Гендерные особенности восприятия в обучении

Автор: Николаева Наталья Васильевна

Понятие о восприятии.

Восприятием называют отражение в коре головного мозга предметов и явлений, действующих на анализаторы человека. В отличии от процесса ощущения при восприятии человек познает не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления окружающего мира в целом.

В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений. Мы воспринимаем, например, классную доску, а не сумму черноты, твердости и прямоугольной формы. Воспринимая, мы не только выделяем группу ощущений и объединяем их в целостный образ, но и осмысливаем этот образ, понимаем его, привлекая для этого свой прошлый опыт. Иначе говоря, восприятие человека невозможно без деятельности памяти и мышления.

Физиологические основы восприятия.

  Специальных органов восприятия нет. Материал для восприятия дают анализаторы. В основе восприятия лежат сложные системы нервных связей. Предметы или явления окружающего мира обладают целым рядом свойств и воздействуют этими свойствами на различные анализаторы. Другими словами, в основе восприятия лежат так называемые межанализаторные связи, связи меж различными анализаторами.

Анализатор – сложный нервный механизм, который производит тонкий анализ окружающего мира, т.е.выделяет  отдельные его элементы и свойства.

  Особенности восприятия девочек

В современной методической литературе, в многочисленных статьях, публикуемых в периодических изданиях, большое значение придается усилению непосредственного эмоционального воздействия литературы на учащихся,  повышению ее роли в эстетическом воспитании, а также повышению творческой активности школьников.  Поэтическое восприятие действительности, эмоциональная впечатлительность, художественная наблюдательность, хорошая образная и эмоциональная память, образное мышление и творческое воображение, богатство языка, обеспечивающее относительную легкость словесного оформления образов.

Девочки относительно свободно излагают свои мысли и пишут довольно большие по объему сочинения на заданную тему (120 – 180 слов). В их сочинениях встречаются развернутые предложения.

                           Особенности восприятия мальчиков

      Мальчики развиваются так физически, так и психологически несколько более медленными темпами, чем девочки. У мальчиков медленнее и труднее вырабатываются такие качества, как ответственность, добросовестность, исполнительность; даже при правильном воспитании выработать у представителей мужского пола эти качества в среднем труднее.

Если в центре внимания девочки,  начиная с раннего возраста, находится человек и сфера его непосредственного бытия – взаимоотношения между людьми, окружающие предметы, то внимание мальчиков привлекают в значительно большей степени отдаленные предметы и явления.

Различия в интересах и склонностях определяют некоторые важные преимущества мужского пола – большую широту мышления, более широкий кругозор, лучшую способность сопоставления отдаленных предметов и явлений, большую объективность обобщения и вместе с тем важные недостатки – меньшую бытовую приспособленность, худшее понимание необходимого в сравнении с пониманием возможного.

×
×