работоспособность головного мозга; мелкую моторику; способствуют активизации у детей старшего дошкольного возраста концентрации внимания, памяти, мышления; снятию перенапряжения, перегрузки и утомления; расширяют словарный запас и кругозор воспитанников; увеличивают речевую активность; формируют навыки правильной речи. Умение работать в коллективе и находит правильность решений. Применение интерактивной доски в детском саду позволяет развивать у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы с информацией, развивает разносторонние умения, что способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками и повышает уровень готовности ребенка к школе.
|