Автор: Вертушкина Наталья Юрьевна
Методические приемы при подготовке обучающихся к олимпиадам по технологии
Вертушкина Наталья Юрьевна, учитель технологии
МОУ «СОШ № 7», город Коряжма
Без определенной подготовки к олимпиаде написать и выполнить все задания без ошибок очень сложно. Поэтому, чтобы школьники успешно выполнили как можно больше заданий, нужна дополнительная подготовка и разработка заданий по теории и практике.
Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с учеником – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.
Учителю-предметнику в работе необходимо:
• составить план занятий с ребенком, учитывая психические особенности ребенка;
• определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам;
• выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
Что необходимо, чтобы достичь высоких результатов? Успешность выступления зависит от многих факторов: интеллектуальной, физической и психологической подготовки учащегося. Один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка – психологическая поддержка. Поддерживать ребенка – значит верить в него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить ребёнка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать!»
Методика подготовки школьников имеет определенную структуру:
На уроке технологии школьники получают знания, а во внеурочной деятельности они применяют умения использование этих знаний в не стандартных ситуациях.
Внеурочная деятельность. Для подготовки школьников к олимпиаде недостаточно только урочного времени. Необходима организация дополнительных занятий, на которых происходит углубленное изучение отдельных тем и разделов, а также рассматриваются вопросы, выходящие за рамки школьной программы. Кроме того, на дополнительных занятиях значительная доля времени отводится формированию у школьников умений выполнять различные нестандартные, творческие задания, применяя методы ТРИЗ:
· Самостоятельная подготовка школьников. Для эффективной подготовки к олимпиаде необходимо самостоятельное изучение различной дополнительной литературы – это журналы, учебники для подготовки школьников к олимпиадам, решение тестов и выполнение заданий, представленных на сайтах различных олимпиад и т.д.
· Разработка тестов по всем параллелям с учётом требований ФГОС, возрастных особенностей обучающихся и содержания программы по технологии
Для успешного выполнения олимпиадных заданий в подготовке школьников целесообразно использовать элементы теории решения изобретательских задач. Методы технологии ТРИЗ: «Метод мозговой атаки» – мозговой штурм, «Метод контрольных вопросов», «Синектика», «Морфологический анализ», «Ментальные карты» и др.
Очень важно наличие у школьниц творческого воображения, креативности. Именно на развитие этих качеств направлена ТРИЗ – педагогика, основная цель, которой является: Воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Педагогические задачи в теории ТРИЗ:
1. Формирование логического мышления и воспитание творческой личности;
2. Развитие системного мышления;
3. Обучение методам креативного мышления, нахождения нового результата;
4. Пробуждение, тренировка и использование природных способностей человека в изобретательской деятельности;
5. Развитие творческого воображения
В связи с этим на уроках технологии и во внеурочной деятельности с целью подготовки школьников к олимпиаде можно использовать методы ТРИЗ: задания на мышление, логику и внимание у учащихся. Изобретательство – творческая деятельность, в результате которой на основе научных знаний, технических достижений и теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) создаются новые принципы действия и способы воплощение этих принципов в конструкциях инженерных объектов.
Изложу кратко основные рекомендации и идеи ТРИЗ:
· применить известные типовые решения, общепринятые схемы (исполнительский уровень);
· изобрести (создать, спроектировать) новый способ достижения цели или все элементы конструкции выполнить по-новому, своеобразно (творческий уровень). Обладать знаниями – значит уметь их применять, мыслить. Поэтому при подготовке к олимпиаде необходимо уделять значительное внимание развитию навыков мыслительной деятельности, а не запоминанию фактического материала. Развитие у учащихся мышления позволит им легко ориентироваться в новых для них теориях и фактах.
Использование приемов и методов ТРИЗ является на наш взгляд, обязательным компонентом деятельности учителя в подготовке школьников к олимпиаде. Рассмотрим некоторые приемы: 1. Метод фокальных объектов – суть метода состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на совершенствуемый объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию мышления. 2. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) – это метод системного исследования объекта (изделия, явления, процесса), направленный на снижение затрат при его проектировании, производстве и эксплуатации без потери качества и полезности продукции (изделия) для потребителя. 3. Метод Робинзона Крузо – это мысленный эксперимент. Метод позволяет бороться с психологической инерцией, помогает увидеть и использовать обычно неявные, скрытые свойства предметов, причем самым непривычным способом.
Заключение. Участие в олимпиадах разного уровня как для школьника и учителя – это один из путей открытия самого себя, необходимое условие самореализации и профессионального самосовершенствования. Для того чтобы школьник хотел активно развивать свои творческие способности, ему непременно нужна помощь педагога, который заметит творческую индивидуальность и позволит ей раскрыться в самых различных видах деятельности. Накопление каждым учеником опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий. Если подготовку школьников к олимпиадам по технологии осуществлять в рамках внеурочной деятельности, с использованием специально разработанных заданий, то мотивация обучающихся к участию в олимпиадах и процент правильного выполнения ими олимпиадных заданий повысятся.