Автор: Корякин Иван Алексеевич
Обучение шахматной этике на основе просмотра мультфильма.
Как известно, маленьким шахматистам удерживать внимание бывает очень сложно, и поэтому очень эффективными будут наглядные методы обучения шахматам. Есть много мультфильмов, посвященных шахматам. Для ребят я выбрал мультфильм “Три кота” – серию, посвященную шахматам.
Краткий сюжет: главный герой, кот Компот умеет играть в шахматы, но не может найти достойного соперника, и пытается сыграть то с одним то с другим героем. Проблема в том, что каждый новый соперник проигрывает: не умеет играть, либо боится проиграть, либо не хочет изучать сложные правила. В итоге главный герой находит достойного соперника в лице мамы.
Перед показом мультфильма детям раздаются листочки с двумя столбцами. В левом столбце нужно записывать, что герои делают правильно, с точки зрения шахмат, в правом – то что делают не правильно. Получатся примерно следующие варианты:
Правильное действие |
Неправильное действие |
Пожал руку сопернику перед игрой |
Разбросал шахматы из-за поражения |
Не боится трудностей даже не зная правил |
Вывалил шахматы из доски, вместо того чтобы доставать по одной-две фигуры |
После поражения поблагодарил соперника |
Соперник хочет играть только черными |
Ищет разных соперников а не играет с одним |
Ходит только одной фигурой потому что она ему нравится |
Компот отмечает, что не будет чемпионом, если будет не с кем тренироваться. |
Соперник разозлился |
И так далее… |
И так далее… |
Таким образом, можно определить, у кого из воспитанников получилось больше пунктов на листочках. В процессе просмотра, можно удерживать серию на паузе, несколько раз, чтобы ребята успели записать свои результаты.
В итоге урок получается очень интересный, с обратной связью от детей. Практика показала, что ребята активно включаются в такое занятие и просят проводить таких уроков как можно больше.
Подобные уроки можно также проводить с применением других мультфильмов, посвященным шахматам, а так же киножурнала Ералаш.