Автор: Герасимова Олеся Сергеевна и Солодовникова Татьяна Александровна
Как психологическое утомление и стресс влияет
на жизнь и организм школьника(schoolboy) /студента(student)?
Аннотация:
Подростковый период – переходная стадия физического и психологического развития, которая обычно наступает в период от полового созревания до взрослой жизни (обычно соответствующей совершеннолетию). Подростковый возраст обычно ассоциируется с подростковыми годами, но его физическое, психологическое или культурное выражение может начинаться раньше и заканчиваться позже.
Стресс – совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов-стрессоров (физических или психологических), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).
Утомление — это одно из основных понятий физиологии и гигиены труда.
Результативность любого вида деятельности, любой работы лимитируется утомлением. Проблемой утомления занимаются биологи, физиологи, гигиенисты и социологи, так как вопросы предупреждения утомления и реабилитации непосредственно связаны с производительностью труда.
Введение
Термин «утомление» имеет до 100 различных определений.
Утомление — уменьшение работоспособности, вызванное предшествующей работой, имеющее временный характер. Если оно возникает при умственной деятельности, то говорят об умственном утомлении, а если при физической работе — о физическом утомлении.
Утомление — это ухудшение функционального состояния организма, возникающее вследствие интенсивной кратковременной или менее интенсивной, но длительной работы и выражающееся в снижении ее эффективности, появлении неспецифических изменений физиологических функций и субъективного ощущения чувства усталости.
Утомление — это сложная реакция организма на умеренную, но длительную или сильную и непродолжительную физическую или умственную нагрузку
Эта реакция имеет три аспекта: феноменологический, физиологический и биологический.
Феноменологический аспект — внешнее проявление утомления.
Оно выражается:
— в объективном показателе — снижении количества и качества работы;
— в субъективном показателе — появлении ощущения усталости.
Физиологический аспект — нарушение гомеостаза (постоянства внутренней среды).
В основе этого состояния лежит нарушение баланса «расходование — восстановление» энергетических и пластических ресурсов в структурах, ответственных за деятельность, а затем во внутренней среде организма за счет преобладания процессов расходования.
Главным и объективным признаком утомления является снижение работоспособности, поэтому данная проблема давно привлекала внимание психологов, спортивных тренеров, организаторов труда.
Ранний признак утомления
Первичная симптоматика усталости несколько отличается в связи с генезисом процесса. Если причиной дискомфортного состояния стало умственное перенапряжение, то ранний признак утомления сводится:
- К ухудшению памяти.
- Проблемам к скорости переработки информации.
- Человеку сложно становится сосредоточиться.
- Появляется ощущение пустоты и тумана в голове.
Появление данной симптоматики связано с длительным и интенсивным умственным трудом
Если профессиональная деятельность человека связана с физическими нагрузками, это может быть тяжелая физическая работа или монотонный труд даже с небольшой нагрузкой. Например, такое состояние может наблюдаться у человека, работающего на конвейере, у спортсмена после изнурительной тренировки, у дальнобойщика после продолжительной езды и так далее. Ранний признак утомления такого характера проявляются:
- Возникает желание поспать.
- Апатия.
- Снижается работоспособность.
- Человек начинает работать на автомате.
- Если на начальном этапе рабочий мог производить несколько действий одновременно, например, непосредственно выполнять свои профессиональные действия, разговаривать, поглядывать в окно, то, со временем, его сил хватает только на работу.
- Постепенно происходит сбой в координации движения и организм рабочего начинает тратить больше энергии, чтобы выполнить ту же работу.
- Производительности труда падает.
- Идет потеря внимания, человеку сложнее концентрироваться на выполнении определенных действий.
- Возрастает количество брака.
- Как результат – такая ситуация может привести к несчастному случаю.
- Наблюдается ответная реакция на усталость вегетативной системы
- Повышенное потоотделение.
- Потребность глубже и чаще дышать.
- Повышенный пульс.
- Гиперемия кожного покрова человека.
Нередки случаи, когда утомление приходит от сочетания как физических, так и психологических (эмоциональных) нагрузок.
Утомление при различных видах работ.
Утомление при динамической работе.
При динамической работе, лежащей выше предела утомления, возможность непрерывного восстановления отсутствует, так как длительность периода расслабления меньше времени, необходимого для восстановления. Восстановление запасов энергии и удаление молочной кислоты происходят не полностью, и возникает накопление остаточного утомления.
Утомление при статической работе.
Работа по удерживанию, которую приходится выполнять в каждодневной жизни, обычно превышает предел утомления. Вызываемое ею утомление связано с исчерпанием запасов энергии в последовательности. Только при работе поддерживания, требующей усилия менее 50% максимального и продолжающейся более 1 мин, кровоток становится фактором, ограничивающим работоспособность.
