Инклюзивная образовательная среда как условие развития и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями.

Автор: Анастасия Анатольевна Пятова

Пятова А. А., МБОУ «Гимназия №1» корпус 3, г. Бийск, Россия

музыкальный руководитель

 

Инклюзивная образовательная среда как условие развития и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями.

 

Аннотация: в статье описывается, положительный опыт деятельности образовательного учреждения для воспитанников с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) по социальной адаптации, развитию партнёрских отношений с семьёй, формированию инклюзивной компетенции родителей. Данная статья поможет педагогам понять проблемы, возникающие при организации инклюзивного образования, и осветит возможные пути их решения. Пособие адресовано педагогическим работникам образовательных организаций, студентам педагогических вузов.

                                                      

Ключевые слова: социальная адаптация, инклюзивное образование.

 

В настоящее время система  образования претерпевает значительные изменения,  обусловленные социально-экономическими, политическими, духовно-культурными  преобразованиями в обществе. Этот этап связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, не только с признанием равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими  возможности в разных областях жизни, включая  образование.

Реализуется идея, связанная со сменой целевых установок в сфере  образования. Современные реформы в сфере  инклюзивного образования  предполагают полуение  образования детьми с ограниченными возможностями здоровья  (ОВЗ) в школах и дошкольных учреждениях общего типа – совместно с нормально развивающимися сверстниками.

Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникают противоречия между  возможностями ребенка с ОВЗ и требованиями среды, а усиление  образовательной нагрузки чревато болезнями и эмоциональными стрессами.

Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребёнка значительных усилий, вызывают ряд психологических и педагогических проблем, как самого ребёнка, так и окружающих его взрослых.

Главная проблема  «особого ребенка»  заключается в  ограничении его связи с миром, бедности контактов  со  сверстникам и взрос лыми, в  ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда — к элементарному  образованию. Так же отмечается проблема негативного отношения к детям с  ограниченными возможностями  со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества  образования детей данной категории. Также необходимо воспитывать у сверстников не только толерантное и уважительное отношение к де тям с  ограниченными возможностями здоровьяно и :

— изменение общественного мнения и неадекватных социальных представлений у детей общеобразовательных школ, их родителей и педагогов по отношению к детям-инвалидам;

формирование основ эмпатийного поведения как со стороны обычных сверстников, их родителей, и со стороны семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида, самого ребёнка-инвалида;

— нейтрализация иждивенческих настроений и стилей поведения  детей-инвалидов, их семей;

повышение уровня профессиональной компетентности у педагогов общеобразовательных учреждений в области технологий и методик инклюзивного образования.

Среди преимуществ инклюзивного образования для личности и когнитивного развития как  детей с ограниченными возможностями здоровья, так и детей без подобных ограничений отмечаются:

преимущества социального характера: развитие самостоятельности всех  детей через предоставление помощи;

обогащение социального  (коммуникативного и нравственного) опыта  детей;

развитие толерантности, терпения, умение проявлять сочувствие и гуманность; преимущества психологического характера;

— исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности;

Ведущей стратегией в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья было интегрированное образование. Которое предполагало создание коррекционных групп в детских садах и классов в школах. Однако, выделение «особых» классов и групп привело к исключению этих воспитанников из социальной жизни школы и детского сада и созданию определённых барьеров в общении и взаимодействии.

Тем временем, законодательные акты и документы, составляющие нормативно правовую основу дошкольного образования, обращены к детям с ограниченными возможностями здоровья. Все без исключения, существующие вариативные формы дошкольного образования должны быть направлены на обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) . На создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными, индивидуальными возможностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром (п. 1.6.  ФГОС ДО).

Исходя из собственного опыта работы с детьми, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и детским церебральным параличом и анализ психолого-педагогической литературы позволили выявить следующие проблемы такие как:

— неукомплектованность необходимым оборудованием, обучающими и развивающими пособиями и играми образовательного учреждения;

— отсутствие специального медицинского сопровождения образовательного уреждения;

— проблема коммуникативного и толерантного характера отношений в детском коллективе, где есть особые дети;

— проблема готовности самих педагогов к работе с детьми с ОВЗ (профессиональная готовность и психологическая готовность);

— неразработанность специальных технологий и методик инклюзивного дошкольного образования.

