Автор: Анастасия Анатольевна Пятова
Пятова А. А., МБОУ «Гимназия №1» корпус 3, г. Бийск, Россия
музыкальный руководитель
Инклюзивная образовательная среда как условие развития и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями.
Аннотация: в статье описывается, положи тельный опыт деятельности образовательного учреждения для воспитанников с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) по социальной адаптации, развитию партнёрских отношений с семьёй, формированию инклюзивной компетенции родителей. Данная статья поможет педагогам понять проблемы, возникающие при организации инклюзивного образования, и осветит возможные пути их реше ния. Пособие адресовано педагогическим работникам образовательных организаций, студентам педагогических вузов.
Ключевые слова: социальная адаптация, инклюзивное образование.
В настоящее время система образования претерпевает значительные изменения, обусловленные социально-экономическими, политическими, духовно-культурными преобразованиями в обще стве. Этот этап связан с переосм ыслением обществом и госуда рством своего отношения к инвалидам, не тол ько с признанием равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование.
Реализуется идея, связанная со сменой целевых уста новок в сфере образования. Совре менные реформы в сфере инклюзивного образования предполагают полу ение образования дет ьми с ограниченными возможностями здор овья (ОВЗ) в школах и дошкольных учреждениях общего типа – совместно с нормально развивающимися сверстниками.
Адаптация неизбежна в тех ситуа циях, когда возникают противоречия меж ду возможностями ребенка с ОВЗ и требованиями среды, а усиление образовательной нагрузки чревато болезнями и эмоцион альными стрессами.
Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребёнка значительных усилий, вызывают ряд психологических и педагог ических проблем, как самого ребёнка, так и окруж ающих его взрослых.
Главная проблема «особого ребе нка» заключается в ограничении его св язи с миром, бедн ости контактов со сверстникам и взрос лыми, в ограниченности общ ения с природой, доступа к культ урным ценностям, а иногда — к элемент арному образованию. Так же отмеч ается проблема негативного отношения к де тям с ограниченными возмож ностями со стороны сверстников, наличия физических и психи ческих барьеров, мешающих повышению качества образования детей данной категории. Та кже необходимо воспитывать у сверстников не только толерантное и уважительное отношение к де тям с ограниченными возмож ностями здоровья, но и :
— изменение общественного мнения и неадекватных социальных представлений у детей общеобразовательных шк ол, их роди телей и педагогов по отно шению к детям-ин валидам;
— формирование основ эмпатийного поведения как со стороны обычных сверстников, их родит елей, и со стороны семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида, самого ребёнка-инвалида;
— нейтрализация иждивенческих настроений и стилей поведения детей-инвалидов, их сем ей;
— повышение уровня профессиональной компетентности у педагогов общеобразовательных учреждений в обл асти технологий и мет одик инклюзивного образования.
Среди преимуществ инклюзивного образования для личности и когнитивного развития как детей с ограниченными возможностями здоровья, так и д етей без подо бных ограничений отмеч аются:
— преимущества социа льного характера: разв итие самостоятельности вс ех детей через предост авление помощи;
— обогащение социального (коммуникативного и нравственн ого) опыта детей;
— развитие толерантности, терпения, умение проявлять сочувствие и гуманность; преимущества психологического характера;
— исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности;
Ведущей стратегией в образ овании детей с ограни ченными возможностями здор овья бы ло интегрированное образо вание. Которое предпо лагало создание коррек ционных групп в дет ских садах и кла ссов в школах. Одн ако, выделение «осо бых» классов и гр упп привело к исклю чению этих воспит анников из социа льной жизни шк олы и детс кого сада и созд анию определённых барь еров в общ ении и взаимод ействии.
Тем врем енем, законодательные ак ты и докум енты, составляющие норма тивно правовую осн ову дошкольного образо вания, обращены к де тям с ограни ченными возможностями здор овья. Все без исклю чения, существующие вариа тивные формы дошко льного образования дол жны быть напра влены на обесп ечения равных возмож ностей для полноц енного развития каж дого ребёнка в пер иод дошкольного детс тва, независимо от по ла, нации, язы ка, социального стат уса, психофизических и дру гих особенностей (в том чи сле ограниченных возмож ностей здоровья) . На созд ание благоприятных усл овий развития де тей в соотве тствии с их возрас тными, индивидуальными возмож ностями и склонн остями, развития способ ностей и творч еского потенциала каж дого ребёнка как субъ екта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром (п. 1. 6. ФГОС ДО ).