Нервно-психическое утомление.
Нервно-психическое (центральное) утомление приводит к снижению трудоспособности из-за нарушений центральной нервной регуляции. Среди его типичных симптомов следует отметить замедленную передачу информации, ухудшение функций мышления и решения задач, ослабление сенсорного восприятия и сенсомоторной функции. Такое утомление сопровождается отвращением к работе и снижением работоспособности, а иногда из-за него возникает склонность к депрессии, беспричинной тревоге или пониженной активности, а также раздражительность и неуравновешенность.
Данное утомление вызывают:
1) длительная умственная работа, требующая усиленной концентрации, чрезвычайного внимания или тонкого навыка;
2) тяжелый физический труд;
3) однообразная работа в монотонном ритме;
4) шум, слабое освещение и температура воздуха, неблагоприятная для труда;
5) конфликты, озабоченность или отсутствие интереса к работе;
6) заболевание, боль и недостаточное питание.
Механизмы развития утомления. Виды утомления.
Умственное утомление подразделяют на несколько видов: сенсорное, перцептивное, информационное.
Сенсорное утомление развивается в результате длительного и интенсивного воздействия раздражителя на органы восприятия, например, сильного шума, света т.д. При этом первичные изменении возникают в сенсорных системах от рецептора до коркового анализатора.
Перцептивное утомление связано с трудностью обнаружения сигнала, например, при больших помехах, малой интенсивности сигнала, трудности дифференцирования. Локализовано преимущественно в корковом конце анализатора.
Информационное утомление развивается вследствие недостаточности или избыточности информации. При этом наибольшая нагрузка падает на динамику межцентральных отношений, заключающуюся в замыкании временных связей между различными структурами в ЦНС и оживлении ассоциативных связей, позволяющих правильно отразить в сознании объективную картину внешней среды.
Эмоциональное утомление характеризуется наибольшими изменениями в структурах ЦНС, формирующих эмоциональные состояния, главным образом, в лимбической системе.
Смешанное, или общее, утомление имеет достаточно сложный физиологический механизм, однако важную роль в нем играют выраженные нарушения в ЦНС
Симптомы подросткового стресса:
· Отдаление от сверстников и близких людей
· Рассеянность внимания, забывчивость
· Постоянно утомлённое состояние (угрюмость, апатичность)
· Циклическая смена настроения: от состояния беспредельной радости вы тут же переходите к состоянию глубокого расстройства
· Появление агрессии
· Внезапная гиперактивность подростка
· «Поминутное» курение, частое распитие алкогольных напитков, ежедневный шопинг
· Недовольство собственной фигурой, чрезмерное стремление похудеть
Все это является симптомами стресса у подростка/школьника. Важно вовремя заметить эти признаки и начать решать проблему.
Факторы, вызывающие стресс ( stress ) у подростков(teenager)
Подростковый период сопровождается множеством переживаний и изменений, которые могут быть источником стресса. Важно понять, что каждый подросток уникален, и то, что вызывает стресс у одного, может быть несущественным для другого. Ниже мы рассмотрим некоторые из ключевых факторов, которые могут вызывать стресс у подростков:
1. Академические требования и сдача экзаменов:
Школьная успеваемость и требования учителей могут стать огромным источником стресса для подростков. Ожидания окружающих и страх неудачи на экзаменах могут вызывать тревогу и беспокойство.
2. Социальные взаимодействия и давление сверстников:
Подростки стремятся соответствовать стандартам и ожиданиям своей социальной группы. Проблемы с дружбой, конфликты и давление со стороны сверстников могут оказывать значительное воздействие на психическое состояние подростков.
3. Семейные конфликты и нестабильность:
Семейная динамика и конфликты могут сильно повлиять на подростковый стресс.
4. Проблемы идентичности и самоопределения:
Подростки сталкиваются с вопросами касательно своей идентичности, жизненных целей и будущего. Неопределенность и неуверенность в себе могут привести к стрессу и тревоге.
5. Воздействие интернета и социальных сетей:
Подростки все более сталкиваются с воздействием социальных сетей, что может привести к сравнению себя с другими и неудовлетворенности своей жизнью. Буллинг в сети также может быть источником стресса и тревоги.
Психологические последствия стресса у подростков
Интенсивный и продолжительный стресс может оказать серьезное воздействие на психическое здоровье подростков. Вот некоторые из психологических последствий, с которыми они могут столкнуться:
1. Депрессия и тревожность:
Подростки, переживающие стресс, могут стать подвержены депрессии и тревожности. Они могут испытывать чувство беспомощности и отчаяния, что влияет на их настроение и эмоциональное состояние.
2. Низкое самооценка и снижение мотивации:
Длительный стресс может повлиять на самооценку подростка и уменьшить его мотивацию в достижении целей.
