Автор: Москалёва Ирина Николаевна
МЕТОДИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО УРОК…
Добрый день, коллеги! Сегодня я предлагаю поговорить об уроке. Казалось бы, что о нём говорить? Но как бы ни менялись Федеральные государственные образовательные стандарты, чего бы ни требовал от нас Профессиональный стандарт педагога, основной ведущей деятельностью учителя остаётся урок. Конечно, я не умаляю роли внеурочной, проектной деятельности, социального партнёрства школы с другими организациями, но первое и самое главное, что должен уметь учитель, — это давать уроки. Даже, наверное, не давать, а режиссировать и продюсировать. Конечно, я говорю о современном уроке.
В чём секрет успешного современного урока? Наверное, каждый думающий учитель создал свою формулу. Из каких компонентов состоит моя? Самый главный маркер хорошего урока для меня – это комфортная обстановка. Урок должен приносить удовольствие всем его участникам. Нельзя получать удовольствие от скучного и однообразного процесса. Поэтому первым и главным компонентом моей формулы является удивление. Я очень люблю удивлять и слегка шокировать своих учеников. Для этого я творчески продумываю начало урока, ту проблемную ситуацию, которая закружит нас в потоке размышлений, ассоциаций и вызовет необходимую для меня мотивацию к решению познавательных задач.
Для меня самой это всегда непредсказуемый процесс, сродни вдохновению, идеи приходят иногда с неожиданной стороны. Это может быть случайно оброненное слово, фрагмент фильма или тщательная работа с научной литературой. И тогда рождается яркое начало урока. Например, неисчерпаемым источником создания проблемных ситуаций для меня является киножурнал «Ералаш». Ролик «Почему мы так говорим» я использую на уроках русского языка разной тематики: это и «Стили речи», и «Лексические средства выразительности»; ролик «Повесть о первой любви» — для темы «Междометие». Если я не могу найти подходящий сюжет, то мы с ребятами сами снимает учебный фильм на 2 – 3 минуты с необходимой нам языковой ситуацией.
Второй компонент современного успешного урока – это юмор. Мне всегда казалось, что на уроке детям и учителю должно быть весело в хорошем смысле этого слова. В 2014 году состоялась моя личная встреча с Сергеем Евгеньевичем Тихоновым, кандидатом филологических наук, доцентом, почётным работником общего образования РФ, который укрепил меня в мысли, что юмор — сильнодействующее воспитательное средство. Об этом говорит и победитель конкурса «Учитель года-2018» Алихан Динаев, обращая наше внимание на то, что 66% российских школьников называют чувство юмора главным качеством идеального учителя. Я уже и не говорю про важность формирования у ребят чувства юмора и осознания богатства родного языка.
Третьим и, пожалуй, самым важным составляющим моей формулы является правильно организованное пространство учебного процесса. 4 года назад мне посчастливилось принять участие в работе выездной московской школы «Фоксворд», где я познакомилась с технологией смешанного обучения и её вдохновителем Н.В. Любомирской. Для меня это было как откровение. На протяжении 12 лет я являюсь преданным сторонником технологии проблемно-диалогического обучения под авторством Елены Леонидовны Мельниковой. Один из этапов данной технологии предполагает работу в группах. Мною были испробованы разные варианты групповой работы, назрела необходимость что-то поменять, поэтому, когда я приняла участие в мастер-классе Любомирской, демонстрирующей возможности одной из моделей смешанного обучения, — «Смена рабочих зон», я поняла, что я нашла то, что так долго искала.
Смешанное обучение — это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн-обучением. Для меня смешанное обучение – это, прежде всего, интересно организованное учебное пространство урока, позволяющее его участникам передвигаться по классу, общаться друг с другом, создавать и представлять собственные продукты.
Реализация смешанного обучения полностью соответствует требованиям ФГОС 3 поколения, а значит, его можно и нужно применять на практике. Конечно, отдельно взятый педагог в отдельно взятой школе не может внедрить смешанное обучение, потому что это система, а вот взять на вооружение одну из моделей очень даже может. Что я и сделала. Базовые и наиболее эффективные модели смешанного обучения в школе: перевернутый класс, ротация станций, ротация лабораторий и гибкая модель. Мне близка модель под названием «ротация станций», или смена рабочих зон.