Исходя из собственного опыта работы с детьми, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и детским церебральным параличом и анализ психолого-педагогической литературы позволили выявить след ующие проблемы такие как:
— неукомплектованность необходимым оборудованием, обучающими и развивающими пособиями и играми образовательного учреждения;
— отсутствие специального медицинского сопровождения образовательного уреждения;
— проблема коммуник ативного и толера нтного характера отно шений в дет ском коллективе, где ес ть особые де ти;
— проблема готовности самих педагогов к работе с детьми с ОВЗ (профессиональная готовность и психологическая готовность);
— неразраб отанность специальных техно логий и мет одик инклюзивного дошко льного образования.
Для реш ения обозначенных вы ше проблем с учё том требований ФГ ОС ДО (п. 3.2 .2.) необходимо соз дать инклюзивную образов ательную среду для полу чения без дискри минации качественного образ ования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Описание особен ностей образовательной деятел ьности в усло виях инклюзивной образов ательной среды опред елило как це ль работы.
Для реали зации поставленной це ли решались след ующие задачи:
— создать инклю зивную образовательную ср еду для де тей с осо быми образовательными потребн остями (устранить архитектурные барьеры, обеспечить технические условия);
— создать педагогические условия: адаптивная образовательная среда (пониженная наполняемость детских групп), психолого-педагогическое сопровождение (методическое обеспечение, индивидуальная образовательная программа, индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия со специалистами и ассистентами); изменить методы и организационные формы обучения (особая форма взросло-детской и детской совместной деятельности с интенсификацией социального взаимодействия типично и атипично развивающихся детей);
— подготовитть социальные условия: формировать широкую инклюзивную культуру у усех участников образовательного процесса и их родителей (проведение уроков толерантности, тематических занятий, психолого-педагогическая поддержка родителей);
— кадровое обеспечение и научно-методическая поддержка специалистов: штат педагогв, социальных педагогв, психологов, дефектологов, врачей; повышение квалификации, обмен положительным опытом (обучающие семинары, разработка методических рекомендаций, индивидуальные и групповые консультации, проблемно-творческие группы, психолого-педагогические мастерские);
— финансовое обеспечение;
— сопровождение семьи.
Образовательная деятел ьность по созд анию инклюзивной образовательной среды осущест вляется в рамках реализации адаптированной основной образовательной программы ДО. «Инклюзивная образовательная среда является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной» (ФГОС ДО п. 3.3 .4.) и адаптированной к детям с особыми образовательными потребностями.
Несформир ованность толерантного отношения детей к воспит анникам со статусом инвалидности диктует необходимость формирования инклюзивной компетентности и вовлечения семей в образовательный процесс. Проблема в освоении инклюзивной культуры может быть успешно решена только при условии создания сплочённой команды педагогов и родителей, заинтересованных в обеспечении благополучной образовательной среды для всех детей.
В связи с этим возникает необходимость в целенаправленной работе с родителями воспитанников по формированию инклюзивной культуры по отношению к детям с ОВЗ.
Одна из основных ошибок родителей в воспитании таких детей заключается в том, что они ограничивают ребенка в общении с другими детьми, думая, что в детском саду за ним не будет должного ухода. Обязат ельным условием разв ития детей с ОВЗ явля ется взаимодействие с дру гими детьми в микрог руппах, что способ ствует формированию социа льных навыков общ ения и взаимод ействия. Совместные фронт альные формы раб оты решают как познава тельные, так и социа льные задачи. Присутствие на занятиях нормально развивающихся детей даёт возможность детям с ОВЗ следовать за сверстниками и учиться у них, а те, в свою очередь, полу чают позитивный опыт общения с дет ьми с ОВ З. Доказано, что име нно в детстве в человеке закладываются навыки социального общения, которые помогут ему во взрослой жизни. Эти нав ыки особенно ва жны для ребе нка, ведь ем у, как прав ило, будет нам ного труднее, чем обыч ному ребенку, обща ться и налаж ивать контакты с окруж ающим миром.
Семья не всегда понимает своеобразие личности ребенка, неадекватно оценивает его возможности, завышая или занижая их. У неко торых родителей отмеч ается негативное отно шение к рекомендуемым оздоров ительно-воспитательным мерам воздей ствия, неверие в ус пех работы с ребе нком. У од них родителей нет жела ния, у дру гих — возможности заниматься с ребе нком. Есть роди тели, которые хо тят заниматься с ребе нком, имеют условия для это го, но не зн ают конкретно, что мо гут и дол жны делать. В св язи с эт им педагоги образовательного учреждения должны ве сти работу с родителями, а иногда и оказ ывать психолого-педагогическую помощь семье.