3. Проблемы с сосредоточенностью и учебной деятельностью:
Подростки, переживающие стресс, могут испытывать трудности с концентрацией и затруднения в учебе.
4. Поведенческие изменения и риск развития зависимостей:
Некоторые подростки могут обращаться к неконтролируемым стратегиям справления со стрессом, таким как злоупотребление веществами или агрессивное поведение.
Физические последствия стресса у подростков
Помимо психологических эффектов, стресс также оказывает влияние на физическое здоровье подростков:
1. Влияние на иммунную систему и склонность к болезням:
Длительный стресс может ослабить иммунную систему подростков, делая их более уязвимыми к инфекциям и болезням.
2. Сон и пищевые привычки:
Стресс может сказаться на качестве сна подростков, вызывая бессонницу или нарушения сновидений. Кроме того, стресс может повлиять на их пищевые привычки, приводя к перееданию или, наоборот, потере аппетита.
3. Воздействие стресса на физическое развитие:
Длительный стресс может повлиять на физическое развитие подростков, например, замедлить рост и развитие.
Изменение работоспособности у учащихся в процессе учебной деятельности
В первой половине учебных занятий, у большинства учащихся работоспособность сохраняется на относительно высоком уровне, обнаруживая подъем после первого урока. К концу третьего урока показатели работоспособности ухудшаются и еще больше снижаются к концу четвертого урока.
Наблюдения за изменением функционального состояния организма детей в процессе приготовления ими уроков показали, что наиболее плодотворно они работают 45 мин. Наиболее эффективная продолжительность приготовления уроков учащимися вторых классов составляет 1 ч. Большая по сравнению с указанной для каждого класса продолжительность домашних учебных занятий проходит при значительно сниженной работоспособности учащихся, что не может обеспечить успешного выполнения задания. Кроме того, чрезмерно продолжительные учебные занятия неблагоприятно отражаются на состоянии здоровья учащихся, так как неизбежно приводят к сокращению длительности их сна и активного отдыха на открытом воздухе.
Утомление школьников.
Анализ динамики умственной работоспособности показал, что к факторам утомления, в первую очередь, относятся порядок, номер урока, т.к. показатели умственной работоспособности у учащихся подвержены изменению в течение учебного дня, недели, года. У большинства здоровых детей отмечается два выраженных подъёма работоспособности: первый – с 8 до 11 часов, второй – в 16 — 17часов.
К концу недели работоспособность снижается. Максимальные её значения отмечаются во вторник и в среду, в пятницу – снижение. Эти особенности необходимо учитывать при построении режима, отводя на деятельность, предъявляющую к организму повышенные требования, часы, совпадающие с оптимальным функциональным состоянием.
Механизмы борьбы со стрессом
Подростки имеют различные стратегии борьбы со стрессом. Важно научиться эффективно справляться со стрессом, чтобы избежать отрицательных последствий на психическое и физическое здоровье:
1. Научитесь эмоциональной самоподдержке
Главное правило в борьбе со стрессом: меняйте отношение к себе. Часто, сталкиваясь со сложностями и погружаясь в тревогу, мы автоматически начинаем критиковать не только окружающих, но и себя, причем порой совершенно без повода. Хроническое недовольство собой, вызванное сторонними, внешними факторами, существенно отражается на всех сферах нашей жизни. Оно крайне вредно и совершенно не помогает нам в стрессовой ситуации, даже наоборот, еще больше поднимает уровень внутреннего напряжения. Поэтому в первую очередь учимся самоподдержке.
2. Щадите себя
Если стресс продолжительный и вы не можете повлиять на его источник, то сконцентрируйтесь на максимальной заботе о себе. Старайтесь правильно и полноценно питаться, пользуйтесь гаджетами и приемами, которые уменьшат время готовки и позволят при этом не жертвовать разнообразием в меню. Сократите вредные продукты, исключите алкоголь; в моменте он может действовать расслабляюще, но на следующий день сработает как депрессант и наградит вас мрачным настроением, сонливостью, чрезмерной раздражительностью. Не только готовка, но и другие повседневные дела — уборка, покупка продуктов, — отнимают наше время и силы, поэтому действенной помощью и подлинным актом заботы о себе будет в этом случае покупка.
3. Не пренебрегайте сном и отдыхом
Оптимальное количество сна для взрослого человека — 8 часов, это прописная истина. Лучший промежуток для качественного сна — с 22:00 до 6:00. Именно в эти часы организм вырабатывает мелатонин — гормон, помогающий телу вывести накопленные токсины. Многие виды смарт-часов имеют трекеры сна, которые следят за сердечными сокращениями, рассчитывают время сна и пробуждения, продолжительность фаз сна и дают рекомендации, как улучшить качество ночного отдыха.
