Буллинг в школьном коллективе как педагогическая прблема

Автор: Юртаева Анастасия Вячеславовна

В настоящее время все более актуальной становится проблема буллинга в школьной среде. Буллинг или травля детей со стороны сверстников сегодня одна из наиболее распространённых трудностей в образовательной организации. Результатом данных трудностей является: повышенный уровень агрессии и насилия в коллективе, различные виды эмоциональных нарушений и невротическое состояния школьников.

В борьбе за лидерство любой желает самоутвердиться на фоне ровесников, и начинается травля подверженных к этому учащихся. «Жертве» очень сложно сменить свой статус, она подвергается постоянным нападкам со стороны «обидчика» и его друзей. Важно осознавать, предупреждать и пресекать любые попытки проявления насилия среди подростков

Буллинг — (англ. bullying) задирание, травля, агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны остальных членов коллектива или его части [3].

Буллинг относится к продолжающемуся физическому или психологическому насилию над человеком или группой лиц, которые не могут защитить себя в определенных обстоятельствах. Сильный индивид или группа с удовольствием причиняют боль, высмеивают, добиваются покорности и уступок. Жертвы часто испытывают стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах [6].

Ниже представлен обзор наиболее распространенных видов издевательств в школах:

1)                  Вербальная (словесная) травля – насмешки, присвоение прозвищ, высмеивание, унижение в присутствие других.

Это словесная травля с использованием грубых слов, включающая в себя постоянные оскорбления, угрозы и неуважительные комментарии в адрес кого-либо (о внешности, вероисповедании, этническом происхождении, инвалидности, стиле одежды и т. д.).

Дети, над которыми издеваются, часто становятся необщительным, капризными, имеют плохой аппетит или наоборот могут переедать.

2)                  Социальное исключение – бойкот, отторжение, изоляция (с ребенком отказываются играть, не хотят сидеть за одной партой).

Социальное издевательство или буллинг с применением тактики изолирования предполагает намеренное недопущение кого-либо в групповую деятельность, например, прием пищи за ужином, участие в игре, занятия спортом или участие в общественной деятельности.

3)                  Физическое насилие – избиение, подзатыльники, удары, пинки, царапанье, толкание, вымогательство, порча вещей.  

Физическое запугивание или буллинг с помощью агрессивного физического устрашения состоит из многократно повторяющихся ударах, пинках, подножках, толчках, обливании жертвы жидкостями и т.д. В отличие от других форм издевательств, физическое издевательство легче всего идентифицировать.

4)                  Интернет-травля (Кибербуллинг) –  преднамеренные оскорбления, угрозы, сообщение компрометирующих сведений. Данная форма издевательств, часто остается незамеченнымой родителями и учителями.

Киберзапугивание или буллинг в киберпространстве заключается в обвинении кого-либо с использованием оскорбительных слов, лжи и неправдивых слухов с помощью сообщений, постов социальных сетях, оскорбления на игровых платформах. Одна из причин, по которой многие дети вовлечены или участвуют в травле в Интернете, заключается в том, что они чувствуют, что все происходит в отдаленном пространстве, и они не знают, что повторяющиеся оскорбления на их личных веб-страницах могут вызвать панику у другой стороны. и даже беспокоиться о своей личной безопасности.

Можно сделать вывод, что в последнее время явление буллинга все больше исследуется психологами и педагогами, положительных тенденций в решении этой проблемы не наблюдается. Буллинг нанесет огромный, а иногда и необратимый ущерб психике и физиологии жертвы, и даже косвенно заставит жертву совершить самоубийство. Кроме того, некоторые жертвы могут стать буллерами и начать травить других, тем самым вызывая больше жертв. Важно, чтобы родители обучающихся (как жертвы, так и агрессора) были подключены к разрешению конфликта на ранних стадиях.

Анализ социальной среды участников буллинга является важным аспектом в понимании и решении проблемы. Социальная среда, в которой происходит буллинг, играет значительную роль в формировании отношений между участниками и определяет их поведение. Понимание социальной среды помогает выявить факторы, которые способствуют развитию буллинга.

Для начала был проведен анализ семьи участников буллинга. Это было важно, так как исследование семьи участников буллинга позволяет определить, какие поддерживающие факторы могут присутствовать в семейной среде. Например, выявление высокого уровня эмоциональной поддержки и коммуникации в семье может указывать на то, что родители могут играть активную роль в предотвращении буллинга и поддержке своих детей.

Также это позволяет разработать индивидуальные подходы к работе с каждой семьей. Например, если в семье присутствуют проблемы взаимодействия или конфликты, то могут быть предложены семейные консультации.

Проведенный анализ показал:

Большинство семей полные. У многих имеются браться, сестры, бабушки, дедушки, дяди и тети. Отношения в семье подростки описывают как «нормальные» и «хорошие»

 При вопросе «Интересуются ли ваши родители вашими отношениями с одноклассниками?» 94.44% ответили «да»

 При вопросе «Интересуются ли ваши родители вашими учебными делами?» 72.22% ответили утвердительно.

Эти результаты показывают, что большинство учащихся имеют поддержку и внимание со стороны своих родителей как в отношении их социальной сферы, так и в отношении их учебной деятельности.