Просвещение родителей, которому отводиться важная роль в работе педагога, осуществляется посредством следующих форм взаимодействия:
— беседы («Помоги своему ребёнку», «Я такой же, как и все», «Повернёмся друг к другу лицом», «Мы вместе!»);
— родительские собрания;
— индивидуальные и групповые консультации по запросам родителей;
— оформление стендов («Познаю себя как родителя», «играть вместе интересней»);
— круглый стол;
— совместное проведение досугов, праздников, конкурсов, развлечений (примерная тематика мероприятий: «Мама, папа, спортивная семья», «Праздник цветов», «В гостях у светофора», «Здравствуй ёлка!», «Папа-гордость моя!» и др.).
Цель данных мероприятий-создание условий для осознания инклюзивной культуры через воспитание с любовью, добротой, в духе уважения прав человека, вовлечение родителей в процесс воспитания. За несколько лет работы в этом направлении булл получен положительный опыт. Родители доверились и не пожалели об этом, так как прогнозируемый результат по всем направлениям воспитательно-образовательной работы оправдал их ожидания.
Как показало проведённое в конце года анкетирование родителей, все опрошенные отмечают, что совместное воспитание способствует формированию у детей с нормативным развитием положительных качеств личности, обогащению их социального (нравственного и коммуникативного) опыта. Дети стали добрее, внимательнее друг к другу, ответственнее за своего товарища (без напоминания взрослого помогают ему в передвижении, поворачиваются лицом к ребёнку, чтобы он лучше понял обращённую речь), проявляют сочувствие и гуманность. Среди психологических преимуществ родители отмечают отсутствие чувства превосходства у детей с нормативным развитием и комплекса неполноценности у детей с диагнозом ДЦП.
Этому, конечно, способствует работа педагогов и специалистов, направленная на воспитание у детей толерантности в условиях инклюзивного образования. В повседневной игровой деятельности воспитывается открытость и уважение к людям, прививается способность понимать других детей, сохраняя при этом индивидуальность. Игра способствует развитию представления себя как личности, приобретению новых знаний об окружающих. Но главными целями игры являются организация сотрудничества, общение, гармонизация отношений между детьми с ОВЗ и здоровыми детьми. Активное использование игр как в совместно организованной, так и в самостоятельной деятельности детей способствует преодолению многих трудностей, облегчает включение детей с ОВЗ в естественный процесс общения.
Результатом данной работы стали успехи детей с ОВЗ, которые наравне с другими детьми активно участвуют в городских и всероссийских мероприятиях: выставках, конкурсах разного уровня. Примерами могут служить Всероссийский конкурс юных художников «Шаг в искусство», городской конкурс чтецов.
Отношения, которые складываются между детьми с диагнозом ДЦП и их здоровыми сверстникам, определяются в первую очередь поведением взрослых. Дети копируют отношение взрослых (педагогов и родителей) к детям с ОВЗ. Поэтому тесное сотрудничество с семьёй, где ребёнок получает первый опыт взаимодействия с людьми, позволяет достичь прогнозируемых результатов.
Сегодня с уверенностью можно сказать, что коллектив педагогов, воспитанников и родителей детского сада-это большая дружная семья. Инклюзивное образование да ет возможность всем детям в пол ном объеме участ вовать в жи зни коллектива образовательного учреждения, инклюзивное образ ование обладает ресу рсами, направ ленными на стимули рование равноправия детей, и их, уча стия во вс ех делах колле ктива.
Наилучшие условия для развития предусматривают доступную, естественную инклюзивную среду и поиск оптимальных путей, средств и методов успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Это задача всех и каждого из нас. Ведь наполнить чёрно белый мир «особого ребёнка» яркими и светлыми красками можно только совместными усилиями.
Литература
1. Арнаутова Е. П. Социально – педагогическя практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях.
2. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М.: ТЦ Сфера, 2009. — 128с.
3. Давыдова О. И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями: учебное пособие /О. И. Давыдова, А. А. Майер. – СПб.: Детство Пресс, 2012. – 128 с.
4. Денисова О.А. Храрактеристика в социокультурной адаптации и интеграции лиц с сенсорным нарушениями /О. А. Денисова, И. А. Бучилова, В. Н. Поникарова// Социально – гуманитарные знания. – 2007. — №7. – С. 151-158.
5. Крылова Н. Каким должно быть общение детского сада с семьёй?// Воспитание дошкольников. – 2009. — №3. – С. 14-27.
6. Никитина Г. В. Социальная практика как педагогическое понятие. Чита: Молодой учёный, 2011.
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования», 01.01.2014 г.
8. Свободное воспитание в семье и школе: культурные практики детей /Н. Б. Крылова; отв. Ред. М. А. Ушакова. – М.: Сентябрь, 2007. – 191 с.
9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 20.12.2012 № 273 – ФЗ г. Москва.