Учащиеся делятся на три группы по видам учебной деятельности, каждая группа работает в своей части класса (станции): станция работы с учителем, станция онлайн-обучения и станция проектной работы. В течение урока группы перемещаются между станциями так, чтобы побывать на каждой из них. Состав групп от урока к уроку меняется в зависимости от образовательной задачи. Например, одна группа начинает работать под руководством учителя, другая занимается с помощью компьютеров, третья разбивается на подгруппы и работает над групповыми проектами. Группы перемещаются по кругу: ученики, сначала работавшие с учителем, затем переходят к групповым проектам, а далее — в зону онлайн-обучения, где работают на компьютерах.
Цель станции работы с учителем — предоставить каждому ученику эффективную обратную связь. На станции работы с учителем у педагога появляется возможность учесть особенности группы детей, с которыми он работает. Например, если учитель работает с группой отстающих, можно уделить больше внимания теме, которую они не поняли, дать каждому ученику обратную связь по этой теме и предложить индивидуальный план работы над материалом, вызывающим затруднения.
Цель станции онлайн-работы — дать каждому ребёнку возможность развить навыки самостоятельной работы, личную ответственность, саморегуляцию и научиться учиться. На станции онлайн-работы учащиеся могут познакомиться с новым материалом, проверить свои знания и потренировать навыки. Количество ресурсов в системе должно быть избыточным и достаточно разнообразным. Это может быть общий маршрут для каждого — посмотреть видео, ответить на вопросы к нему, потренировать навыки на тренажёре, пройти контрольный тест, а может быть индивидуальный маршрут, разработанный с учётом потребностей и интересов ученика.
Цель станции проектной работы — дать возможность применить знания и навыки в новых, практических ситуациях, развить коммуникативные компетенции и получить обратную связь от одноклассников. На станции проектной работы возможны разные формы применения знаний и навыков: групповые практико-ориентированные задания; небольшие исследования; квесты; настольные игры по изучаемой теме; мини-соревнования и др.
Четвёртым компонентом моей формулы успешного урока является технология проблемно-диалогического обучения. Познакомившись с ней на мастер-классе автора Елены Леонидовны Мельниковой в 2012 году, я полностью изменила подходы к написанию сценария своих уроков. В тот день я поняла, что если на уроке нет проблемы, то тогда зачем мы здесь все собрались. Деятельность человека в любой сфере предполагает решение определённой проблемной ситуации, значит, мы, учителя, должны готовить ребенка к этому в школе. Освоив принципы смешанного обучения, я с лёгкостью смогла внедрить его в свою педагогическую деятельность. Таким образом, я провожу свои уроки, встраивая одну из моделей смешанного обучения в структуру технологии проблемно-диалогического обучения, по следующему сценарию: 1)деление на группы; 2)создание проблемной ситуации; 3)«ротация станций»; 4)представление группового продукта; 5)рефлексия.
Смешанное обучение эффективно, потому что оно вбирает в себя все актуальные тенденции современного образования. Это и проблемно-диалогическое обучение, и системно-деятельностный подход, и личностно-ориентированное обучение, и проектная технология, информационно-коммуникационные технологии, технология критического мышления, игровые технологии… Кроме этого, смешанное обучение полностью учитывает психологические, познавательные и личностные особенности поколений Z и «альфа».
Смешанное обучение настолько эффективно в моей практике, что я в данной форме провожу мероприятия разного формата и с участниками разных возрастов: это и классные часы, и родительские собрания, и методические семинары, и мастер-классы. На сегодняшний день я нашла свою формулу успешного урока.
Что такое урок для учителя? Если открыть этимологический словарь, то станет очевидным, что слово «урок» произошло от слова «рок» с прибавлением приставки у. Данная приставка в русском языке имеет несколько значений: 1) движение внутрь чего-либо; 2) действие, доведённое до конца; 3) действие, которое изменяет исходный размер или параметры чего-либо. Не правда ли, в педагогической деятельности применительно к слову «урок» подойдёт каждое значение? А что такое «рок»? Судьба, предопределение. Значит, современный урок – это не что иное, как судьбоносный путь к познанию, меняющий исходные представления ребёнка о мире.