Для подростков важно иметь поддержку и внимание со стороны родителей в отношении социальной сферы и учебной деятельности в классе.

Во-первых, поддержка родителей помогает детям чувствовать себя безопасными и защищенными. Зная, что у них есть поддержка и понимание своих родителей, дети могут быть более уверенными в себе и способными справляться с трудностями, связанными с буллингом. Родители могут предоставить ребенку пространство для выражения своих эмоций и предложить конструктивные стратегии для решения проблемы.

Во-вторых, родители могут быть активными участниками в решении проблемы буллинга. Они могут обратиться к учителям или администрации школы, чтобы сообщить о случаях буллинга и просить принять меры. Родители также могут обсудить с ребенком, какие действия следует предпринять в случае столкновения с буллингом и какие ресурсы доступны для поддержки.

В целом, поддержка и внимание со стороны родителей в отношении социальной сферы и учебной деятельности в классе с буллингом являются важными для благополучия и самооценки ребенка. Они помогают детям чувствовать себя безопасными, способствуют активному участию в решении проблемы буллинга и развитию навыков социальной адаптации. Поэтому важно, чтобы родители проявляли поддержку и внимание к своим детям в таких ситуациях.

Также был проведен анализ психологического климата в классе. Данные предоставлены на рисунке 4.

Рисунок 4 ‒ результаты оценки школьниками психологического климата в классе

 По результатам выяснилось:

27.78% школьников высоко оценивают психологический климат в классе. Им нравятся люди, с которыми они учатся.

61.11% школьникам скорее безразличен психологический климат класса, у них, вероятно, есть другая группа, где общение для них значимо.

Результаты данных показывают, что большинству участников класса безразличен климат в классе. Это означает, что большинство участников не проявляют интереса или не обращают внимания на то, что происходит в классе в отношении буллинга или других проблем.

Такая безразличность к климату в классе негативно влияет на саму группу и отношения в ней по нескольким причинам. Во-первых, отсутствие интереса и внимания к проблемам буллинга может привести к тому, что жертвы буллинга остаются без поддержки и помощи со стороны своих одноклассников. Это может усугубить их эмоциональное состояние и ухудшить отношения в классе.

Во-вторых, безразличие к климату в классе может способствовать распространению буллинга. Если большинство участников не обращает внимания на случаи буллинга или не осуждает агрессивное поведение, то это может создать атмосферу терпимости к такому поведению. Это может привести к тому, что агрессоры будут продолжать свое поведение, а жертвы будут оставаться без защиты.

Кроме того, безразличие к климату в классе может создать разделение и отчуждение в группе. Если участники класса не проявляют интереса к проблемам буллинга или не обращают внимания на них, то это может создать ощущение небезопасности и неприятности для жертв буллинга. Это может привести к тому, что жертвы будут чувствовать себя изолированными и несчастными, а отношения в классе станут напряженными и недружественными.

 11.11% школьников оценивают психологический климат в классе как очень плохой. Один из учеников оказался помощником инициатора, второй жертвой буллинга.

Помощники инициаторов буллинга могут расценивать психологический климат в классе как плохой по нескольким причинам: они могут испытывать негативные эмоции и стресс от своего участия в буллинге. Поскольку помощники часто подвергаются давлению и манипуляциям со стороны инициаторов, они могут чувствовать себя несчастными и неуверенными.

Они могут испытывать страх и тревогу от возможных негативных последствий своего участия в буллинге. Помощники могут бояться, что их действия будут раскрыты или что они станут целью мести со стороны своих одноклассников. Это может привести к тому, что они будут ощущать напряжение и неуверенность в классе. Это может создавать негативную атмосферу и ухудшать общую среду в классе.

Жертвы буллинга могут сталкиваться с систематическими формами издевательств со стороны своих одноклассников. Это может создать негативное и угнетающее окружение, в котором они чувствуют себя неуверенно и незащищенно.

Жертвы буллинга могут почувствовать, что их проблемы игнорируются или не принимаются всеми со стороны сверстников, учителей или других взрослых. Отсутствие активной поддержки и понимания лишь усугубляет их ощущение сурового психологического климата.

Они часто сталкиваются с социальной изоляцией, когда их отвергают сверстники. Они могут чувствовать себя одинокими и не в состоянии установить поддерживающие связи с другими учениками. Это создает ощущение негативного психологического климата в классе.

Обобщая материал второй главы, можно сказать, что изучение личности участников буллинга позволяет нам выявить факторы, которые влияют на участников буллинга. Мы можем узнать, какие характеристики личности могут иметь значение в каждой из ролей буллинга.

Исследование социальной среды, в которой наблюдают за участниками буллинга, также важно. Мы можем оценить семейные факторы, школьную среду, взаимодействие с друзьями и одноклассниками. Это помогает нам понять, какие условия и динамика отношений влияют на участников буллинга.

Данные сведения помогают выявить факторы, способствующие развитию буллинга, определить роль каждой стороны, оценить состояние социальной среды и отношение к данным проблемам. Эти выводы могут служить для разработки эффективных мер по предотвращению издевательств в различных сферах жизни, включая семью, школу.

 

×
×