4. Фильтруйте свое инфополе
Нервная система реагирует на все стимулы вокруг: свет, цвет, звуки, информационный шум. Поэтому необходимо фильтровать информацию и ограждать себя от негативных вещей, которые вредят вам. Уменьшайте количество звуковых раздражителей вокруг: выключайте телевизор, компьютер и телефон. Используйте беруши, если вокруг шумно. Постарайтесь уменьшить зрительную нагрузку: меньше листайте ленты социальных сетей, исключите мигающий свет, спите в темноте. Но главное — фильтруйте контент, который вы читаете и слушаете.
5. Окружайте себя приятными людьми и выстраивайте границы
Люди — прежде всего социальные существа, и нам необходимо быть среди других людей, ощущать некую общность. Нам важна среда, в которой мы живем, она прямо влияет на нас, поэтому качество окружения воздействует на наше эмоциональное состояние. Исключите из окружения тех людей, которые унижают, оскорбляют и плохо относятся к вам. Ограничьте общение с теми, кто сомневается в вас, ваших способностях или качествах. Если не общаться с ними невозможно, то пресекайте вербальную пассивную агрессию, ядовитые шутки и сарказм в свой адрес. Умение отстаивать личные границы — важный и нужный скилл, который пригодится и в работе, и в учебе, и в повседневной жизни. Окружите себя теми, кто вам нравится, с кем вам хорошо, кто любит и поддерживает вас, кто вас вдохновляет и рядом с кем вы растете, развиваетесь. Проводите больше времени с близкими и друзьями
6. Занимайтесь спортом
Тело и психика неразрывно связаны, тело первым реагирует на стресс мышечными зажимами и психосоматическими болями. Хорошая новость в том, что через тело можно напрямую воздействовать на стресс. Поэтому регулярно занимайтесь спортом, давайте своему телу физическую нагрузку.
7. Уделяйте время любимым занятиям и хобби
Есть много методов борьбы со стрессом и у всех они могут быть разными. Кому-то может помогать пение, кому-то бег, у каждого человека свои методы.
Семья, школа и общество играют ключевую роль в управлении стрессом у подростков:
1. Поддержка семьи:
- Открытый диалог и поддержка со стороны родителей.
- Содействие созданию спокойной и поддерживающей семейной обстановки.
2. Роль школы:
- Развитие программ поддержки и консультаций для учеников.
- Создание образовательной среды, способствующей эмоциональному благополучию.
3. Поддержка общества:
- Расширение доступа к психологической помощи и консультациям.
- Проведение информационных кампаний о стрессе и его управлении.
Профилактика и управление стрессом у подростков (школьников/студентов)
Для того чтобы помочь подросткам и школьникам справляться со стрессом и снизить его негативное влияние на их здоровье и развитие, можно применять различные профилактические меры и стратегии управления стрессом:
1. Образование и осведомленность:
- Проведение образовательных программ о стрессе, его природе и методах борьбы с ним.
- Поддержка психологических лекций и мастер-классов в школах и молодежных центрах.
2. Физическая активность:
- Спорт и регулярные физические упражнения могут помочь снизить уровень стресса, улучшить настроение и общее самочувствие.
3. Психологическая поддержка:
- Обеспечение доступа к консультациям психологов и терапевтов для подростков, столкнувшихся с сильным стрессом.
- Проведение групповых терапевтических сессий для подростков с общими проблемами.
4. Развитие навыков борьбы:
Обучение подростков адаптивным стратегиям борьбы со стрессом, таким как медитация, дыхательные упражнения и управление эмоциями.
5. Поддержка со стороны окружающих:
- Созидание поддерживающей и доброжелательной среды в семье, школе и обществе.
- Открытое общение и слушание подростков со стороны родителей и педагогов.
Заключение
Подростковый стресс (стресс школьников/студентов) – это сложное явление, которое может сказаться на психическом и физическом здоровье молодых людей. Понимание факторов, вызывающих стресс, и последствий, которые он может иметь, является важным шагом для создания поддерживающей среды, способствующей здоровому развитию подростков.
Список литературы
1. Смирнов В. М. Физиология человека. М.: изд. Медицина, 2002, с. 545 – 553
2. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. «Культура здоровья ». Екатеринбург, 2003. С. 163-175
3. Хрипкова А. Г. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: изд. «Просвещение», 1990. С 63-75
4. Книга: “Выгорание. Новый подход к избавлению от стресса” Эмили Нагоски и Амелия Нагоски
5. Кон И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. – Москва : Просвещение, 1982. – 2007. – С. 54–55.
6. Книга: “Психология влияния. Убеждай, воздействуй, защищайся” Роберт Чалдини. 2018г.
7. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. М.: Советский спорт, 2008. С. 224-226
8. Ткаченко Б. И. Нормальная физиология человека. М.: изд. Медицина, 2005, с. 872-879