НАСТАВНИЧЕСТВО – ФОРМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПОКОЛЕНИЙ

Автор: Александрова Александра Гаврильевна

НАСТАВНИЧЕСТВО – ФОРМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПОКОЛЕНИЙ

 Одной из важнейших задач школы является организация профессиональной адаптации молодого педагога к учебно-воспитательной среде. Решить эту проблему помогает школьное наставничество.

Наставничество – это социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального опыта, форма преемственности поколений. Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ школьной действительности и социально-педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профадаптация педагога может протекать длительно и сложно.

Для выпускника педагогических вузов вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс становления в профессии начинающего педагога, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного педагога-наставника.

Д. Клаттербак разграничил две модели наставничества (mentoring):

       «североамериканская модель («спонсорское наставничество» (Sponsoring mentoring)) – подразумевает наставничество человека, старшего по возрасту или более влиятельного своему ученику – протеже, в рамках этой модели происходит одностороннее обучение;

          европейская модель («развивающее наставничество» (Developmental mentoring)) – эта модель подразумевает общение на равных и построение отношений на доверии» [1, с. 8].

Наставник может взять на себя все или некоторые из следующих ролей:

1.     Быть доверенным лицом – это значит проявить свою личную заинтересованность и вселить уверенность в подопечного в критические моменты.

2.     Способствовать установлению полезных связей – наставник должен быть «кладезью всех знаний», включая возможность обращения за информацией к другим специалистам.

3.     Быть «образцом» – наставник обеспечивает положительный образец для подражания.

4.     Быть советником – самый важный аспект роли наставничества состоит в умении выслушивать и предлагать помощь в решении любых проблем.

Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.

Наставник должен помочь выявить плюсы и минусы различных решений, а также дать рекомендации и профессиональные советы [1, с. 8].

При назначении наставника администрация образовательного учреждения должна учитывать следующее:

       педагог-наставник должен обладать высокими профессиональными качествами;

       коммуникативными способностями;

       пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся (воспитанников), родителей.

Условиями успешного взаимодействия субъектов наставнической деятельности являются соблюдение принципов добровольности, принятия своей роли, наличие объединяющих факторов (общность интересов, взаимная заинтересованность и симпатия, взаимное уважение и доверие, эмоциональная близость и чувство привязанности, совместная деятельность), а также готовность к наставническому взаимодействию (для наставника: ориентация на работу с людьми и саморазвитие, ответственность, адаптивность, открытость новым идеям; для подопечного: ориентация на развитие, открытость новым идеям) [2, с.25].

Педагог-наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером: раскрытию потенциала к профессии у специалиста; привлекать его к участию в общественной жизни коллектива; формировать у него общественно значимые интересы; содействовать развитию общекультурного кругозора, его творческих способностей и мастерства учителя. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.

Когда молодой учитель приступает к профдеятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке. Поэтому наставнику необходимо обратить внимание подопечного: на требования к организации учебного процесса; требования к ведению школьной документации; формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся; ТСО (инструктирование по правилам пользования, технике безопасности, возможности использования в практической деятельности); механизм использования (заказа или приобретения) дидактического, наглядного и других материалов.

Обеспечить поддержку молодым педагогам в области:

       практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);

       разработки программы собственного профессионального роста;

       выбора приоритетной методической темы для самообразования;

       подготовки к первичному повышению квалификации;

       освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;

       подготовки к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение разряда.

Выбор формы работы с молодым специалистом в школе должен начинаться с вводного анкетирования, тестирования или собеседования, где он расскажет о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем определяется совместная программа, план работы деятельности начинающего учителя с наставником. Чтобы взаимодействие с начинающими специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен быть ментором, поучающим неопытного преподавателя или только демонстрирующим свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным.

В своей деятельности он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в «малых группах», анализ ситуаций, самоактуализацию и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли. Не следует бояться таких форм работы с молодежью, когда они сами становятся экспертами: присутствуют друг у друга на уроках, посещают уроки своих старших коллег, рефлексируют, обмениваются опытом, мнениями. Следует проводить анкетирование у молодых учителей на протяжении всего процесса наставничества. Цели таких анкетирований: выявить положительное в методработе и наметить проблемы, над которыми нужно работать в следующем году; проследить достижения педагогов по самообразованию, обновлению содержания образования для составления банка данных успешности действий.

Таким образом, рассмотрены потенциалы, получаемые как наставляемым (получение удовлетворения от своей работы, повышение уверенности в себе и мотивации, получение новых знаний и способов решения проблем клиентов, формирование инновационной компетентности), так и наставником (помогает саморазвитию, дает возможность смотреть на вещи с новой точки зрения, бросает вызов собственным знаниям, навыкам и идеям, приносит «признание среди коллег», обеспечивает практическую возможность для наставника понять карьерную траекторию другого сотрудника).

Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволит руководителям образовательных учреждений, педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи становления начинающих педработников в профессии, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.        Клищ, Н.Н. Наставничество на государственной службе – новая технология профессионального развития государственных служащих (зарубежный и российский опыт наставничества на государственной службе) / Н.Н. Клищ, В.А. Январев. – М.: Изд. дом Высш. шк. эконом., 2014. – 64 c.

2.        Круглова, И.В. Наставничество в повышении профессиональной компетентности молодого учителя / И.В. Круглова // Педагогическое образование и наука. – 2007. – № 1. – С.25-27.

3.        Пинская, М.А. Профессиональное развитие и подготовка молодых учителей в России / М.А. Пинская, А.А. Пономарева, С.Г. Косарецкий // Вопросы образования. – 2016. – № 2. – С.100-124.

 

×
×