Мир головоломок в работе учителя-дефектолога

Автор: Разина Елена Викторовна

«Мир головоломок в работе учителя-дефектолога»

Разгадать её не просто,

И работа трудоёмка,

Помогает мыслить остро,

Умная – (головоломка)

Конечно, эта загадка о головоломке.

И тема моей публикации «Мир головоломок» в работе учителя-дефектолога».

Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, перед педагогом постоянно возникает задача, как развивать и совершенствовать умение у ребёнка логически рассуждать и действовать, чтобы в будущем он мог самостоятельно мыслить и не ждать решения всех вопросов от взрослого.

Ведь у детей с ОВЗ:

— плохо развиты основные компоненты наглядно-образного мышления и взаимосвязь между ними;

— затруднены актуализация образов представлений об окружающей действительности и словесные обобщения имеющих образов;

— недостаточно сформированы мыслительные операции;

— слабо сформированы представления о целостных предметах и их свойствах, качествах, признаках;

— не сформированы представления о причинно-следственных связях.

И так, работая с разными методами и технологиями, я заметила, что одной из наиболее эффективной технологией является головоломка.

Головоломка — непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.

Некоторые головоломки известны с глубокой древности.

Эпохой расцвета в средневековой истории головоломок можно считать конец IX века.

В России и странах бывшего СССР известны Анатолий Калинин, Владимир Красноухов, Борис Кордемский, как создатели механических головоломок, а также Андрей Богданов, Ольга Леонтьева и другие как авторы головоломок на бумаге.

Цель: развитие творческих способностей с помощью игр головоломок.

Задачи:

— учить детей обдумывать и планировать свои действия,

— формировать умение строить от простого к сложному,

— способствовать развитию познавательного интереса, мелкой моторики, памяти, речи, внимания, логического и пространственного мышления.

Головоломки делятся на несколько видов:

1. Механические головоломки

2. Головоломки, направленные на решение конструктивных задач

3. Головоломки, направленные на решение геометрических задач

4. Головоломки комбинаторного характера – стратегические

5. Буквенные головоломки

Работая с играми — головоломками выделили следующие принципы коррекционной работы :

• навязывать игры нельзя

• не стоит подавлять инициативу

• начинать следует с самых простых головоломок

• рекомендовать детям вслух проговаривать свои действия

• внимательно, но ненавязчиво следить за ходом игры

• не раскрывать секретов, лучшая подсказка –это вопрос

• индивидуальный подход к каждому

• не выносить низких суждений по поводу способностей ребёнка.

• учитывать настроение ребенка.

Итак, что же развивает головоломка:

— пространственное мышление,

— мелкую моторику,

— совершенствовать внимание и память, сообразительность и абстрактное мышление.

Где можно использовать головоломки? 

— образовательная деятельность,

— индивидуальная работа,

— самостоятельная деятельность детей.

Головоломка – игрушка на все времена. В наше время очень много людей

увлекаются головоломками. Они любимы не только детьми, но и взрослыми. Игра помогает развивать логическое мышление, геометрическую интуицию и творческое воображение. И я желаю вам, уважаемые коллеги, творческих успехов!

×
×