Автор: Зудилова Светлана Владимировна
Проект «Моя родословная»
Воспитатель МБДОУ д/с № 408 «Жемчужинка» Зудилова С. В.
Актуальность
Традиции трепетного отношения к заветам предков, к их памяти, к преемственности поколений начали складываться в глубокой древности и вырабатывались тысячелетиями. Этнографические исследования, проводившиеся в нашей стране, свидетельствуют о том, что народы России следовали обычаю, который предписывал знать своих предков и родных до седьмого — девятого колена. История каждого рода является составной частью истории Отечества. Сведения из родословной любой семьи помогают лучше разобраться в исторических событиях, происходивших в стране, дают представление о том, что такое достойная жизнь, подвиг, знакомят потомков с чертами характера, свойственными роду и семье, с достижениями предков, их нравственными ценностями. Кроме того, можно познакомиться с географией рода, узнать, где родились, жили, учились и работали предки. Изучение истории своей семьи позволяет принять, полюбить свой род, своих родных, проявлять к ним терпение, заботу и внимание.
Поэтому одной из важнейших задач является — формирование у детей интереса к истории семьи, своей родословной, семейным традициям. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Изучение истории семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, вызывает желание стать носителем лучших качеств своих предков. В дошкольном детстве начинает формироваться чувство ответственности перед памятью предков, которое несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка.
В ходе проведенной с детьми беседы выяснилось, что у детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «предки», «родословная». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Учитывая все выше сказанное, возникла необходимость в реализации данного проекта с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель проекта: Формирование представлений о себе, своих родителях, бабушках и дедушках, как о наследниках предшествующих поколений; включение ребенка в систему ценностных отношений своих предков.
Задачи проекта:
1. Формировать у детей представление о семье, родословной, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях, проявлять заботу о родных людях.
2. Развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности, развивать любознательность, наблюдательность.
3. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека.
Тип проекта: информационный, краткосрочный (4 октября — 26 ноября 2021)
Участники проекта: дети группы (старший дошкольный возраст), родители воспитанников, воспитатели.
Ожидаемые результаты:
1. Дети узнают больше о своей семье, своих корнях: о членах семьи, традициях, близких и дальних родственниках.
2. Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений, сплочению поколений в семье.
3. Дети проявят интерес к проектной деятельности, научатся использовать различные источники информации для достижения поставленной цели, проявят устойчивый интерес к разным видам детской деятельности.
1 этап подготовительный:
Рассматривание иллюстраций, художественной литературы о семье, фото и т. д. Детям дано задание: вместе с родителями посмотреть познавательные передачи, книги по теме «Моя семья», «Моя родословная. Генеалогическое древо». В группе, в процессе совместной деятельности, воспитанники рассматривали фотоальбомы, слушали книги о семье, о семейных и родственных отношениях, рассматривали картинки о семье, модель Генеалогического древа
2 этап основной:
Воспитатель читаем детям стихотворение Я.Акима «Моя родня»:
Мама с папой — моя родня.
Нет роднее родни у меня.
И сестренка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю.
Скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню волшебная щетка,
Молоток настоящий братишке,
Мяч сестренке, конфета Тишке.
А еще есть друг у меня,
Друг Сережка мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.
Также воспитатель привлекает внимание детей к репродукциям: А.Ван Дейк «Семейный портрет»; И.Хомутова «Семья»; Ф. Кащеев «Утро. Семья».
Воспитатель предлагает детям рассказать, о чем говорится в стихотворении, кто изображен на картинах? Спрашивает детей, как они думают, что такое семья? Предлагает рассказать о членах своей семьи, назвать родственные отношения, имена и отчества своих родных, рассказать о семейных традициях и обычаях.
Для достижения поставленной цели дети отправляются в увлекательное путешествие по изучению своей родословной и разрабатывают его маршрут:
— Уточнить знания о составе семьи, используя фотографии членов семьи.
-Узнать как можно больше о каждом члене семьи (фамилии, имена, отчества прабабушек, прадедушек, бабушек, дедушек, папы, мамы, тети, дяди, братьев, сестер и др. родственников, дату и место их рождения, в какой детский сад и школу они ходили, какое образование получили, где и кем работают, где живут, чем занимаются, их заслуги, награды, увлечения).
— Узнать о происхождении своего имени, фамилии.
— Познакомиться с историей семьи, родословной.
— Познакомиться с семейными традициями и обычаями, семейными реликвиями.
Формы и виды деятельности с детьми:
— беседы;
— ситуативный разговор;
— составление творческих рассказов;
— чтение художественной литературы;
— игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические игры);
— изобразительная деятельность;
— слушание музыкальных произведений.
В ходе реализации основного этапа запланированы следующие мероприятия:
· Беседы: «Семейные традиции», «Моя семья», «Кто это такие – родные?».
· Ситуативный разговор: «В гости к бабушке», «Права и обязанности в семье», «Традиции нашей семьи».
· Составление творческих рассказов на темы: «Выходной день в моей семье», «Семейное путешествие», «Мир семейных увлечений», «Как я помогаю дома», «Мои домашние питомцы».
· Составление описательных рассказов по сюжетной картине «Семья».
· Чтение и обсуждение рассказов и стихотворений: С. Баруздина «Мамина работа», Р. Гамзатова «Мой дедушка», В. Драгунского «Моя сестренка Ксения», Н. Носова «И я помогаю», Э. Мошковской «Про бабушку», В. Осеевой «Сыновья», Т. Белозерова «Бабушка и внучка», Е. Благининой «Бабушка-забота», Л. Воронковой «Бабушкины дела», В. Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом», Т. Шорыгиной «Родные вещи».
· Заучивание пословиц и поговорок о семье.
· Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», «Семья».
· Игры-драматизации по мотивам литературных произведений: Г. Шалаевой «Как вести себя у бабушки и дедушки», В. Осеевой «Обычная старушка»; сказок: «Репка», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка».
· Пальчиковые игры: «Семья».
· Аппликация: «Портрет мамы»
· Рисование: «Лучший в мире папа», «Моя семья», «Мы на отдыхе», «Герб и флаг моей семьи».
· Лепка: «Розы в подарок маме», «Мой папа-спортсмен», «Бабушка и дедушка».
· Изготовление сувениров для членов семьи.
· Слушание произведений П.Чайковского «Детский альбом».
· Праздник «День матери».
· Мастерская по изготовлению генеалогического древа «Моя родословная».
3 этап заключительный:
Составление генеалогического древа «Моя семья – моя родословная»
Совместно с воспитателями и родителями дети готовят к презентации красочный альбом «Моя родословная», в котором размещают свои рисунки, рассказы, стихотворения о семье, изображения генеалогического древа, флага и герба семьи, семейные фотографии