Здоровьесберегающие технологии с учетом Федеральной образовательной программы

Автор: Цищ Елена Владимировна

    Здоровьесберегающие технологии с учетом Федеральной образовательной программы

 

Аннотация. Здоровье детей – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья детей, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.[1]

Ключевые слова: здоровье, дети, физическое развитие, воспитание, образование, образ жизни.

 

«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом лёгким и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужна врождённая способность и умение, то есть навык, но весьма не многие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка необходимы специальные знания».                                                                                                К. Д. Ушинский. [2]

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет дети проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни.  

     Одной из приоритетной образовательной задачи педагогов в дошкольном образовательном учреждении служит сохранение, укрепление, забота о здоровье детей, развитие у детей простейших представлений о здоровом образе жизни, привитие и воспитание позитивных полезных привычек, в том числе к употреблению в пищу полезных продуктов, правильному рациону дня, необходимости в физической деятельности и активности.[3]

Согласно Федеральной образовательной программе на этапе завершения освоения Федеральной программы (к концу дошкольного возраста) планируются следующие результаты: у ребенка сформированы основные психофизические и нравственно-волевые качества; владеет основными движениями и элементами спортивных игр, может контролировать свои движение и управлять ими; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и личной гигиены; результативно выполняет физические упражнения (общеразвивающие, основные движения, спортивные), проявляет нравственно-волевые качества, самоконтроль и может осуществлять анализ своей двигательной деятельности; проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в ходе занятий физической культурой и ознакомлением с достижениями российского спорта; имеет начальные представления о правилах безопасного поведения в двигательной деятельности; о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его; владеет навыками личной гигиены, может заботливо относиться к своему здоровью и здоровью окружающих, стремится оказать помощь и поддержку другим людям.[6]

      Известно, что человек, который часто устает и изнемогает, не потому, что работает продолжительное время, а именно потому, что не может обеспечить и организовать свой полноценный отдых. К нашему сожалению, развитие у детей умения и навыка правильно и точно наметить и распланировать свой дневной режим, недостаточно уделяется внимания. Возникновению утомления способствует и такой компонент умственной деятельности, как статическое напряжение: часто дети проводят без движения не менее трети суток бодрствования.[4]

          Следовательно, важно обеспечить оптимальную двигательную активность — рациональное сочетание режима физической нагрузки и умственной деятельности.

Психолого-педагогические технологии здоровья сбережения:

— снятие эмоционального напряжения: использование игровых и обучающих технологий, продуктивная деятельность по интересам, самомассаж, сказкотерапия, прослушивание звуков природы, разговор с любимым героем, использование центра-уединения, пение, танцевальные движения, спортивные упражнения и т.д.- создание благоприятного психологического климата: одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт дошкольника во время всего пребывания в детской организации.[5]

 С одной стороны, разрешается задача предотвращение переутомления, с другой стороны, возникает дополнительное стимулирование для раскрытия способностей каждого ребенка. Приветливая и доброжелательная обстановка в режиме дня, положительная ситуативная беседа, внимание к любым высказываниям, умение слышать высказывания детей, корректное изменение  ошибок,  которые были допущены, стимуляция к самостоятельной деятельности, сдержанный и уместный юмор, — это далеко не все качества, которыми может располагать воспитатель, который стремится к росту и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Физическое развитее обеспечивает охрану жизни и укрепление здоровья ребенка, гигиенический уход, питание.[6]

Также, важно определить, что в обстановке психологического благополучия и эмоциональной отзывчивости увлеченность, интерес заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному образовательному процессу и, как следствие, к более высоким результатам;

— формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, физическая культура: как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить ребенка с дошкольного возраста ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов стать успешным человеком. В совместной деятельности взрослого и ребенка, любая образовательная область может быть использована для напоминания ребенку правильного отношения к своему здоровью, режиму дня. Также с детьми освещаем вопросы по формированию основ безопасности у дошкольников;

— комплексное использование личностно ориентированных технологий: сюда можно отнести технологии проектной деятельности, обучения в сотрудничестве, обучение рядом. Для решения этих задач применяются такие компоненты, как использование проблемных творческих заданий, самостоятельный выбор ребенком   разных способов выполнения заданий, выбор материала. Рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что нет, почему не получилось, как можно исправить.

       Таким образом, для повышения качества дошкольного образования в условиях динамично меняющего мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий сферы образования фундаментальное значение  имеет здоровый образ жизни, мотивация сохранения здоровья.    

          Представленные технологии помогут становлению у ребенка ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек); целенаправленности  и саморегуляции в двигательной сфере.[7]

×
×