Автор: Южакова Екатерина Дмитриенва
Актуальность. Обучение в школе — процесс сложный и трудный, который требует от ученика высокого сознания и активности, чрезвычайно высокого интеллектуального напряжения, сосредоточенности, внимания, мобилизации волевых усилий и повышенной работоспособности, самоорганизации, рационального распределения времени на обучение и отдых.
Достаточно важным аспектом в успешности обучения является уровень развития познавательных процессов школьника, в частности его внимания, которое непосредственно играет важную роль в учебном процессе, активно способствует качеству усвоения материала. Успеваемость зависит в значительной степени от уровня развития внимания. Внимание является одной из важнейших психических функций, обеспечивающей оптимизацию процессов обучения и воспитания. Оно является динамическим процессом и у одного и той же человека может варьироваться в зависимости от многих факторов [3].
Проблема внимания как одного из факторов успешной деятельности личности давно интересовала ученых, о чем свидетельствуют работы м. Добрынина, М. Ланге, О. Леонтьева, С. Рубинштейна, Т. Рибо и других исследователей. Эта проблема не обошла и школьную психологию, где ее рассматривали Б. Ананьев, О. Лурия, Е. Милерян, В. Петровский, И. Страхов и др.
В исследованиях психологов по проблеме развития внимания в детском возрасте освещают различные аспекты становления этого психического образования: значительное внимание уделяется изучению особенностей социальной ситуации развития и ее влияния на развитие внимания в дитей, возрастным нормам, показателям и особенностям становления детского внимания, проблемам развития внимания у современных ДОШКОЛЬНИКОВ и средствам их преодоления. В работах современных ученых подчеркивается высокая значимость создания оптимальных психолого-педагогических условий для активизации внимания и познавательного развития ребенка [12; 56].
Объект исследования: процесс развития внимания младших школьников.
Предмет: психолого-педагогическая коррекция концентрации внимания у младших школьников в условиях образовательной организации
Цель: разработать и апробировать программу психолого-педагогической коррекции концентрации внимания у младших школьников в условиях образовательной организации.
Гипотеза: программа психолого-педагогической коррекции концентрации внимания у младших школьников в условиях образовательной организации будет эффективной, если:
— будет разработана система психологических занятий;
— будут использованы игровые и компьютерные технологии.
Задачи:
1) Рассмотреть понятие внимания;
2) Рассмотреть психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста;
3) Рассмотреть возрастные особенности развития внимания;
4) Составить программу исследования концентрации внимания;
5) Проанализировать результаты экспериментального исследования.
6) Разработать программу психолого-педагогической коррекции концентрации внимания у младших школьников в условиях образовательной организации.
7) Определить ее эффективность.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; диагностические методики; анализ и интерпретация эмпирических данных, эксперимент.
Теоретической основой исследования являются:
– положение о внимании как ориентировочно-исследовательской деятельности (П.Я Гальперин, К.К. Платонов и др.);
– положение о развитии внимания в онтогенезе (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.)