Художественные средства выражения дирижерской интерпретации

Автор: Ананич Анастасия Алекчандровна

Художественные средства выражения дирижерской интерпретации

 Дирижерская интерпретация  (от лат. разъяснение) – истолкование нотной записи партитуры средствами дирижерско-исполнительского искусства. Дирижер-интерпретатор не только исполняет нотный материал, воплощая в звучании музыкально-выразительные средства, написанные композитором, но и глубоко понимает содержание произведения. Именно от осознанного представления образов и идеи произведения  рождается верная дирижерская интерпретация.  

Одним из ключевых средств выражения дирижерской интерпретации  произведения является дирижерский жест. Дирижерский жест  это не только инструмент, организующий звучание во времени, но и мощное средство воздействия на исполнителей.  Выразительности дирижерского жеста посвящено множество трудов: И. А. Мусин «Язык дирижерского жеста»,  К. Б. Птица «Очерки по технике дирижирования хором», О. С. Тремзина «Художественная функция дирижерского жеста» и мн. др.

Дирижерские жесты, раскрывающие идею и эмоциональное наполнение музыки, И. А. Мусин определяет как «выразительные движения». Терминология «выразительных движений»  определена автором условно: «пригласительный/ предлагающий» жест, «указывающий» жест,  «отстраняющий» жест, жест «просьбы», жест «напряженности, цепкости» и др. Область их применения и техника выполнения (положение кисти, пальцев) также изложены в главе ХIII  «Выразительные движения» [4, с. 254].

И. Мусин требует, чтобы жест дирижера был выразительным, и показывает следующую цепь механизма дирижерского воздействия на оркестр: «музыкальные представления дирижера – двигательные его ощущения – выразительные жесты – сознание исполнителей – процесс воплощения». [ 4, с. 26 ]  

 Выразительный дирижерский жест, безусловно, воздействует на темброво-интонационную составляющую звучания. Эту мысль подтверждают многочисленные примеры исполнения партитуры под  управлением различных дирижеров (коллектив один и то же): степень выразительности дирижерского жеста отражается в качестве звучания, тембральной окраске и степени выразительности исполнения в целом.

В работе над выразительностью жеста дирижеру необходимо отталкиваться от мысли и содержания произведения. Однако прежде чем приступать к работе над выразительностью обязательно следует выучить партитуру технически. Дирижерская техника в этом случае будет тем самым фундаментом для  создания интерпретации и воплощения художественного образа.

Безусловно, характер и эмоциональная окраска музыки должны выражаться в мимике дирижера, тем самым подкрепляя дирижерский жест. Мимика и взгляд оказывают сильное волевое воздействие  на исполнителей.

В  книге «Очерки по технике дирижирования хором» К. Птица вспоминает, что на дирижерско-хоровом факультете Московской консерватории в классе Г. Дмитревского примерно в 1926 году проводились занятия по технике дирижирования с врожденно слепыми. «Имея достаточную музыкальную одаренность и грамотность, эти слепые студенты показали полную непригодность к дирижерской специальности. Всякие попытки к исполнению были безрезультатны вследствие выключенного из процесса управления зрения и отсутствия выразительности лица». [6, с.13]

Мимика и взгляд должны быть не заучены, а проявляться естественным откликом на содержание музыки. Только при этом условии мимика будет выражать  подлинно искреннюю эмоцию интерпретации.

В трактовке эмоционального наполнения музыки важна мера выразительности.  Чувство меры формируется у начинающего дирижера постепенно и связано с образованностью, эрудицией, «насмотренностью и наслушанностью», а также чувством музыкального вкуса. Для поиска чувства меры дирижеру полезно обратиться  к трудам К. С.  Станиславского.

Средства выражения дирижерской интерпретации подробно рассматривает Л. Н. Иконнникова в книге «Интерпретаторская культура хорового дирижера» (Глава 3. Семиотика дирижирования). Кроме интерпретационного жеста и мимики, Л. Н. Иконникова выделяет «интерпретационное дыхание». Интерпретационное дыхание технически воплощается ауфтактом. В качестве упражнения, начинающему дирижеру будет полезно совместно с движением ауфтакта сделать вдох, однако этому должна обязательно предшествовать мысль о содержании и характере музыкальной фразы. Это упражнение сделает дирижерский жест не только более выразительным и осмысленным, но и естественным, более органичным.

 «Жест, не исходящий из эмоции, не рожденный дыханием, — поверхностен и несодержателен. Важно понимать,  что не дыхание рождается от жеста, а жест порождается дыханием. Само дыхание определяется искренним и правдивым переживанием исполняемой музыки, а искреннее и правдивое переживание – встречей художественной правды музыкального произведения с жизненной правдой творческой личности». [3, c.48]

Дирижерскому жесту и сопутствующей ему мимике не уступает по значимости дирижерское слово («Что сказать  и как сказать исполнителяим»). Коммуникация дирижера  с исполнителями во время репетиционного процесса очень важна, так как только на репетиции у дирижера есть возможность вербально рассказать об интерпретации сочинения. Одна и та же мысль, сказанная другими словами, оказывает различное  воздействие на исполнителей. Начинающему дирижеру необходимо продумывать конкретные слова он будет говорить относительно своей трактовки сочинения.

Для убедительной трактовки дирижер должен четко представлять то, что он хочет услышать. Обязательно необходимо не только знать музыкальный материал,  написанный в нотах, но и быть погруженным в творчество композитора, поэтический источник и творчество его автора, историко-культурный контекст сочинения – все это позволит наиболее полно понять замысел композитора. В результате анализа музыкально-выразительных средств и историко-культурного контекста, дирижер достигнет ясной, осознанной интерпретации.

Таким образом, овладение рассмотренными выше художественно-выразительными средствами поможет воплотить дирижерский замысел, позволит «сделать шаг» от тактирования к воплощению художественной интерпретации произведения.

Литература:

1.                 1.Живов, В. Л. Исполнительский анализ хорового произведения : [Метод. пособие] / В. Живов. — М. : Музыка, 1987. — 93,[2] с.

2.                2. Живов, В. Л. Хоровое исполнительство:Теория. Методика. Практика : Учеб. пособие для студентов вузов / В. Л. Живов. — М. : ВЛАДОС, 2003. — 270 с.

3.            3 Иконникова, Л. Н. Интерпретаторская культура хорового дирижера: монография / Л. Н.Иконникова – Мн.: Изд. Центр БГУ, 2005. – 143 с. 

4.                 4. Мусин, И. А. Техника дирижирования / И. А. Мусин. – Л.: Музыка, 1967. – 352 с.

5.                 5.Мусин, И. А. Язык дирижерского жеста / И. А. Мусин. – М.: Музыка, 2006. – 232 с.

6.    6. Птица, К. Б. Очерки по технике дирижирования хором: Материалы к курсу техники дирижирования / К. Б. Птица, канд. искусствовед. наук. — Москва ; Ленинград : Изд-во и типо-лит. Музгиза в М., 1948. — 160

 

×
×