Автор: Кугай Илона Александровна
И. А. Кугай
(магистрант., направление «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста », Институт Детства, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
Работа посвящена проблеме выявления педагогических условий для успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению — это важный этап в их развитии, который требует специальных педагогических условий. Представленная система работы с родителями является одним из условий для успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.
Ключевые слова: адаптация детей раннего возраста, ранний возраст, адаптация, дошкольное образовательное учреждение.
Актуальность успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению нельзя недооценивать. Детский сад –это новый период в жизни каждого ребенка.
Это новый опыт его коллективного общения. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными и тревожными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей — потребность в безопасности и защищенности.
Представьте себе мир маленького ребенка- когда мама и папа рядом, знакомые игрушки, любимая кроватка –и вдруг в один день все это меняется.
Мама приводит ребенка в детский сад, когда для ребенка это незнакомое помещение, незнакомый воспитатель, незнакомые игрушки и дети, которых много и они все плачут. Когда ребенок попадает в такую среду — он находится в состоянии сильнейшего стресса. И чтобы справится с этим – ему необходимо пройти период адаптации.
В данный период в адаптации есть три главных стороны — это родители, дети и педагоги. И должны пройти адаптацию не только дети, но родители и педагоги.
Адаптация родителей –это половина успеха адаптации ребенка. И первое, что должен сделать педагог, это придерживаться принципа 5П
Принцип 5П- это : Познакомимся, Правила, Порядок, Признание, Помощь.
Познакомимся: педагогу нужно обязательно познакомится с родителями ребенка. Можно это сделать и онлайн и офлайн. Подключить субботники, провести экскурсию в группе, провести чаепитие и родительское собрание.
Правила: педагог должен рассказать правила детского сада. Но не те правила, которые есть на сайте ДОУ. Дать те правила, которые будут актуальны здесь и сейчас, которые будут актуальны только в момент привыкания. Эти правила должны быть четкие и постепенные.
Порядок: педагог показывает родителям, что у каждого ребенка индивидуальные вещи, рассказывает какой порядок в группе. Во время адаптации нужно вовремя приводить ребенка, а не в последнюю минуту, чтобы воспитатель успевал оказать должное внимание ребенку, у которого острая фаза адаптации. Так же, важность соблюдения режима дня – это то, что обязательно должен донести педагог до родителей.
Признание: педагог должен уважать родителя, чтобы не произошло. Признавать и принимать родителей. Даже если родитель проблемный, с ним совсем нелегко – как мудрый педагог, он должен понять его и принять.
Помощь: педагог готов всегда прийти на помощь, должен подсказать и проконсультировать родителя в том, что он не знает и не понимает.
Эти пять принципов, важны для педагога, и для формирования успешной адаптации. Также, работа с родителями стоит еще на трех китах, это :вместе, понятно, и спасибо.
Вместе: педагог проговаривает вместе с родителями все нюансы и проблемы. Формы работы с родителями, могут быть разнообразны: консультация, экскурсия, родительское собрание, текст в чате- всё, чтобы все родители были освещены. Когда говоришь с одним родителем – порой получается что это глухой телефон. Все родители должны получать информацию в полном объеме.
Понятно: должна быть полная ясность во всём. Педагог объясняет четко, ясно и понятно. И главное- доступно для родителя и на доступном ему языке.
Спасибо: -это благодарность. Педагог должен благодарить как можно чаще родителей. «Я благодарю вас, в том, что вы меня услышали и стали приводить ребенка раньше. Он стал меньше плакать, и я провожу с ним больше времени» Важно дать величайшее признание родителям, в том, что они ваши помощники и это очень важно и ценно для всех участников образовательного процесса.
Практика показывает, что сейчас родителям не хватает качественной информации и помощи, и проблема адаптации актуальна на сегодняшний день. Если педагог и родитель объединяют свои усилия – то это и будет залогом успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.