Для решения обозначенных выше проблем с учётом требований ФГОС ДО (п. 3.2.2.) необходимо создать инклюзивную образовательную среду для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. 

Описание особенностей образовательной деятельности в условиях инклюзивной образовательной среды определило как цель работы. 

Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:

— создать инклюзивную образовательную среду для детей с особыми образовательными потребностями (устранить архитектурные барьеры, обеспечить технические условия);

— создать педагогические условия: адаптивная образовательная среда (пониженная наполняемость детских групп), психолого-педагогическое сопровождение (методическое обеспечение, индивидуальная образовательная программа, индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия со специалистами и ассистентами); изменить методы и организационные формы обучения (особая форма взросло-детской и детской совместной деятельности с интенсификацией социального взаимодействия типично и атипично развивающихся детей);

— подготовитть социальные условия: формировать широкую инклюзивную культуру у усех участников образовательного процесса и их родителей (проведение уроков толерантности, тематических занятий, психолого-педагогическая поддержка родителей);

— кадровое обеспечение и научно-методическая поддержка специалистов: штат педагогв, социальных педагогв, психологов, дефектологов, врачей; повышение квалификации, обмен положительным опытом (обучающие семинары, разработка методических рекомендаций, индивидуальные и групповые консультации, проблемно-творческие группы, психолого-педагогические мастерские);

— финансовое обеспечение;

— сопровождение семьи.

Образовательная деятельность по созданию инклюзивной образовательной среды осуществляется в рамках реализации адаптированной основной образовательной программы ДО. «Инклюзивная образовательная среда является содержательно-насыщенной,  трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной» (ФГОС ДО п. 3.3.4.) и адаптированной к детям с особыми образовательными потребностями.

Несформированность толерантного отношения детей к воспитанникам со статусом инвалидности диктует необходимость формирования инклюзивной компетентности и вовлечения семей в образовательный процесс. Проблема в освоении инклюзивной культуры может быть успешно решена только при условии создания сплочённой команды педагогов и родителей, заинтересованных в обеспечении благополучной образовательной среды для всех детей.

В связи с этим возникает необходимость в целенаправленной работе с родителями воспитанников по формированию инклюзивной культуры по отношению к детям с ОВЗ.

Одна из основных ошибок родителей в воспитании таких детей заключается в том, что они  ограничивают ребенка в общении с другими детьми, думая, что в детском саду за ним не будет должного ухода. Обязательным  условием развития детей  с ОВЗ является взаимодействие с другими детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Совместные фронтальные формы работы решают как познавательные, так и социальные задачи. Присутствие на занятиях нормально развивающихся  детей даёт возможность  детям с ОВЗ следовать за сверстниками и учиться у них, а те, в свою очередь, получают позитивный опыт общения с детьми с ОВЗ. Доказано, что именно в детстве в человеке закладываются навыки социального общения, которые помогут ему во взрослой жизни. Эти навыки особенно важны для ребенка, ведь ему, как правило, будет намного труднее, чем обычному ребенку, общаться и налаживать контакты с окружающим миром.

Семья не всегда понимает  своеобразие личности ребенка, неадекватно оценивает его возможности, завышая или занижая их. У некоторых родителей отмечается негативное отношение к рекомендуемым оздоровительно-воспитательным мерам воздействия, неверие в успех работы с ребенком. У одних родителей нет желания, у других — возможности заниматься с ребенком. Есть родители, которые хотят заниматься с ребенком, имеют условия для этого, но не знают конкретно, что могут и должны делать. В связи с этим педагоги образовательного учреждения должны вести работу с родителями, а иногда и оказывать психолого-педагогическую помощь семье.

Просвещение родителей, которому отводиться важная роль в работе педагога, осуществляется посредством следующих форм взаимодействия:

— беседы («Помоги своему ребёнку», «Я такой же, как и все», «Повернёмся друг к другу лицом», «Мы вместе!»);

— родительские собрания;

— индивидуальные и групповые консультации по запросам родителей;

— оформление стендов («Познаю себя как родителя», «играть вместе интересней»);

— круглый стол;

— совместное проведение досугов, праздников, конкурсов, развлечений (примерная тематика мероприятий: «Мама, папа, спортивная семья», «Праздник цветов», «В гостях у светофора», «Здравствуй ёлка!», «Папа-гордость моя!» и др.).

Цель данных мероприятий-создание условий для осознания инклюзивной культуры через воспитание с любовью, добротой, в духе уважения прав человека, вовлечение родителей в процесс воспитания. За несколько лет работы в этом направлении булл получен положительный опыт. Родители доверились и не пожалели об этом, так как прогнозируемый результат по всем направлениям воспитательно-образовательной работы оправдал их ожидания.

Как показало проведённое в конце года анкетирование родителей, все опрошенные отмечают, что совместное воспитание способствует формированию у детей с нормативным развитием положительных качеств личности, обогащению их социального (нравственного и коммуникативного) опыта. Дети стали добрее, внимательнее друг к другу, ответственнее за своего товарища (без напоминания взрослого помогают ему в передвижении, поворачиваются лицом к ребёнку, чтобы он лучше понял обращённую речь), проявляют сочувствие и гуманность. Среди психологических преимуществ родители отмечают отсутствие чувства превосходства у детей с нормативным развитием и комплекса неполноценности у детей с диагнозом ДЦП.

Этому, конечно, способствует работа педагогов и специалистов, направленная на воспитание у детей толерантности в условиях инклюзивного образования. В повседневной игровой деятельности воспитывается открытость и уважение к людям, прививается способность понимать других детей, сохраняя при этом индивидуальность. Игра способствует развитию представления себя как личности, приобретению новых знаний об окружающих. Но главными целями игры являются организация сотрудничества, общение, гармонизация отношений между детьми с ОВЗ и здоровыми детьми. Активное использование игр как в совместно организованной, так и в самостоятельной деятельности детей способствует преодолению многих трудностей, облегчает включение детей с ОВЗ в естественный процесс общения.

Результатом данной работы стали успехи детей с ОВЗ, которые наравне с другими детьми активно участвуют в городских и всероссийских мероприятиях: выставках, конкурсах разного уровня. Примерами могут служить Всероссийский конкурс юных художников «Шаг в искусство», городской конкурс чтецов.

Отношения, которые складываются между детьми с диагнозом ДЦП и их здоровыми сверстникам, определяются в первую очередь поведением взрослых. Дети копируют отношение взрослых (педагогов и родителей) к детям с ОВЗ. Поэтому тесное сотрудничество с семьёй, где ребёнок получает первый опыт взаимодействия с людьми, позволяет достичь прогнозируемых результатов.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что коллектив педагогов, воспитанников и родителей детского сада-это большая дружная семья. Инклюзивное образование дает возможность  всем детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения, инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия детей, и их, участия во всех делах коллектива.

Наилучшие условия для развития предусматривают доступную, естественную инклюзивную среду и поиск оптимальных путей, средств и методов успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Это задача всех и каждого из нас. Ведь наполнить чёрно белый мир «особого ребёнка» яркими и светлыми красками можно только совместными усилиями.

 

Литература

1.      Арнаутова Е. П. Социально – педагогическя практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях.

2.      Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М.: ТЦ Сфера, 2009. — 128с.

3.      Давыдова О. И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями: учебное пособие /О. И. Давыдова, А. А. Майер. – СПб.: Детство Пресс, 2012. – 128 с.

4.      Денисова О.А. Храрактеристика в социокультурной адаптации и интеграции лиц с сенсорным нарушениями /О. А. Денисова, И. А. Бучилова, В. Н. Поникарова// Социально – гуманитарные знания. – 2007. — №7. – С. 151-158.

5.      Крылова Н. Каким должно быть общение детского сада с семьёй?// Воспитание дошкольников. – 2009. — №3. – С. 14-27.

6.      Никитина Г. В. Социальная практика как педагогическое понятие. Чита: Молодой учёный, 2011.

7.      Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования», 01.01.2014 г.

8.      Свободное воспитание в семье и школе: культурные практики детей /Н. Б. Крылова;  отв. Ред. М. А. Ушакова. – М.: Сентябрь, 2007. – 191 с.

9.      Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 20.12.2012 № 273 – ФЗ г. Москва.

 

×
×